Интервью

«Легче мем сделать или фильм снять» — Антон Ермолин и Рамиль Хадиулин о фильме «Ниша»

Если настроить биолокацию, то вы придете к кинотеатрам, где сейчас показывают фильм «Ниша». Об одном из самых причудливых российских дебютов года и культурных слоях, его породивших, с режиссером Антоном Ермолиным и сценаристом Рамилем Хадиулиным поговорил Павел Пугачев.

«Ниша» — ваш второй совместный фильм после короткого метра «Кроны нагнетают ветер». Как вообще ваш дуэт появился?

Антон Ермолин: Сейчас «Расёмон» будет.

Рамиль Хадиулин: Однажды я пришел на день рождения к оператору Павлу Емелину, где встретил Виктора Прокофьева, куратора «Святой Анны», на этом фествиале я когда-то давно показывал свой выпускной фильм «Я за отца досматриваю сны»… Витя не сразу меня вспомнил, но мы быстро разговорились, и он сказал, что «есть такой выпускник ВГИКа, Антон Ермолин, который собирается снимать по Осокину и ищет себе сценариста — я думаю, вы с ним сойдетесь». 

Антон Ермолин: А я тогда за пять тысяч рублей, большая часть которых ушла на вино, снял короткий метр «Ортино урочище», экранизацию рассказов Дениса Осокина. Его взяли на «Кинотавр», показали на «Святой Анне», где я познакомился с Витей, который в итоге и познакомил меня с Рамилем. 

Р.Х.: Нас свел Осокин и утвердил Учитель. 

А.Е.: А потом я читал-читал, увлекался культурой и мифами Севера, про западных Поморов, заклинания ветром…. Рассказал об этом Рамилю, и сделали новую версию старого джазового стандарта: нечто подобное было у Федорченко и Осокина, но мы и не гонялись за новизной. И пока я снимал эту историю, «Кроны нагнетают ветер», Рамиль за это время написал «Нишу».

В этой истории есть все слагаемые плохой студенческой работы
«Ниша». Реж. Антон Ермолин. 2023

Как всё тесно устроено. 

А.Е.: С Осокиным мы в итоге познакомились только на ММКФ, когда показывали «Нишу». Денис посмотрел фильм и подарил мне манок на свиристель.

Р.Х.: Осокин всегда где-то незримо присутствует. Я когда еще до ВГИКа учился в Казани, он там читал драматургию, но почему-то мы с ним тогда так и не пересеклись.

Мы думали, что надо снимать как Рейгадас, а писать как Осокин
Моль, лети за мной — «Ниша» Антона Ермолина Моль, лети за мной — «Ниша» Антона Ермолина

В киноповести указано, что идея принадлежит Эркину Газизову. В чем она заключалась и как была сформулирована?

Р.Х.: Эркин — мой друг и киношник до мозга костей. В том смысле, что всегда мыслил форматами кино. Однажды он остановился у меня на съемной в Москве и говорит: «Есть такая история. Лежит парень на кровати, мучается бездельем, и вдруг видит моль, садящуюся на фотообои, и начинает снимать эту моль». И замолчал. «И всё?» — «Да, и всё». А я уже тогда был типа драматургом:

«Смотри, это не история, а завязка. Историей это было бы, если б он выложил эту съемку на YouTube, забыл о ней и вдруг получил приглашение на фестиваль, проходивший в торговом центре с шубами — и вот он открывает шкафчик, а там ниша, в которой оборудован кинозал, где сидит моль и аплодирует фильму. Фильм назывался бы „Ниша“».

Начали писать короткий метр, который, как это часто бывает, разросся до полного. Вообще, в этой истории есть все слагаемые плохой студенческой работы: есть некий страдающий парень, который не реализовался как режиссер и ковыряется в потолке.  

«Ниша». Реж. Антон Ермолин. 2023

А я правильно понимаю, что это был ваш дипломный сценарий? Как проходила его защита? 

Р.Х.: Нелепо. Во-первых, я писал его в формате киноповести, подумав, что раз я учусь у Рязанцевой, то с чего бы мне писать «американку» [общепринятый в индустрии формат записи сценария, в котором каждая страница равна минуте экранного времени — примеч. ред.]. Мне потом сказали, что писать надо американкой, «иначе будут проблемы». Во-вторых, работу надо было сдавать в специальной черной папке, что я принял просто как рекомендацию, а не обязательное условие. В итоге я приношу киноповесть в красивой красной мраморной папке и некоторые члены комиссии вообще отказались ее читать, звучала фраза: «Вы сдали не сценарий, а литературное произведение. Зачем нам его читать?» Но, кто прочитал, были разного мнения. В частности, Юрий Арабов говорил, что всё в нем устроено не так, как должно быть в дипломном киносценарии. Он меня ругал, но так ругал, как иных не хвалят. Самое смешное, что на тот момент у меня уже была версия сценария в «американке», написанная для студии «Рок».

