Хроника кино. 2010 год

Нулевые принято считать эпохой возвращения российского кино. После провала девяностых заново отстраивается кинопрокат, несколько прокатных хитов реанимируют подорванное доверие зрителя, на месте умерших советских институций спешно формируются новые. «Сеанс» составляет свой отчет о том, к чему пришло наше кино за пятнадцать последних лет. Хроника событий, мнения экспертов и интервью с представителями индустрии.

Эта история еще не стала учебником. Каждый из двадцати трех авторов этой хроники выполнял свою задачу: писал о премьерах и фестивалях, индустриальных и бюрократических новшествах, смертях и дебютах, не стараясь быть беспристрастным. Вместе эти тексты сложились в гигантский пазл — 15 лет новейшей истории нашего кино.

 

Авторы: Любовь Аркус (Л. А.), Алексей Артамонов (А. А.), Катерина Белоглазова (К. Б.), Наиля Гольман (Н. Г.), Денис Горелов (Д. Г.), Алексей Гусев (А. Г.), Алексей Елисеев (А. Е.), Виктор Зацепин (В. З.), Анна Изакар (А. И.), Андрей Карташов (А. К.), Никита Карцев (Н. К.), Петр Лезников (П. Л.), Лариса Малюкова (Л. М.), Ирина Павлова (И. П.), Денис Рузаев (Д. Р.), Дмитрий Савельев (Д. С.), Максим Семенов (М. С.), Елена Смирнова (Е. С.), Алена Солнцева (А. С.), Василий Степанов (В. С.), Тимофей Степанов (Т. С.), Константин Шавловский (К. Ш.), Лилия Шитенбург (Л. Ш.)

 

11 января

«Школа» на Первом канале. Сериал Валерии Гай Германики вызывает возмущение в Думе. В прайм-тайм показывают, как дети пьют, курят и прогуливают уроки. Критики, наоборот, в восторге — таких изобретательных, с приемами «Догмы 95», сериалов в России еще не делали. Фильм показывают в двух версиях — по телевидению и на специальном интернет-канале; на время Олимпиады телетрансляцию прерывают, что вызывает слухи о политическом давлении. Тем не менее после завершения спортивных соревнований «Школа» возвращается в эфир для громкого финала, который демонстрирует, что это больше, чем один из самых свободных и радикальных проектов отечественного телевидения. Сотрудничество Валерии Гай Германики с Константином Эрнстом продолжится через год сериалом «Краткий курс счастливой жизни», который выведет на новый смысловой уровень жанр женского телекино, до сих пор оккупированный мелодрамами канала «Россия». В. С.

23 января

Умер Леонид Нечаев. «Буратино» с «Красной Шапочкой» были радостно, с песнями и танцами, разыграны в телевизоре звездной труппой Нечаева и, покорив советских детей середины 1970-х годов, навсегда остались его режиссерскими вершинами. «Проданный смех» через каких-то несколько лет звонким эхом уже не отозвался. «Питер Пэн» умел, скорее, радовать повзрослевших зрителей лучших нечаевских сказок, чем их чад. «Дюймовочка» в глазах юного поколения, испорченного гаджетами, предстала и вовсе гостьей из прошлого за очагом, поверх которого решительно нарисован указатель на Хогвартс. Д. С.

17 января

«Как я провел этим летом» показывают в Берлине. Вторую сольную работу режиссера Алексея Попогребского больше оценят за рубежом, чем на родине. С 60-го Берлинского кинофестиваля фильм увезет два приза (награду лучшему актеру разделили Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис, приз за выдающиеся художественные достижения жюри под председательством Вернера Херцога отдаст Павлу Костомарову). В России прокат фильма не вызовет особого ажиотажа. Алексей Попогребский получит двух «Золотых орлов» (лучший фильм и лучший сценарий) и на пять лет замолчит. К. Ш.

21 февраля

Умер Владимир Мотыль. До того как прийти в кино, занимался театром и свою первую любовь на пороге новой режиссерской жизни не оставил. «Женя, Женечка и “катюша”», звонкий фильм с неуместным, по строгой идейной мерке, веселым жизнелюбием в серьезных военных обстоятельствах, не скрывает ни своей театральной природы, ни романтического устройства автора. Комбинация этих качеств (в том числе) поработала и на ошеломляющий успех «Белого солнца пустыни», навсегда поделившего с «Бриллиантовой рукой» первое место в табели о рангах советского кинозрителя. «Звезде пленительного счастья» потребовался, прежде всего, Мотыль-романтик, предложивший нашей интеллигенции соответствующий миф о декабристах, которые выступили здесь, главным образом, благородными мужьями своих самоотверженных жен. Успешная и до сих пор любимая «Звезда…» закрыла краткий, но яркий список главных фильмов режиссера Мотыля, помеченных 1960-ми и 1970-ми. Ничего из последующего, включая очень личный, основанный на семейных сюжетах «Багровый цвет снегопада», вышедший уже после смерти автора, он и сам, наверное, в этот список не включил бы. Д. С.

25 февраля

Умер Владислав Галкин. Родился Влад Галкин в кино белобрысым Геком Финном — закадычным уличным приятелем Тома Сойера из фильма Станислава Говорухина, — и обаяние юного бузотера, не признающего никаких авторитетов, осталось с ним навсегда. Только если его Гек был убедительным порождением американской провинции, то позднейшие персонажи весело и щедро давали прикурить среди родных осин и были этому пейзажу своими в доску. Положительный милиционер в «Ворошиловском стрелке» того же Говорухина и ладный офицер смерша из экранизации Владимира Богомолова — это отступления от главной его темы, от дороги, по которой колесил его лихой дальнобойщик из сериала, всенародно Галкина прославившего; от этой большой дороги, на которой делал что хотел его революционный бандит Котовский, которая легко заводила не пойми куда почти любого из сыгранных им бесшабашных парней с детской улыбкой, включая непокорного поэта Бездомного, и которая привела самого Влада Галкина, впустившего всех этих хулиганов в себя, к смерти — ранней, нелепой, трагической. Т. С.

26 февраля

Открыт сайт ivi. ru. Ему предстоит стать одним из самых популярных онлайн-кинотеатров России, работающих в легальном поле. К 2012 году у сайта будут контракты со всеми крупнейшими американскими дистрибьюторами (это единственная в Европе компания, получающая лицензионный контент от всех голливудских мейджоров). Популярность ivi и других онлайн-кинотеатров быстро растет: уже в 2014 году их совокупная аудитория превысит семьдесят миллионов человек. А. К.

19 марта

Сформирован первый список компаний — лидеров кинопроизводства. На первом заседании попечительского совета Фонда кино утвержден список из восьми компаний, которые получат от Фонда кино по 250 миллионов рублей. В него вошли: «СТВ» Сергея Сельянова, «Дирекция кино» Анатолия Максимова, «Тритэ» Никиты Михалкова, «Централ партнершип» Рубена Дишдишяна, «Профит» Игоря Толстунова, Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и «Рекун» Валерия Тодоровского и Вадима Горяинова. Критериями отбора лидеров были оценка кино- и телезрителей, участие в крупнейших кинофестивалях, призы и награды, а также «продолжительность деятельности на рынке и текущая активность». Абсолютным лидером рейтинга стала компания Сергея Сельянова «СТВ». Список лидеров ежегодно будет переутверждаться, система рейтинга — совершенствоваться, а механизм распределения денег через два года поменяется радикально — вместо равномерного распределения средств компании-лидеры будут защищать свои проекты на открытом питчинге. К. Ш.

29 марта

«Интерны» на ТНТ. Комедийный сериал посвящен будням молодых терапевтов под руководством опытного врача — его роль исполняет Иван Охлобыстин, которого «Интерны» возвращают на орбиту популярности. Съемки «Интернов» проводятся в специально построенном павильоне, впервые в России применяется специальная световая система, камера — Red One. Техническое совершенство заставляет публику вспомнить такие популярные американские медицинские сериалы, как «Клиника» и «Доктор Хаус», однако, по словам создателей, «Интерны», одним из идеологов и режиссеров которого является Максим Пежемский, представляют собой совершенно независимый отечественный продукт. За пять лет в эфир выйдет 260 серий. В. С.

Апрель

Появляется камера ARRI Alexa. От конкурентов производства Red она отличается полным отсутствием сжатия, более совершенной цветопередачей и широким динамическим диапазоном. Качество изображения камер Arri многие считают максимально близким пленке, и они стремительно становятся эталоном в операторском сообществе. А. К.

2 апреля

Европейский университет выпускает «Воображаемое означающее» Кристиана Метца. Написанная в 1970-е годы и давно существующая в рамках семиотического дискурса работа переведена на русский с огромным опозданием. Особенность книги в том, что Метц не рассматривает отдельные фильмы и режиссеров, практически не приводит примеров, а пишет о кино как таковом, сравнивая рассуждения об отдельном фильме в ущерб другим с любовью к одной определенной женщине — исключая остальных, она лишь удостоверяет способность к любви вообще. Это и отделяет Метца от русской школы семиотики, в которой по преимуществу речь шла о конкретных кинотекстах. В целом аналитическая модель, предложенная Метцем, актуальна и для современного киноведения. А. И., Е. С.

8 апреля

Создан Киносоюз. Противники Никиты Михалкова письмом «Нам не нравится» анонсируют альтернативное объединение кинематографистов. В Киносоюз войдет более 150 человек, включая Александра Сокурова, Алексея Германа, Эльдара Рязанова, Виталия Манского [в 2023 году признан Минюстом РФ иностранным агентом], Бориса Хлебникова (он становится первым председателем организации, а потом передаст пост Андрею Прошкину). Однако учреждение оппозиционной площадки останется по большому счету политическим жестом. А. К.

22 апреля

Выходят «Утомленные солнцем 2. Предстояние». Первая часть масштабного постмодернистского комикса в двух частях с воскресшими героями оскароносных «Утомленных солнцем». «УС-2» — главное и едва ли не самое интересное произведение позднего Михалкова, грандиозный и безумный монумент авторству в кино, существующему вопреки всему, в том числе смыслу и логике киноповествования. Самый дорогостоящий проект в отечественном кинематографе подвергается разгрому критического сообщества (который в большей степени связан с публичной деятельностью режиссера, чем с его фильмом) и проваливается в прокате. Сторонники Михалкова объясняют неудачи картины международным заговором. М. С.

19 мая

В Каннах показывают «Счастье мое». Игровой дебют Сергея Лозницы впервые вводит слово «русофобия» в широкий кинокритический оборот. Дело не только в двух небольших флэшбэках из времен Великой Отечественной, в которых многие критики, не замеченные в рядах патриотического лагеря, вычитывают месседж «лучше бы немцы победили»; не столько сценарий, сколько сама сквозная режиссерская интонация, ледяная и лютая, вызывает ужас и гнев. Для тех же, у кого вердикт Лозницы не вызывает отторжения, словосочетание из фильма «тупик нечистой силы» станет своеобразным заголовком к грядущему десятилетию. А. Г.

3 июня

Первый Beat Film Festival. Начинавшийся как приятный пункт московского досуга, небольшой фестиваль во славу документального кино о музыке Beat Film за шесть лет превратится в полноценную просветительскую платформу, круглый год работающую над популяризацией качественной документалистики о поп-культуре и мире больших идей, в том числе и выпускающую документальные фильмы в прокат. За большими идеями следуют и малые дела: новая программа «Смена» уже служит катализатором для превращения любительского русского дока в полноценное кино. Д. Р.

10 июня

Показ «Явления природы» на «Кинотавре». Это первый большой фильм в России, снятый на фотоаппарат. Модель Canon 5D Mark II стала первой полупрофессиональной «зеркалкой», способной записывать видео высокой четкости. За работу с ней Роман Васьянов, который вскоре начнет работать на больших голливудских проектах, получает операторский приз «Кинотавра». Для широкого индустриального применения фотоаппараты останутся слишком рискованными (хотя на Mark II еще снимут «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой), но ими будут активно пользоваться в малобюджетном и студенческом кино. А. К.

17 июня

Выходит фильм «Чужая». Из-за внятности авторского почерка и густой синефильской рефлексии, которыми отмечен дебют Антона Борматова, в киносообществе сразу начинают бродить слухи, что подлинным автором фильма является его продюсер Константин Эрнст. Дескать, прикрылся дебютантом, дабы свободно и привольно, без оглядок на собственный статус, попрощаться с порой своей молодости. Девяностые, которые уже официально окрещены лихими, и впрямь показаны в «Чужой», при всей бесовской мрачности криминального сюжета, не без ностальгии, причем по-взрослому горькой и взвешенной. Слухи так и останутся слухами (в них будут подозревать даже намеренный вброс, сделанный самим Эрнстом), однако ничего, сколько-нибудь сравнимого с «Чужой» по мастерству, Антон Борматов в ближайшие пять лет не снимет. А. Г.

8 июля

«Другое небо» в Карловых Варах. Игровой дебют философа и поэта Дмитрия Мамулии, снятый после совместного с Бакуром Бакурадзе среднеметражного полудока «Москва». Среда та же — лабиринт мегаполиса; таджикский пастух (Хабиб Буфарес из «Кус-куса и барабульки») вместе со своим сыном ищет сбежавшую жену и перебивается случайными заработками. Порывающему с классическим киноязыком дедраматизированному повествованию, основные события которого вынесены за скобки, плоть придают камера Алишера Хамидходжаева и архаические фигуры, в которые складывается современный сюжет. Одного фильма вкупе с интеллектуальной харизмой режиссеру хватает, чтобы открыть свою киношколу; почти сразу же работы выпускников Московской школы нового кино начинают появляться в программах престижных международных кинофестивалей. А. А.

20 июля

Александр Голутва уходит из Министерства культуры. Распоряжением премьер-министра Владимира Путина отправлен в отставку по собственному желанию заместитель министра культуры Александр Голутва. Бывший директор «Ленфильма», продюсер «Особенностей национальной охоты» Александра Рогожкина и «Хрусталев, машину!» Алексея Германа, пришел на пост заместителя председателя Госкино в 1997 году, в 1999 году стал председателем Госкино, а после его упразднения курировал в Министерстве культуры кинематографию. При нем заново возник национальный кинопрокат, начался бум кинопроизводства, появилась «новая волна» российской режиссуры. С его уходом из Минкульта закончится эпоха невмешательства власти в кинематограф. К. Ш.

11 августа

«Гадкий утенок» в Локарно. Первый полный метр режиссера-мультипликатора Гарри Бардина вчитывает в андерсеновский сюжет о преображении пернатого аутсайдера неожиданные подтексты — от ресентимента униженных и оскобленных до манифеста против ксенофобии. Но самые сильные свои идеи и образы «Гадкий утенок» транслирует через динамику взаимодействия кукол и пластилиновых декораций, почти архаическую пластику экранного движения. Д. Р.

Сентябрь

Начинает работу мастерская Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Студенты представляют разные республики Северного Кавказа — региона, в котором никогда не существовало не только кинообразования, но и вообще своего кино. В учебном плане преподавание кинематографических дисциплин сочетается с общей гуманитарной подготовкой; Сокуров привлекает к учебному процессу лучших специалистов из Петербурга и Москвы. К моменту выпуска многие студенты мастерской уже будут иметь фестивальный опыт, в том числе международный (одна из презентаций их работ пройдет в Локарно). В 2016 году на «Ленфильме» завершится производство полнометражного игрового фильма «Софичка» выпускницы мастерской Сокурова Киры Коваленко. А. К.

Сентябрь

Основана Enjoy Movies. Компания Георгия Малкова и братьев Сарика и Гевонда Андреасянов специализируется на недорогих комедиях с медийными лицами в главных ролях. Играя на понижение, чемпионы производства фильмов в жанре «доброе кино» быстро становятся лидерами российской киноиндустрии. К. Ш.

9 сентября

«Бриллианты» Рустама Хамдамова в Венеции. Это пятая по счету картина Хамдамова и вторая, добравшаяся до зрителя. В Венеции фильм попадает в программу «Горизонты», при Марко Мюллере отведенную для формальных экспериментов на грани кино и других искусств. Спродюсированный Любовью Аркус и Константином Эрнстом фильм снят на «Ленфильме». По форме это сюрреалистическая стилизация, графичный черно-белый силуэт «ревущих двадцатых». В главной роли — прима Мариинского театра Диана Вишнева, а завершает фильм одноименный балет Джорджа Баланчина с ее участием. По плану режиссера «Бриллианты» — первая часть трилогии «Драгоценности», продолжить которую должны «Яхонты». А. А.

11 сентября

«Овсянки» в Венеции. Алексей Федорченко нашел тайный ключ к прозе Дениса Осокина еще в среднеметражном «Шошо». «Овсянки» продолжают линию их успешного сотворчества, принесшего режиссеру славу певца локальных культур. Интимный эпос о давно растворившемся в костромских лесах и реках народе меря выдуман писателем и сценаристом от начала до конца, о чем вряд ли подозревает венецианская публика. Абсолютно самобытное для российского контекста кино в Венеции встречено овацией; Михаил Кричман получает приз за операторскую работу. К. Б.

23 сентября

Новый госзаказ. Фонд кино обнародовал список «социально значимых» проектов. Преобладают картины военно-патриотической тематики, но даже их названия заставляют усомниться в художественной значимости или коммерческом потенциале будущих фильмов. Впоследствии большинство из них хотя и будет завершено, но так и не дойдет до зрителя, и только один проект — «Святитель Алексей», сменивший название на «Орду», получит два «Серебряных Георгия» Московского кинофестиваля. В целом же появление нового госзаказа сообщество встречает сдержанно-равнодушно. К. Ш.

13 октября

Выходит «Кочегар» Алексея Балабанова. Фильм развивает «якутские мотивы» в творчестве режиссера, начатые в «Реке» (в фильме звучат фрагменты романа Вацлава Серошевского «Хайлах», главную роль исполняет Михаил Скрябин — Сунька из «Груза-200»), которые автор переносит в жанр криминальной драмы. «Кочегар», как и большинство фильмов Балабанова, остался незамеченным за пределами России (международная премьера состоялась во внеконкурсной программе Роттердамского кинофестиваля), хотя, по замечанию критика Алексея Медведева, он полностью укладывается в тенденцию «последнего фильма», обозначившуюся в творчестве крупнейших режиссеров в начале 2010-х годов (Бела Тарр, Клинт Иствуд, Гас Ван Сент). К. Ш.

22 октября

Первый фестиваль «2-in-1». Основанный ушедшими из команды фестиваля «2morrow/Завтра» продюсером Ренатом Давлетьяровым и программным директором Алексеем Медведевым смотр из-за проблем с финансированием просуществует всего три года, но останется ярким событием в истории фестивального движения. А. К.

8 ноября

«Реальные пацаны» на ТНТ. Своим бескомпромиссным подходом к реальности сериал напоминает недавно прошедшую по Первому каналу «Школу» Валерии Гай Германики и даже заходит чуть дальше. Создатель «Реальных пацанов» Антон Зайцев делает ставку на точную имитацию популярного тележанра — реалити-шоу, главным героем которого становится «простой пермский пацан Колян». По авторскому замыслу, диалоги телешоу не прописываются в сценарии, а додумываются на площадке, а пилотная серия снимается в 2009 году на любительскую камеру. Заставку для сериала снимает Павел Костомаров, который как раз в этот момент вместе с Александром Расторгуевым работает над полудокументальным проектом «Я тебя люблю». В. С.

13 декабря

«Фиксики» на канале «Россия». Проект создан студией «Аэроплан» по мотивам повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Идея сериала про крошечных человечков, которые втайне от людей ремонтируют бытовую технику и прочие полезные устройства, принадлежит Александру Татарскому. «Фиксики» быстро наберут популярность, обрастут мерчендайзом и будут готовиться к премьере в кино (релиз полнометражной версии сериала назначен на 2017 год). Л. М.

27 декабря

«Карусель» начинает вещание. Новый детский канал образован слиянием «ТелеНяни» и «Бибигона» (лучшие передачи этих двух каналов при объединении будут сохранены). Вскоре появится и международная версия «Карусели», которая будет доступна русскоязычным зрителям в странах СНГ, Прибалтики, Западной Европы, в США, Канаде и Израиле. Л. М.

28 декабря

Умер Владимир Вардунас. «Праздник Нептуна», выпавший в отечественном календаре на самое начало перестройки, огласил окрестность громким и радостным известием о том, что «двое новых гоголей явились». Одним из двух был он, сценарист Владимир Вардунас, высмеявший нашу большую деревню Малые Пятки и мгновенно прославившийся, — в соответствии со своим псевдонимом, еще дедом превращенным в фамилию и на литовском означающим «известный». Талант сатирического письма для кино — великая редкость, и Вардунас обладал им вполне. Но не ворованный, подаренный воздух ему вреден. Поэтому, наверное, «Фонтан» бил уже в меньшую силу, «Окно в Париж» радовало выборочными видами. Последующие работы Вардунаса уступали в успешности этим трем, но его «Праздник» навсегда с нами. Д. С.

НИИ киноискусства теряет самостоятельность. Единственный в мире специализированный киноведческий институт становится структурным подразделением ВГИКа. Слияние двух организаций, а точнее, поглощение одного института другим, следует за мыслью Владимира Путина превратить ВГИК в большой учебно-исследовательский центр, которую он высказал во время визита в киношколу в 2009 году. Но в этом шаге видна и другая логика: Министерство культуры начинает избавляться от самостоятельных гуманитарных НИИ (через год новый министр Мединский пожалуется на то, что в стране слишком много гуманитариев). Впоследствии НИИК еще и лишат собственного здания в центре Москвы, переселив во ВГИК. А. К.

Читать дальше: 2011-й


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: