То ли еще будет — «Ангелы не жужжат» Александра Селиверстова
«Ангелы не жужжат», и вам не стоит. Лучше сходить на новый фильм Александра Селиверстова в кинотеатр. Картина там появится уже 18 сентября. О празднике абсурда и зрительском гедонизме рассказывает Глеб Колондо.
«Вот как бывает!»
Юрий Антонов
Во время просмотра нового фильма Александра Селиверстова (не путать с создателем дилогии «Я искушен в любви и чистом искусстве» Константином Селиверстовым) вспомнился эпизод из книги Юрия Никулина «Почти серьезно». В начале цирковой карьеры Юрий Владимирович повстречался с провинциальным клоуном Алексом Кустылкиным, который у себя в Нижнем Тагиле разыгрывал перед аудиторией загадочную репризу:
«Инспектор манежа выходит на середину арены и закуривает папироску. Кустылкин, подойдя к нему, строго говорит:
— Вот сейчас придут пожарные и вас оштрафуют.
— Не придут, — отвечает, смеясь, инспектор.
Кустылкин бежит за кулисы и появляется вновь уже в пожарной каске с красной повязкой на рукаве. Важной походкой подходит к инспектору и рявкает:
— Прекратите курить! — и, забирая папироску, требует: — Платите штраф три рубля.
Инспектор манежа отдавал ему деньги. Кустылкин, дымя отобранной папироской, шел к выходу и, не дойдя несколько шагов, оборачиваясь, говорил зрителям:
— Вот так иногда у нас бывает!»
«Ангелы не жужжат» предлагает зрителю калейдоскоп подобных «Кустылкиных». Иногда забавных, иногда довольно пугающих, совершенно необязательных в качестве персонажей, но интуитивно более ценных, чем иные логичные и полноценные герои.

К счастью, Селиверстов никого ничему не учит, не транслирует никаких, извините за выражение, месседжей. Он с увлеченностью ребенка раскладывает пасьянс из абсурдистских, ни из чего не вытекающих и никуда особенно не ведущих снов наяву. А на предсказуемый вопрос въедливого синефила «что бы это значило?» как будто пожимает плечами и бормочет: «Ну, просто вот так иногда бывает».
Основную часть фильма можно было бы смотреть (да и снимать) почти бесконечно
Понятно, бывает всякое — и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом, и «Зеркало» Тарковского, и «Симпсоны», и «Ежик тумане». Но на то, что утверждает свое бытие у Селиверстова, обычно принято плевать с высокой колокольни.
Какой-то мужик два месяца подряд летал на самолетах, гоняясь за солнцем, проверяя, что будет, если исключить в жизни ночь. Потом надоело — бросил. Ну и что? Какая-то парочка возвращается с похорон друга, в смерти которого они винят себя. Посоветовали его супруге сделать пластическую операцию, подправить торчащие уши. Она сделала, похорошела и на радостях ушла от мужа, а бедняга не вынес разлуки. Внезапно парочка решит, что грустить ни к чему — пойдем лучше танцевать румбу (уж не отсылка ли к стародавнему сериалу Pound Puppies, где щенки из приюта тоже в любой непонятной ситуации румбу танцевали?) И затем несколько минут действительно танцуют что-то страстное одним статичным кадром. Кому это надо?
Кому-кому. Мне.

Сложно здесь согласиться с википедией, которая со ссылкой на журнал «7 дней» называет «Ангелов» «контентом, мягко говоря, на любителя». Да ладно: кто ж не любит наблюдать за тем, как разного рода чудаки выделывают странные штуки?
Раз принято, то и держите
Основную часть фильма можно было бы смотреть (да и снимать) почти бесконечно — получилось бы что-то вроде пластилиновой «Жуткой правды» Вернона Чатмана или русского-народного сериала «Городок». Уж зрители бы от этого точно выиграли.
Хотя, конечно, Зинаида Пронченко [ныне признанная Минюстом РФ иноагентом] вряд ли согласилась бы раз за разом повторять свою роль курящей властной дамы из учреждения, занятого переписью населения. Но сама по себе идея привлекать к съемкам известных неактеров, безусловно, удачная. Во-первых, все любят, когда можно радостно ткнуть пальцем в экран, воскликнув: «О, это же эта!» Ну, или этот. Во-вторых, сам прием тоже вполне в духе фильма: с одной стороны, неизвестно, зачем это надо, а с другой — ну а чего, прикольно же.
«Охотники»: «Удовлетворение не наступит»
Правда, финал «Ангелов» кажется уж до пародийности искусственным. Как видно, плести занимательную вязь из портретов современников, напоминающих самых ярких участников капитал-шоу «Поле чудес» 90-х годов, у режиссера выходит лучше, чем сводить все это дело к символической артхаусной глубокомысленности. Вроде как надо же как-то закончить, сделать вывод — так уж в кино принято. Раз принято, то и держите. Сами попросили.

Между тем, гораздо естественнее в конце смотрелось бы камео Кустылкина с его фирменной репликой. Если бы Селивестров все-таки решился сделать сериал, Алекс мог бы появляться в финале каждого эпизода и, разводя руками, обращаться к публике:
«Вот так у нас иногда бывает»
А уж то ли, как говорится, еще будет.
Читайте также
-
Что-то не так с мамой — «Умри, моя любовь» Линн Рэмси
-
Хроники русской неоднозначности — «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского
-
Памяти лошади — «Константинополь» Сергея Чекалова
-
Предел нежности — «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера
-
Это не кровь, просто красное — «Франкенштейн» Гильермо дель Торо
-
Вот так убого живем мы у Бога — «Ветер» Сергея Члиянца