А.Е.: Алексею Учителю как раз очень понравился сценарий. 

Р.Х.: Он читает всё, любой сценарий вообще, что редкость для продюсера. Думаю, даже если ему в стихах сценарий принести, он всё равно его прочитает. Это не по-индустриальному немного, наверное, но по-нашему. 

Получается, вопрос «как вы нашли финансирование на такую штуку?» отпадает. Вам не пришлось уговаривать продюсера. Это сделал текст?

А.Е.: Скорее, ему меня пришлось немного уговаривать. Я в какой-то момент начал сомневаться, что потяну эту историю, но Алексей Ефимович меня убедил. 

Р.Х.: Мы думали, что надо снимать как Рейгадас, а писать как Осокин, но, к счастью, вовремя поняли, что не смотрели толком Рейгадаса и не читали особо Осокина. И пошли в другую сторону. 

Первый съемочный день пришелся на 27 февраля 2022-го
«Ниша». Реж. Антон Ермолин. 2023

Актеров вы как собирали? Был ли дримкаст? Приходилось ли кого-то долго уговаривать?

А.Е.: На роль Ипполита, которого в итоге сыграл Михаил Тройник, мы думали позвать рэпера Хаски, но получили от его агента отказ. А после показа в Ханты-Мансийске на «Духе огня» ко мне подошел парень в маске, представился Димой, фильм хвалил, и когда я уже понял, что предо мной Хаски, то спросил у него, почему он отказался. Оказалось, он не читал сценария. Вообще, много разных проб было, вариантов, отказов. Но Елену Николаеву, например, мы практически сразу утвердили на роль Марьям, как и Сергея Гилева, и Алексея Подольского. Интересный был процесс на всех этапах, но сложный. Первый съемочный день у нас пришелся на 27 февраля 2022-го.

У нас даже девиз был: «Приятное ретро, доброе тепло»

Некоторые критики сравнивают ваш фильм с прозой раннего Пелевина, либо же с конспирологическими феериями вроде «Под Сильвер Лейк». С чем вы сами «Нишу» сравниваете? И какие сравнения кажутся вам точными?

Р.Х.: Мне довольно быстро пришло в голову сравнение с «Петровыми в гриппе» Алексея Сальникова. Смешно было: я книгу читал еще давно и забыл, а как вышел фильм Серебренникова, удивился, насколько некоторые сцены у нас похожи даже на уровне сценария. Кое-что даже поменял после этого. Но это еще ладно. Я тут работал над одним сценарием про космонавта, который так и не полетел, и после первого драфта узнал, что у Пелевина есть роман «Омон Ра» с не просто похожим сюжетом, но схожими структурными паттернами и финальным твистом. Вот только тот роман Пелевина я не читал прежде. А с «Нишей» наш монтажер сказал, что она чем-то похожа на «Город Зеро», а мне же нравится этот фильм, только я о нем не вспоминал.

А.Е.: «Сумасшедшая помощь» еще. 

Р.Х.: Я советовал Антону посмотреть раннего Хлебникова до съемок, но в итоге рад, что он тогда не стал этого делать. Также со «Слугой» Абдрашитова и Миндадзе было, хотелось быть на него похожим, невероятное абсолютно кино.

А.Е.: Я его кстати так и не посмотрел до сих пор. Сегодня соберусь. Обещаю.

«Ниша». Реж. Антон Ермолин. 2023

Насколько ты, Рамиль, был вовлечен в процесс создания фильма? Обычно же сценарист просто отдает текст и дальше никак не участвует, но тут явно несколько другая история. 

Р.Х.: В индустрии, мне кажется, не так все происходит. Работа у сценариста продолжается весь цикл, особенно на монтаже, когда выясняется, что надо переписать некоторые реплики. Тут я был вовлечен во все этапы.

А.Е.: Кроме съемочного. 

А мне показалось, или фильм на пленку снят? 

(Антон и Рамиль долго молча улыбаются.) 

А.Е.: Показалось.

Р.Х.: Но мы к этому стремились. 

Отмирание одних организмов — это и витальность других организмов

А.Е.: Колорист у нас был очень хороший. Я когда посмотрел прошлым летом «Экспресс» Руслана Братова, мне очень понравился и сам фильм, и как он покрашен. А у нас уже был назначен колорист, которого нам посоветовали. И мы сидим, пьем с ним чай, я говорю: «Знаете, мне очень понравилось как фильм „Экспресс“ покрашен». «Ну, так я его и красил», — получил в ответ. Но референсы у нас все пленочные были. Хочется однажды что-то на пленку все-таки снять.

Р.Х.: Правильно будет сказать, что мы интуитивно ориентировались на кино застоя? Это же есть и в сценарии, эта атмосфера. 

А.Е.: У нас даже девиз был: «Приятное ретро, доброе тепло». От нашего художника Максима Малеева. И мы так и снимали, там много теплого света, теплых цветов, фильм такой теплый. Но при этом есть ощущение застоя, духоты внутри. Форма немного ностальгическая, но по содержанию — ковры, моль, духота. Мне показалось правильным построить всё на таком контрапункте.

Р.Х.: Тогда это казалось актуальным. И в 2020-м, и в 2021-м многие сравнивали нашу эпоху с ранними восьмидесятыми. 

«Ниша». Реж. Антон Ермолин. 2023
В поисках своего времени — «Отпуск в октябре» Романа Михайлова В поисках своего времени — «Отпуск в октябре» Романа Михайлова

Хочется продолжить тему. Практически одновременно с «Нишей» в прокат вышел «Отпуск в октябре» Романа Михайлова. Много вообще в современном и, что важно, молодом российском кино ностальгии по эпохе застоя. С чем, по-вашему, это связано?

Р.Х.: Знаешь, есть такая вещь, как нижний интернет. Стримы, где люди делают всякое за донаты. Есть даже донатные философы. Это в целом помойка, клоака, которая не выплевывает, а засасывает. И есть такой человек Ежи Сармат — религиовед, антикоммунист, интересная личность (никому не советую). Включил я его стрим недавно, а там Роман Михайлов. Гостя представляют: «Интересный лектор, философ», и ни слова про кино. Обсуждают там фракталы, физику, жутко увлекательно. А фильмов его я не видел еще. Здорово, что мы с ним пересеклись в чем-то, такая правильная струя. Это преамбула. Я забыл: а в чем был вопрос?

Рефлексия просто всегда после действия случается

Мне про ностальгию по СССР. У нее есть, грубо говоря, два полюса: с одной стороны, такое сугубо политическое измерение — стабильность, какое-то ощущение могучего государства за плечом, а с другой, вроде бы очищенная от идеологии любовь к артефактам эпохи — ковры на стенах, «самый вкусный пломбир», шедевры «Ленфильма» и «Мосфильма». И почему-то многие стремятся куда-то на один из этих полюсов. Я пока не понимаю, в какой больше. 

Р.Х.: Если мы говорим про застойные фильмы 1980-х, там есть тревога во всем. В «Родне» Михалкова — намеки на Афганскую войну, у Миндадзе сплошные, по сути, триллеры, очень страшные, но всё оформлено как милое ламповое советское кино — оттого страшнее. Какое-то предчувствие ужаса, откроешь форточку, а оттуда дует… И когда мы писали и планировали «Нишу», что-то похожее надуло. Но когда фильм вышел, как мне кажется, он моментально устарел. Это уже про какую-то прошлую реальность, которая уже перегрета и немного подгнивает. Но гниение, с другой стороны, это очень жизнетворный процесс. Отмирание одних организмов — это и витальность других организмов. Обидно, что это просто устарело. Все фильмы сейчас выглядят несвоевременными, они становятся исторически-актуальными, по ним можно оценить, что когда-то витало в воздухе. Наш фильм не про то, что сейчас происходит.

Но кино же всегда запаздывает. Производственный цикл – год, два, три – пока поймаешь дух времени, он уже развеется. 

Р.Х.: Но бывает так, что кто-то что-то предсказал. Одни запаздывают, одни переживают, а бывают и актуальные, так что я бы не сказал «всегда запаздывает». Рефлексия просто всегда после действия случается, это да. У кого-то тоньше получается чувствовать происходящее.

«Ниша». Реж. Антон Ермолин. 2023

На какие детали в «Нише» стоит обратить особое внимание при первом просмотре?

А.Е.: Ты имеешь в виду некую интертекстуальность? 

Ну, да. Назовем это «пасхалки».

А.Е.: «Свидетели СССР»! Я не подозревал, насколько это масштабно, пока не приехал к себе на родину, в республику Коми, и не узнал, что там есть их большое сообщество.

Р.Х.: Я бы вообще обратил внимание на метафоры, лежащие на поверхности. Вот та же моль: царство моли, моль серая, человек серый, кличка «Моль»… Разные уровни проникновения есть. Но я слишком увлекся игрой со словами, некоторые казались мне гениальными, но таковыми не являются. Например, фраза «отелился» от Джинсового человека №2, которого играет Дмитрий Куличков — мне казалось, будет понятно, что это сленг людей, путешествующих по телам. Но с экрана непонятно: тут явно требуется сноска.

С бумаги нужно читать просто. 

Р.Х.: Да, возможно, это литературщина как раз. 

А.Е.: Или вот одного героя хоронят по мусульманскому обряду в выемку сбоку могилы, ляхт, что с татарского переводится как «ниша». Еще была задумка, что «Слава пьяный идет по пьяному лесу», и я только потом понял, что люди могут назвать его по-разному: хоть танцующим лесом, хоть кривым. В итоге эта сцена целиком не вошла в фильм, только отдельные кадры.

Р.Х.: Это где Слава идет вдоль искривленных деревьев. Место так и называется: пьяный лес. Считается, что это геопатогенные зоны.

Мы вообще не думали, что у нас будет прокат
«Ниша». Реж. Антон Ермолин. 2023

То есть это было не искажение оптики? Не графика? 

Р.Х.: Надо, видимо, реально комментарии к фильму записать.   

А.Е.: Мы туда реально ездили! В Рязанскую область. Мы заблудились, темнело, долго искали и быстро сняли. 

Р.Х.: Я настаивал, что это очень важная сцена. Было много сил потрачено на то, чтобы снять этот пьяный лес, а оказывается, люди считают, что это искажение! 

(Смеются.)

А не было желания или даже возможности напечатать киноповесть? 

Р.Х.: Эксклюзив! Мы готовим сценарий к выпуску в формате киноповести. Это предложила сделать Яна Сидоркина, хозяйка телеграм-канала «Ты сегодня такой Пепперштейн». Студия дала добро, а я пока хочу немного отредактировать текст для печати. Думаем выпустить ее в самиздатовском формате, экземпляров пятьдесят.

Создание мемов много общего имеет с кино, на самом деле

У фильма довольно успешные фестивальные показы, он многим нравится и обрастает своей фан-аудиторией. Нет ли страха выхода на более широкую аудиторию? 

А.Е.: Мы вообще не думали, что у нас будет прокат. Могли только мечтать, лишь бы был хоть какой-то мизерный прокат, допустим, в «Москино». Или только в онлайн.

Р.Х.: Я как-то решил показать своим родителям — совсем не консервативным людям — «Шапито-шоу». Мне казалось, что это лучшая российская комедия, кино для всех. В итоге один я смеялся весь фильм. Так что и с «Нишей» первоначально я наивно полагал, что пишу прямо зрительское кино и очень был удивлен показом на ММКФ: грубости какие-то говорили, называли фильм «оскорбительным» и посчитали, что это про «стариков, которых нужно на свалку отправить». Такого мы точно не закладывали.

«Ниша». Реж. Антон Ермолин. 2023

Представьте, что вам нужно позвать незнакомого совершенно человека на показ «Ниши». Пустой, допустим, зал, и надо, чтобы хоть кто-то был. Как бы вы представили ваш фильм?

Р.Х.: Мне все еще нравится моя формулировка «конспирологический шарж». Ну, и логлайн еще хороший: «Слава бросает грузоперевозки и не понимающую его жену ради мечты стать экстрасенсом-биолокатором…»

А.Е.: Я обычно начинаю уходить в дебри: вот у нас герой грузоперевозчик, но на самом деле он фотограф, консервирующий реальность в баночки… Плохо у меня получается увлечь зрителя словесно. 

Р.Х.: Зато ты честнее. Без обмана как бы. «Ты готов на это смотреть?» 

А.Е.: Я в этом смысле не разговорчивый. Мне легче какой-то мем сделать, или, не знаю, фильм снять.

Р.Х.: Антон вообще отличные мемы делает. У нас для этого целый телеграм-канал есть. Создание мемов много общего имеет с кино, на самом деле: это же совмещение разных медиумов. Текст и картинка, как минимум. Антон еще музыку хорошую пишет. Режиссерская тема, короче.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: