Интервью

Разрисованный целлулоид — Параллельная анимация Бориса Казакова

25 октября в «Порядке слов» в рамках «Послания к человеку» покажут анимационные работы петербургского режиссера и художника Бориса Казакова. После сеанса — встреча с режиссером. Кроме того, до конца ноября в Галерее Марины Гисич идет его выставка. Публикуем давно ждавшую своего часа беседу мастера бескамерной анимации с Ирой Дмитриевой и Глебом Сегедой.

Борис Казаков. Фото: Глеб Сегеда

Параллельная анимация и эксперименты с пленкой

Вы рисуете как большие полотна, так и миниатюрные изображения, в то же время работаете с кинопленкой. Какое определение вам ближе — режиссер, аниматор, или просто художник?

Художник — это человек, который создает миры. Когда вы смотрите фильм, разглядываете картину, слушаете музыку — всё это созданные кем-то миры. С помощью чего они творятся — фильма, печатного полотна или живописной графики — вопрос второстепенный.

Вы начинали с живописи?

Я рисовал с раннего детства, но никогда не позиционировал себя как человека, который будет зарабатывать этим на жизнь, и не считал это серьезным занятием.

Как дошло до фотографии и кино? У вас тут много самодельной техники, как она работает?

Мои занятия в фотокружке в шестом классе и умение обращаться с пленкой в будущем сослужили хорошую службу. Всерьез снимать я начал, когда у меня появился полуформатный фотоаппарат «Агат», где не восемь дырочек перфорации, а четыре. Я его усовершенствовал, в результате получается не 34 кадра, а 72, а то и больше. Заряжаются две кассеты, и когда пленка натягивается, зубчатым барабаном взводится затвор. Этот фотоаппарат я назвал «Чебурашка». На него уже наснимал около полутора часов, из которых выйдет минут 20 хорошего материала.

Параллельное кино — это кино с голой задницей

Несмотря на любовь к целлулоиду, цифровые технологии вы не игнорируете?

Изначально для меня преимущество пленки было в скорости съемки. Ранняя цифровая техника 1990-х снимала с небольшой задержкой. Сейчас, конечно, процесс стал моментальным. Я думаю над тем, чтобы просто прикрепить четыре камеры на голову и проехаться на велосипеде по улицам. Потом можно будет наклеить на стены электронные обои и получить эффект полного погружения. Представьте, какой атмосферный получится видос! Особенно, если речь идет, скажем, о панораме города 500-летней давности.

Подобным образом я экспериментировал с гугл-картами. Ставил камеру напротив экрана, делал шажок и снимал кадр. Затем выстраиваешь секвенцию — и у тебя готов проезд по Бейкер-Стрит, а потом уже можешь подрисовать туда и Холмса, и Ватсона, и Мориарти.

«Птенцы моря». Реж. Борис Казаков. 1996

Ваш первый фильм «Птенцы моря» сделан в технике скретча — расцарапывания кинопленки, как вы пришли к такому стилю?

В начале 1990-х я задумал десятиминутный фильм и написал проект для фонда Сороса, на него мне выделили две тысячи долларов. Был конец декабря, с моим другом фотографом Сергеем Свешниковым мы отсняли материал, проявили пленки, но в процессе я понял, что не готов к его воплощению. В какой-то момент мы так напроявлялись, что я дебютировал в вытрезвителе. У меня украли паспорт, права и последние 300 долларов с этого гранта. Как раз в тот период я начал возиться с пленками — из двух хроник, снятых на кинолюбительских студиях, к маю и получился фильм «Птенцы моря».

Берешь гвоздь и царапаешь, при условии, если ты хорошо умеешь царапать гвоздем

«Колы» уже сделаны на основе фильма Юфита «Серебряные головы», он сам дал материал для анимации?

«Колы» я нарисовал за два месяца. Было желание и стимул попасть в конкурс Берлинале, а в 1998 году я поехал в Оберхаузен. Еще раньше один из руководителей этого фестиваля Ганс Шлегель обратил внимание на «Птенцов моря» и предложил сделать нечто подобное. В то время я часто появлялся на киностудии на Крюковом канале, где Юфит заканчивал съемки «Серебряных голов». Там увидел груду пленок с неудавшимися дублями и вырезанными сценами, взял и закинул к себе в багажник. Затем из этого и получилась короткая версия фильма. В плане сюжета здесь уже было полегче, чем в «Птенцах моря», где откровенный поток сознания.

«Колы». Реж. Борис Казаков. 1999

Всевозможные образы советских летчиков и чертей в ваших фильмах тоже были продуктом потока сознания или за этим стояла какая-то осмысленная идея?

Я просто рисовал, что нравится. Вот пошел ты за грибами и точно знаешь, где грибы, взял корзинку — начал собирать. Иногда берешь корзинку, а грибов нет. А в другой раз ты вообще ни за какими грибами не собирался, но вот они начинают попадаться то тут, то там. И если ты не дурак, то быстро найдешь корзинку и начнешь их собирать.

Таков основной принцип — берешь и делаешь то, что тебе хочется

Кстати, Юфит тоже был заядлым грибником. Вы с ним часто общались?

Мы знали и смотрели работы друг друга. В моей мастерской, примерно в 1998 году проходила его выставка. Кстати, мы учились в одном ВТУЗе, где была военная кафедра, но студенты там особо не пересекались. Мой одноклассник Андрей Николаев проводил с ним больше времени, чем я, как раз когда они снимали сюжет для Ленинградской кинохроники о некрореализме.

Глеб Алейников: «Параллельное кино не исчезло» Глеб Алейников: «Параллельное кино не исчезло»

Чем для вас было параллельное кино? Вы причисляли себя к движению?

Параллельное кино — это кино с голой задницей. Берешь пленку и что-то с ней делаешь, даже ничего снимать не нужно. Берешь гвоздь и царапаешь, при условии, если ты хорошо умеешь царапать гвоздем. Своего рода панк-рок, как игра на пиле. Поворотным моментом для меня был просмотр «Трактористов 2». Там есть фрагмент, где Дебил расцарапал танки на 35-мм пленке. До тех пор я видел такое только на 16-мм и обнаружил большую разницу. Появляются другие возможности, можно делать, что тебе хочется, вообще не берясь за камеру. Это произвело на меня большое впечатление и этот метод я твердо усвоил. Уже позже, например, в фильме «Алфавит» я просто вклеивал кадры скотчем. Таков основной принцип — берешь и делаешь то, что тебе хочется.

Ваши техники скретча и анимации действительно схожи с работами Евгения «Дебила» Кондратьева. Вы работали над чем-нибудь совместно?

С Евгением мы общаемся по-светски время от времени. Тогда я был полностью очарован тем, что он делает, интересовался и спрашивал у него о разном, наверное, многому у него научился. Как-то раз спросил у него: «Что самое важное в кино?» И он, не задумываясь, ответил: «Состояние на съемочной площадке».

«Алфавит». Реж. Борис Казаков. 2004

Арт-объединения, дефекты и эффекты

В начале 80-х вы входили в художественную группу «Старый город». Что это за объединение?

Эта группа — одна из самых старых в Петербурге, она существует до сих пор. Один из ее отцов-основателей — Дима Егоровский. Это мой одноклассник, он с Яном Антонышевым учился в художке на Каменном острове. Вместе мы делали комиксы и разрисовывали учебники, позже он научил меня грунтовать холсты. В основном ребята из «Старого города» рисуют городские пейзажи в разных техниках. В конце 80-х я стал выставляться вместе с ними, хотя тогда уже был знаком с «Новыми художниками». В 1990-м уже пришел в мастерскую к Иналу и начал участвовать в их проектах.

Инал Савченков как-то соприкасался с кино?

Практически нет, но посмотрите «Сторонник Ольфа» с его процарапками — это просто вау! Инал рисует совершенно удивительные вещи. Сейчас он весьма преуспел и создает картины, которые уже умудряются подделывать какие-то жулики.

Инал вставил туда довольно большой кусок с фаллоимитаторами и вырезками из журналов

Вместе с ним вы работали над коллажными клипами «Стрела Амура» и «Страна встречает героев»?

Эти фильмы сделаны во времена школы «Инженеров искусств», тогда в нее входили Инал, Сергей Еньков, Франц Родвальт. Они тусовались на ДК «Прогресс» — там работал человек по фамилии Базилевич, который примечал разных экспериментаторов. У него был мультстанок для 16-мм, на который многие позарились. Там мы сделали фильм «Модели и конструкции».

Борис Казаков и Марина Алексеева. Фото: Ира Дмитриева

В конце 1980-х у нас был сквот на Бармалеева, куда пришел Курехин и предложил Иналу снять кино «по-взрослому» — на Ленфильме, на 35-мм с одним лишь условием, что там будет звучать его музыка и он станет героем фильма. В итоге получилось 13 минут довольно однообразного коллажа под, в общем-то, занудную курехинскую музыку. Помню Инал вставил туда довольно большой кусок с фаллоимитаторами и вырезками из журналов. Сейчас я понимаю, что если бы мы сделали коллажную мультипликацию с расчетом под процарапку с повторной распечаткой, это была бы бомба. Но мне тогда было за счастье просто иметь возможность всем этим заниматься. Я тогда был еще новичком в компании и нащупывал собственный творческий кураж.

После этого мы сняли фильм покороче — «Страна встречает героев», который тоже попал в берлинский конкурс. А позже из этих же коллажей получился клип для группы «Два самолета». Материала осталось много, все негативы до сих пор где-то лежат у Инала, хотелось бы, чтобы он оцифровал всё это однажды.

Холст и краски — больше для работы ничего и не нужно

Что объединяло людей, входивших в школу «Инженеров искусств»?

Ну а какие могут быть объединяющие вещи у компании друзей? Вот собрались художники — тот, что постарше, расскажет обо всем, поделится опытом, а ты с ним каким-то своим куражом, и так далее. Никаких плановых задач и манифестов, конечно, никто не устанавливал. В нашей компании были Инал, его брат — Сергей Еньков, Франц Родвальд, Андрей Гамаюн, Григорий Стрельников. Примерно в 1990 году к ним присоединился я. Потом все вместе поехали в Потсдам и набрали еще ребят, Дебила в том числе, с которыми делали разные перформансы. На 1000-летие Потсдама там устраивали сомнамбул-пати по мотивам «Кабинета доктора Калигари».

Позже произошел естественный распад «Инженеров искусств». Мы вернулись в один из сквотов на Фурманова (сейчас — Гагаринская). Инал уехал в Новороссийск, Франц в Берлин, я интегрировался в другую компанию. Мы отдали этот сквот Клубу Речников, где они сидели еще довольно долго.

Борис Казаков и Дмитрий Фролов. Фото: Ира Дмитриева

С кем еще удалось познакомиться в Потсдаме?

В той же поездке я хорошо сошелся с Сашей Аникеенко. Он был одним из любимых юфитовских актеров, да и сам снимал такое матерое некрокино. А изначально хотел стать летчиком, закончил какое-то техническое авиационное училище. Проблема в том, что от относился к технике как я — по принципу «дефект = эффект». Поэтому в один прекрасный день на аэродроме ему посоветовали не соваться в авиацию, и он ушел в Манеж работать монтировщиком. Они с Андреем Мертвым работали в одной бригаде. Саша не так давно умер. У меня сейчас хранятся все его фильмы на 16-мм пленке.

Похоже, к вам постепенно стекаются целлулоиды со всего Петербурга.

У меня есть пространство для этого, да и накопленная масса уже сама притягивает. Как-то раз Олегу Ковалову нужно было освободить свою монтажку на Ленфильме и он отдал мне копии пленок эйзенштейновской «Мексики» с разной военной хроникой. Если оставшиеся ненужные копии никуда не деть, рано или поздно они окажутся на помойке. А у меня в погребе нашлось место.

Работа над спектаклем это как готовка супа

Ковалов, конечно, дока в своем деле и к разным экспериментам всегда относился с большим интересом, в том числе к моим. Он был куратором в «Спартаке» с конца 80-х. Тогда это был самый лучший кинотеатр. Когда Лопушанский снимал фильм про Выборг, Ковалов предложил мне сделать фото-вставки c моим «Чебурашкой». Мы съездили, поснимали разные ландшафты и здания, но у меня в результате получился такой дефект, который за эффект выдать бы не удалось. Уже потом я доснял испорченную часть, а Ковалов сказал, что если бы он был на просмотре, то убедил бы директора студии, что это такой спецэффект.

В то время возникали ли проблемы с властями или сложности с техникой, ресурсами?

А какие могут сложности? Холст и краски — больше для работы ничего и не нужно. Что касается выставок, то сложности с ними закончились в конце 80-х. Не то чтобы наступила свобода. Если ты живешь по определенным правилам, хотя и понимаешь, что они идиотские, то рано или поздно осознаешь, что их можно благополучно не соблюдать. Так и поступало большинство. Проблемы тоже бывали, но просто не надо нарываться, а если решился, то отвечай за сделанное.

«Петроградец». Реж. Борис Казаков. 2003

Театр, клипы, врачи и избушки

В Театре Наций проходил спектакль по сценарию Луцика и Саморядова, в котором использовали вашу анимацию. Как вы попали в этот проект?

Саги Андрея Могучего — К новому сезону Саги Андрея Могучего — К новому сезону

Это не первый наш проект с Андреем Могучим. С ним мы начали работать еще десять лет назад над «Счастьем» в Александринском театре. Потом в «Губернаторе» и в выставке-спектакле «Хранить вечно» к столетию музеев в Манеже. Еще до того, как он стал Карабасом Барабасом в БДТ, я делал разные ролики для его проектов. В общем, мы поклонники творчества друг друга и время от времени работаем вместе. В последний раз сотрудничали на «Толстяках».

По-моему, лучшие клипы — те, где не видно музыкантов

Каково было работать в театральной среде? Есть ли там место для экспериментов по вашему профилю?

Работа над спектаклем это как готовка супа. Хорошо тому, кто приносит кастрюлю с водой — больше от него ничего не требуется. А анимация — как перец. За пять минут до конца тебе вдруг говорят: «Давай!» Цейтнот, конечно, дисциплинирует, но все же анимация требует времени, а его часто нет. Например, с «Толстяками» мы сделали съемку с актерами в костюмах и я нашел интересную технику, которая всем понравилась. Но в итоге без этого элемента решили обойтись. Нет худа без добра — все-таки я освоил новые для себя приемы.

При работе над постановкой «Губернатора» тоже придумывали какие-то техники?

В этой постановке самое ценное — бэкстейдж, который я там снял. Я приходил на репетиции и примерял свои идеи к ткани спектакля. Пока там сидел — щелкал на кнопочный телефон серии кадров. У этой мобилы такая картинка, напоминающая 8-мм пленку, особенно если выставить нужный световой баланс. Но эти съемки не подошли. Потом я поснимал в Деревне художников и на кладбище всяких старых домов, крестов. Они и стали частью спектакля.

Кроме всего прочего вы приложили руку ко многим музыкальным проектам, какой из последних можете выделить?

Недавно нарисовал клип «Элегия» для группы «Яуза». Они сами отсняли видео, а мне оставалась только сделать анимацию. Но, по-моему, лучшие клипы — те, где не видно музыкантов.

Анимационный клип «Саша» на песню группы «Кино» тоже заказной проект?

Да, Олег Флянгольц вместе с Марьяной Цой задумали фильм-концерт, построенный как сборник клипов на песни Цоя. Я сделал «Сашу» и «Генерала». Нарисовал сюжетец на маленьких бумажках, потом отснял на пленку и чуть подкрасил позитив.

Как вы сами работаете над взаимодействием звука и изображения?

Музыка никогда не пишется под историю. История придумывается в процессе. Сам я не написал ни одного сценария. Обычно в моих проектах звуком и музыкой занимались Жора Баранов и Вадим Овчинников. Вы же слышали Алексея Вишню? Однажды мне очень зашло его «Полит. техно» и я до сих пор стараюсь делать что-то подобное со звуком, например, в «Алфавите» или «Новостях».

Врач состоит из белого халата и змеи внутри него

В 2021 году умер Борис Кошелохов. В 90-х вы делали фильм «2097» на основе его работ. Как возникла эта идея?

Для этого проекта мы с Жорой Барановым отсняли все пастели Кошелохова, которых насчитывалось 2097 штук. Их разделили по сериям, в каждой по 5 картин с единым сюжетом, где меняется цвет и форма. Кстати, Борис Николаевич тогда был частью группы «Летопись», куда входил Тимур Новиков, Елена Фигурина, то есть люди, благодаря которым появились и «Новые художники», и «Новая Академия».

Как был задуман ваш долгоиграющий проект про врачей и избушек?

Сперва я хотел сделать какой-то фильм, но он у меня всё никак не шел. Постепенно накопилась целая пачка таких квадратных бумажек с эскизами, которые было жалко выкидывать. Так появились эти деревяшки и выжигание.

Борис Казаков. Картина из цикла «Врачи/Избушки»

Напоминает комиксы. Вы пробовали рисовать в таком формате?

Пробовал, еще в школе. Но если начинать делать какой-то сюжет, то нужно, чтобы это было, прежде всего, интересно. В принципе, этот мир уже имеет свои правила, про все их особенности и взаимоотношения я мог бы подробно рассказать: что такое избушка, как врач перестает быть врачом и т.д. Как я себе представляю, избушка — это то, что было до тебя, то, что будет после тебя, и ты сам. Избушку можно организовать как род, традицию, либо ты можешь существовать в другой структуре. Например, врачи — это другая система и их совершенно не устраивает избушка. Но как уничтожить врача? Врач состоит из белого халата и змеи внутри него. Поэтому нужно их разделить, сепарировать. И если сжечь халат в печи избы, то змея превращается в человека.

Еще я думаю о коротких форматах для соцсетей, по типу мышки-сосиски

Какую анимацию можете назвать любимой?

Могу вспомнить Нормана Макларена — сильное впечатление произвел на меня, когда я еще даже не думал о занятиях анимацией. Еще был такой немец Оскар Фишингер, который начал снимать в 1930-е годы, потом повоевал и продолжил рисовать очень интересную абстрактную анимацию. А если говорить об авторитетах, то для меня это однозначно Гарри Бардин. Он мог на ровном месте сделать что угодно из чего угодно.

Еще вы проводите мастер-классы, у вас уже есть последователи и подмастерья?

Да, делаю это время от времени. Раздаю детям или студентам по 1,5 метра пленки (то есть на 2–3 секунды), они чего-то на ней рисуют, потом вставляем в проектор и смотрим, что получилось. Сейчас хочу побольше работать с 16-мм. Делать что-то в духе снов Бананана. На 8-мм четыре дырочки равняется одному кадру, и если пленка не размечена, то рисунок может оказаться не в кадре и все поплывет. На 16-мм один кадр — это одна перфорация и рисовать намного проще.

Борис Казаков на показе в Доме Радио

Над чем еще работаете сейчас?

Костя Митенев — От некрореализма к метасимволизму Костя Митенев — От некрореализма к метасимволизму

Планирую заняться фильмом, который сделал Костя Митенев. Это один из классических параллельных фильмов конца 80-х, 16-мм копия которого нашлась у меня. Она уже вся исцарапана Котельниковым, Дебилом, Савченковым, самим Митеневым.

Еще я думаю о коротких форматах для соцсетей, по типу мышки-сосиски. Как… вы не видели это вирусное видео? Это такой 3D-клип с глухими цветами, где вытянутая штуковина говорит: «Мышка-сосиска. Тум-ти-ти, тум-тум-ти-ти». Одно время все дети были повернуты на ней. Ну а для какого-то большого произведения нужно, чтобы тебя что-то конкретное торкнуло, или грибы начали попадаться.

Фильмография:

Стрела Амура. 1993 (в составе школы Инженеров искусств)
Страна встречает героев. 1993 (в составе школы Инженеров искусств)
Птенцы моря. 1996
2097. 1996 (совм. с Вадимом Овчинниковым, Георгием Барановым, Татьяной Ледневой)
Колы. 1999
Новенький. 2000 (анимация)
Обида. 2000 (оператор-постановщик)
Собака. 2001
Сирены Титана. 2001
Око. 2001
The Clouds Trip. 2001
Петроградец. 2003
Новости. 2003
Алфавит. 2004
Сад камней. 2005
Саша. 2006
Москва. 2007
Стрекозы. 2009
Рыба. 2010


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: