Фестивали

Фестиваль архивного кино в Москве — Что смотреть?

С 15 по 28 ноября в столице проходит I Московский международный фестиваль архивных фильмов на площадках кинотеатров «Иллюзион», «Москино Космос», «Художественный», а также Центра документального кино и Музея современного искусства «Гараж». Рассказываем, какие фильмы там можно посмотреть и что о них можно прочитать в «Сеансе» и на «Чапаеве».

Программа «Широкий формат»

Тут уж точно необходим экран побольше. Программа широкоэкранного кино в этом году состоит всего из двух лент, но каких: «Повесть пламенных лет» Юлии Солнцевой и «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Обе покажут с 70-мм пленок в большом зале кинотеатра «Москино Космос».

«Дерсу Узала». Реж. Акира Куросава. 1975
Юлия Солнцева — Анта, одэли, ута Юлия Солнцева — Анта, одэли, ута

О Юлии Солнцевой — первой женщине, взявшей приз за режиссуру в Каннах (как раз за «Повесть пламенных лет»), вдове и хранительнице наследия Александра Довженко недавно писала Вероника Хлебникова.

Туманность Солнцевой во многом объясняется тем, что сама она категорически отказалась признать самостоятельной собственную работу, выполненную после смерти Александра Довженко по его сценариям, режиссерским разработкам, дневниковой прозе: «Если бы Довженко был жив, я бы никогда не стала режиссером». Даже знаменитый приз за режиссуру фильма «Повесть пламенных лет», впервые присужденный женщине на Каннском фестивале, был вручен с формулировкой «Мадам Юлии Солнцевой, продолжательнице работы месье Александра Довженко».

Программа «Реставрации и находки»

Трудно представить, где бы еще могли оказаться рядом Луи Фейад, Рената Литвинова и Геннадий Шпаликов. Программа реставрированного кино — одна из визитных карточек «Белых столбов», преемником которого и является фестиваль архивного кино.

Одна из находок этого года — кинопробы и несколько сцен «Незнакомки» (1986) Динары Асановой. Широкой публике их покажут впервые. Постановщица умерла, не успев завершить работу над картиной. Вскоре этот сценарий, написанный Юрием Клепиковым, доведет до экрана Вячеслав Сорокин: увы, фильм, получивший название «Соблазн», большим успехом не станет.

Безупречный человек — Памяти Юрия Клепикова Безупречный человек — Памяти Юрия Клепикова

Что собиралась сделать из «Незнакомки» Асанова, можно узнать из ее дневниковых записей, выложенных на «Чапаеве». О работе над сценарием и последующей судьбе фильма — в большой беседе Юрия Клепикова с Дмитрием Савельевым.

«Незнакомка». Реж. Динара Асанова. 1986
«Молох» — «Сеансу» отвечают... «Молох» — «Сеансу» отвечают…

В новых реставрациях можно увидеть еще две картины «Ленфильма»: «Долгую счастливую жизнь» Геннадия Шпаликова и «Молох» Александра Сокурова. Единственной режиссерской работе Шпаликова посвящена отдельная страница на «Чапаеве», а о «Молохе» мы много писали в 17/18 номере «Сеанса».

Настоящая архивная редкость — «Юдифь и Олоферн» Луи Фейада. Кажется, это его первый кинотеатральный показ в России с дореволюционных времен. Ранняя работа будущего автора «Фантомаса» и «Вампиров» (первых сериалов в истории кино) интересна и тем, что покажут ее цветную, раскрашенную вручную версию.

Рустам Хамдамов: «Я смотрю „Дом-2“» Рустам Хамдамов: «Я смотрю „Дом-2“»

Также советуем посмотреть на большом экране «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова с Ренатой Литвиновой в одной из главных ролей. Долгое время ленту нельзя было посмотреть нигде в пристойном качестве (по сети гуляет плохая DVD-копия). Впрочем, сам режиссер признавал, что и в таком виде у нее было свое обаяние.

А мы с Ренатой Литвиновой ездили на премьеру в Лондон. Фильма у нас не было, брали с собой кассету. На экране было плохое изображение, но там решили, что это андеграунд.

Программа «Тема. Трудный возраст»

Не обходите стороной эту относительно незаметную, но сильную программу, почти все показы которой пройдут с 35-мм пленки и с предисловиями Евгения Марголита. Она собрана из советских фильмах о трудных подростках и сложных взаимоотношениях с коллективом. Обо всем этом можно прочитать в курсе «Чапаева» о школьном кино СССР.

Можно посмотреть на молодого Василия Ланового в его дебютном «Аттестате зрелости» (кстати, на «Чапаеве» есть отдельная страница этого фильма), но отдельно мы рекомендуем тихий шедевр Виктора Соколова «Когда разводят мосты». Об одном из важнейших авторов «Ленфильма» читайте в портретном тексте Олега Ковалова.

«Молодежной» ленте полагалось быть легкокрылой — здесь же представало некое… угасание смолоду. Эта тема в регистре «лирического гротеска» проигрывалась образом того персонажа, ради которого, собственно, фильм Соколова и засматривали до дыр.

«Когда разводят мосты». Реж. Виктор Соколов. 1962

Программа «Художественный. 1909»

Реставрации подвергается не только кино, но и кинотеатры. В недавно открытом после многолетней реконструкции «Художественном» покажут подборку фильмов, которые могли крутить на том же месте в 1909 году, когда открылся этот старейший в Москве кинотеатр.

Как выглядели кинозалы и кинопоказы тех лет в другом русском городе, Петербурге, рассказывала Анна Ковалова.

Что смотреть еще?

В приуроченной к 200-летию классика программе «Персона. Достоевский» встретятся Робер Брессон, Акира Куросава и Анджей Жулавский. Каждый переосмыслил наследие Федора Михайловича по-своему.

Вена — редкий город, породивший отдельный жанр кинематографа. Что такое «венский фильм» и как к нему были причастны Макс Офюльс и Эрих фон Штрогейм, можно узнать в рамках программы «Киностолица. Вена».

Иржи Менцель, Жорж Садуль и Винсент Миннелли рассуждают о природе кинематографа в разных фильмах, отобранных в традиционной для «Белых столбов» программе «Кино о кино».

Посмотреть на Аллу Демидову и Александра Кайдановского в не самых привычных ролях можно на ретроспективе Семёна Райтбурга — ученика Кулешова и Эйзенштейна, ставшего одним из важнейших авторов научно-популярного кино.

«Премьера». Реж. Геза фон Больвари. 1937

Еще одна ретроспектива посвящена Алену Кавалье — 90-летнему (и до сих пор активно снимающему) классику французского кино, перепробовавшему себя в самых разных жанрах и типах кино. Программа собрана из четырех его автобиографических фильмов, с которых, пожалуй, и стоит начинать знакомство с постановщиком: «Этот автоответчик не принимает сообщения» (1978), «Встреча» (1996) и «Кинолюбитель» (2005), а также короткометражная работа «Святые места» (2007).

Юлий Файт о фильме «Мальчик и девочка» Юлий Файт о фильме «Мальчик и девочка»

Ни один фестиваль не может без хитов. В программе «Киноклассика. Повторный прокат» собраны классические советские фильмы, недавно выпускавшиеся в ретроспективный прокат или показанные в этом году. И если «Ивана Грозного», «Берегись автомобиля», «Курьера», «Иди и смотри» и «Восхождение» вы наверняка видели на большом экране не раз, благодаря повторному прокату «Искусства кино», то вот на «Мальчика и девочку» Юлия Файта непременно стоит выбраться, если вы вдруг его пропустили. А после просмотра загляните на страницу фильма на «Чапаеве».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: