Итоги

Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте

Первый квартал 2024 года закончился, и значит, самое время подвести итоги 2023-го. Евгений Майзель признается в любви к тем российским фильмам, которые как ему кажется, не нашли своего зрителя, да и у критиков вызвали совсем не тот энтузиазм, которого заслуживали. Передаем его любовь читателям и авторам.

Этот текст — не кинокритика, а признание кинокритика в любви. Чтобы его сделать, потребовалось изучить какое-то (кино-критическое) количество фильмов, выпущенных за отчетный период, выделить те, что представляют собой наибольший художественный и культурный интерес и подобрать подобающие случаю слова. Плюс — преодолеть страх, решиться на выступление, укрепить себя в мысли о том, что известное известно немногим, а потому заслуживает артикуляции. На это ушло времени больше всего.

«Поедем с тобой в Макао». Реж. Роман Михайлов. 2023
Не время для... — 2023 в российском кино Не время для… — 2023 в российском кино

По этой причине топ-10 2023 публикуется только в апреле этого года, когда уже вручены все или почти все ежегодные кинопремии, и мы можем оценить профессиональный консенсус относительно высших достижений. Анализируя номинированные и награжденные фильмы, трудно не заметить, что общий выбор (за редкими, но, конечно, похвальными исключениями вроде Сокурова и Федорченко) сделан в пользу конвенционального, индустриального, часто жанрового кино. И хотя такого рода предпочтения повторяются из года в год, и сами по себе они не новость, я все же хотел бы напомнить, что в норме такое кино не должно быть предметом повышенного экспертного поощрения (изучение — другое дело; изучать можно что угодно), поскольку о рыночных продуктах обычно заботится сам рынок (вопиющие случаи цензуры, ставшей уже почти привычной, я сейчас вывожу за скобки). По-моему, экспертам подобает отмечать и поддерживать то, что рождено не на продажу, и без оранжерейных условий легко пропадет; по-моему, социальная миссия специалистов — в просвещении зрителя, то есть в избирательном информировании о чем-то ценном и особенном, в напоминаниях, что кино бывает разным.

Хотелось бы, чтобы маргинальным стало отношение профессионалов к инноваторам как к бессмысленным чудикам

Впрочем, причин для такого выбора много и не все из них предосудительны. Я в любом случае пишу это не с целью осудить коллег, а чтобы подчеркнуть отличие предлагаемого здесь топа как именно критического, основанного на формальных достоинствах и на диапазоне представленного формального разнообразия.

«Зазор на улице Пушкина». Реж. Михаил Максимов. 2023

Есть и более практические причины для этой публикации, помимо стремления заявить вслух о своей любви, а также расставить сбитые акценты. Очевидно, что значение ряда авторов, вошедших в этот список, на порядок превосходит их реальный публичный статус. Кроме явных классиков, в топе есть и те, о ком мы до сих пор не знаем ничего или почти ничего. Иные считаются маргиналами, хотя хотелось бы, чтобы маргинальным стало отношение профессионалов к инноваторам как к бессмысленным чудикам. Наивно было бы надеяться, что этот текст способен исправить статус-кво, но по крайней мере здесь об этом положении говорится, что оно несправедливое и недопустимое.

Наконец, еще одна задача данного признания — объединить авторов известных и неизвестных, классиков и «ноунеймов», представителей достойной конвенциональной кинематографии и «авангардистов» в единый художественный контекст, образующий, на мой взгляд, реальную картину арт-кино современной России. Разумеется, картина эта не полная — в силу формальных ограничений топа (всего десять позиций) здесь отсутствуют многие важные фильмы и имена, с которыми связаны большие надежды, — и присутствует лишь малая доля тех, кто талантлив и оригинален. В десятку вошли фильмы последних двух-трех лет. Премьеры одних состоялись в России лишь в прошлом году по техническим причинами (как «Сказка», мировая премьера которой прошла в Локарно еще летом 2022 года), другие отпремьерили уже в 2024-м из-за переноса (как «Брат 3»), выход на экраны третьих — вопрос и вовсе метафизический («Зазор на улице Пушкина» или, например, «Господин Писька»).

Итак, в алфавитном порядке:

1) «Анжелюс»

Эдуард Жолнин. 2022

Тихая жизнь — «Анжелюс» Эдуарда Жолнина Тихая жизнь — «Анжелюс» Эдуарда Жолнина

Редкий пример конвенционального кино в этом топе. Тихая, нетривиальная и в то же время не боящаяся выглядеть тривиальной русская драма — со снегами, храмами, церковным пением, станционным смотрителем и его дочкой, разобравшейся в картине Милле, что твой Сальвадор Дали. Вот где традиционные ценности здорового человека! Надо ли говорить, что законченная еще начале 2022 года картина, которую следовало бы с терапевтическими целями показывать по национальному ТВ, до сих пор имела прискорбно и, добавлю, преступно малое число показов по стране?

«Анжелюс». Реж. Эдуард Жолнин. 2022

2) «Безумный ангел Пиноккио»

Борис Юхананов. 2023

Еще одна картина с ангелом в названии — фильм-спектакль года от неутомимого московского арт-гуру. Вошедшие в четырех-с-половиной-часовой фильм Постановки электротеатра «Станиславский» «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр», из которых собран этот фильм, стали важными событиями театральной Москвы еще несколько лет назад (чему подтверждением стали присужденные в 2021 году «Золотые маски» сразу в пяти номинациях), но премьера фильма, даром что он датируется 2022 годом, состоялась лишь в конце прошлого — начале этого года, так что многие еще не имели возможности увидеть эту красоту. Хронометраж двух спектаклей в ходе экранной адаптации заметно сокращен, произошли структурные изменения в ролях, Олегом Трояновским написана «голливудская» (по заказу Юхананова) музыка, а семь камер Ильховского («Копейка», «Медея») со всех сторон окружили актеров, обеспечивая зрителю полноценное погружение в сценическое действие. Драматургия Андрея Вишневского не удивит образованных театралов, но для пришедших с мороза синефилов она, пожалуй, еще в диковинку. Можно также отметить, что «Пиноккио» доказывает способность радикала Юхананова снимать кино для значительно более широкого зрителя, чем могло показаться из его предыдущего футбольно-талмудического опуса «Назидание».

«Безумный ангел Пиноккио». Реж. Борис Юхананов. 2023

3) «Брат 3»

Валерий Переверзев. 2023

Вы можете не сомневаться, что никогда не видели ничего подобного. Фильм-кавардак, фильм-избыток, фильм-сумасшествие, фильм-бред, фильм-авангард, погружающий зрителя в повышенную концентрацию аудио-визуальной информации за единицу времени (использование плотного монтажа, двойных экспозиций, визуальных текстов, закадрового голоса, интенсивности референций). Последние десятки лет в большинстве киношкол учат скорее ответственности и проработкам собственных концепций, в том числе за счет минимизации используемых средств; поэтому Переверзев, предлагающий монтаж аттракционов на подложке старомодной криминально-бандитской истории (также восходящей к прошлому), выглядит рухнувшим с Луны. Есть сомнения и в избранных командой Переверзева способах продвижения проекта, и в том, что средний зритель физически способен высидеть такое кино от начала до конца, но то, что «БРАТ 3» пролетел мимо радаров большинства кинокритиков (за единичными исключениями), говорит только о положении дел в кинокритике. Великолепный вызов для киноведа-теоретика! Откровенный чужак в индустрии, он заведомо интереснее большинства «своих». Главное НЛО в нашем полнометражном кино, ключевое слово — «неопознанный».

«Брат 3». Реж. Валерий Переверзев. 2023

4) «Вверх-вниз»

Андрей Сильвестров. 2023

Сильвестров — один из самых непредсказуемых деятелей отечественной экспериментальной сцены с вероятно, наиболее широким диапазоном формальных экспериментов, нередко выходящих далеко за пределы конвенционального кино: среди них и римейк «Волги-Волги», содержащий перформанс великого русского художника Владислава Монро, сыгравшего Любовь Орлову, и образы патафизики «Бирмингемский орнамент» (1 и 2), и фильм-поэма «Прорубь», и раешник «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона», и синеданс в Пушкинском музее («Слепок»). Перечислять можно еще долго, от одних названий голова идет кругом. Может ли кто-нибудь еще похвастать таким разнообразием выкрутасов? «Вверх-вниз» — самый персональный, даже личный (и, кажется, первый в таком роде) проект Сильвестрова, концептуально связывающий в единое повествование личный видеоархив, рефлексию о зарождении видеоарта в России и процесс тотальной цифровизации, начавшийся именно в девяностые, ближе к миллениуму. В российском кино не часто встретишь продуманную медиа-археологию, и это еще один повод выделить эту ни на что не похожую картину.

«Вверх-вниз». Реж. Андрей Сильвестров. 2023

5) «Господин Писька»

Влада Миловская. 2023

(18+)

Полагаю, самый яркий, смешной и талантливый веб-сериал минувшего года. Перевод достижений давнего проекта «Реутов ТВ» на концептуально новый уровень импровизаций с присовокуплением всяческого «глитча». Зашкаливающий абсурд, переходящий в дадаизм с элементами романтического экзистенциализма. Повествование почти отменено, действие дрейфует от гэга к (анти-)гэгу. Предположительная близость к сообществу, которое нельзя называть, усложняет критику в нынешних условиях, превращая явление в табу. При этом, автор(ка) способна быть разной. В прошлом году Влада Миловская (вместе с «Княжной») выпустила гораздо более лирический полный метр о бездомных «Свет, который смотрит на меня, а я смотрю на север», тоже заслуживающий места в этом топе. (Пользуясь случаем, упомяну еще одну на данный момент нигде не показанную картину о людях без определенного места жительства — снятый в прошлом году дебютантом сирийского происхождения, учеником Артура Аристакисяна Мухаммедом Алдриди «Волшебный конек».)

«Господин Писька». Влада Миловская. 2023

6) «Зазор на улице Пушкина»

Михаил Максимов. 2023

Не признанный в родном отечестве пророк, которого давно должны проходить в школе на уроках какой-нибудь арт-информатики. Справедливости ради, с кинематографом у Максимова скорее интрижка на стороне, чем официальный брак. Михаил тяготеет к видеоиграм, мимикрирующим под что-то вроде интерактивного видеоарта, или к цифровому изобразительному искусству, мимикрирующему под видеоигру. Брат-кинокритик в этих вопросах беспомощен как дитя, предпочитая ничего не знать о Максимове, который тем не менее существует и продолжает плодотворно работать. Время от времени сердце Михаила наполняется состраданием к кинематографу, и он, нет-нет, да и выпускает нечто, напоминающее фильм. Таков и скромнейший «Зазор на улице Пушкина» — проникновенное и скромное свидетельство неприкаянности релокации.

7) «Колбаса Митрофана Аксенова»

Алексей Федорченко. 2023

Именитость и прописка на крупнейших фестивалях не должна (потому что не может) быть основанием для изгнания из подлинно снобского топа. В отличие от мокьюментари Федорченко «Новый Берлин», тоже выпущенного в 2023 году, «Колбаса» — документальное расследование жизни и идей забытого русско-украинского мыслителя, чьи оригинальные тезисы о природе времени на несколько лет «опередили» открытия Эйнштейна. С начала нулевых годов бывший экономист Свердловской киностудии следует собственному авторскому пути, избегая проторенных троп кино-коммерции, демонстрируя неустанную готовность к экспериментам, верность языческому мироощущению и здоровой постмодернистской иронии. В этих фильмах синефилам, возможно, не всегда хватает визуального потенциала или убедительности художественного образа, чем и объясняется отсутствие культа А. Ф. в соответствующей среде, однако мне кажется, что игривость, карнавальность, тонкий историзм, изобретательность альтернатив, предлагаемых уральцем каждым новым своим фильмом вместо привычного и окружающего нас повсюду кинореализма (даже в документальных, как «Колбаса», случаях, которые обогащают наши представления о прошлом), безусловно заслуживают восхищения.

«Колбаса Митрофана Аксенова». Реж. Алексей Федорченко. 2023

8) «Поедем с тобой в Макао»

Роман Михайлов. 2023

В поисках своего времени — «Отпуск в октябре» Романа Михайлова В поисках своего времени — «Отпуск в октябре» Романа Михайлова

Тоже присуждение скорее не за счет конкретных эстетических завоеваний, а в силу бесспорной яркости и самобытности автора, которые имеют самостоятельное и кумулятивное значение. Михайлов — беспрецедентное явление. В первую очередь антропологическое. Но теперь уже, по итогам, и кинематографическое. В принципе сюда мог войти любой другой фильм Михайлова последних лет. Но из законченных на сегодняшний день «Макао» — самый прозрачный, даже жанровый. В любом случае, главное блюдо — не столько этот (прекрасный) фильм, сколько сам Михайлов, чей, по-игровому выражаясь, «перформанс» (пять выпущенных полнометражных картин за два года) претендует на рекорд, как и обилие освоенных профессий. Математик, писатель, драматург, танцор, жонглер, картежник, театральный, а теперь и кинопостановщик, и настоящий актер по Станиславскому — Михайлов превратился для тех, кто распробовал его кино, в наркотик, вызывающий стойкое привыкание. Да, не всем нравится кино, отменяющее идею совершенства и заменяющее ее продуктивностью и поисками духовной мобилизации (в самом общем, не милитаристском смысле этого слова), однако отрицать оригинальность этого автора и его растущее влияние на молодые умы, думаю, недальновидно. Скоро у Михайлова выйдут еще два смежных фильма-проекта («Жар-птица» и «Надо снимать фильмы о любви», премьера которого состоится на ММКФ), и они демонстрируют вторжение на территорию импровизационной (пост)документалистики и одновременно ярко выраженный культ света, присущий старому авангарду.

«Поедем с тобой в Макао». Реж. Роман Михайлов. 2023

9) «Сказка»

Александр Сокуров. 2022

Какие сны в том смертном сне приснятся — Заметки о фильме «Сказка» Александра Сокурова Какие сны в том смертном сне приснятся — Заметки о фильме «Сказка» Александра Сокурова

Легендарный и непререкаемый статус Сокурова (как и в случае именитости Федорченко) не делает грандиозную работу его и помогавших ему учеников менее убедительной — и потому не может лишить «Сказку» заслуженного места в этом списке. Об этом шедевре сказано уже немало, и я здесь не буду пытаться открыть что-то новое. Отмечу только, что это отчасти шуточный, но в целом — невероятный фильм, жанру которого нет названия; фильм, подтверждающий, что классика — это всегда шаг в неизвестное, игра смысла с нонсенсом, опыт невесомости и создания новой среды. И потому те, кто еще вчера считал, что все понимает «за» Сокурова, на мой взгляд, оказались великолепно одурачены. Браво, маэстро!

«Сказка». Реж. Александр Сокуров. 2022

10) «Шум прибоя»

Артем Терентьев. 2023

(18+)

Очередное явление кино, легкий конспект одноименного романа Мисимы, синефильская, минималистичная, но притом чувственная (строго 18+) адаптация японской истории любви. Впрочем, и здесь важен в первую очередь автор фильма. Кто из читающих эти строки знает Артема Терентьева и его фильмы? Я и сам вроде бы не знал до середины прошлого года. Меж тем, это оригинальный кинематографист, не менее десяти лет выпускающий тонкие картины в пространстве между Джозефом Корнеллом, Лютером Прайсом и Оливье Декегелем. В российском кино аналогов не имеет. Один из немногих, кто снимает — как Грегори Маркопулос или Роберт Биверс — не сюжет, а происходящее. Судя по комментариям, глубоко рефлексивен. Автор интимно-камерной, но при этом грандиозной экранизации «Петербурга» Андрея Белого. С одной стороны, тревожно думать, что можно вот так годами смотреть российское кино, выступать в качестве эксперта, что-то говорить с умным видом о лучших российских фильмах и при этом не знать о существовании Терентьева. С другой, не говорит ли этот феномен о принципиальной необъятности кино, и не облегчает ли эта необъятность угрызения нашей совести?

«Шум прибоя». Реж. Артем Терентьев. 2023

Послесловие

Этот топ состоял из фильмов, но кинематограф состоит не только из них. Говоря о совсем особенном в 2023 году, отмечу еще два кино-явления.

«Идите в задницу» — Кураторы и режиссеры о петербургском независимом кино «Идите в задницу» — Кураторы и режиссеры о петербургском независимом кино

Это самодеятельные, проведенные без копейки государственных денег, фестивали «ЛУЧ» и «ВНУТРИ», связанные с кинематографистом и продюсером Тихоном Пендюриным и его многочисленными товарищами-кураторами. Собрав андеграунд со многих республик и областей России, эти форумы впечатляюще визуализировали арт-активность молодежи, непосредственно воспроизводящей авангардную поэтику. Отдельно отмечу программу «Кус ин тохас», собранную независимым куратором Сашей Зубковским. О ее качестве говорит уже то, что в этот топ вошли сразу двое ее участников. И второе явление последнего времени, которое хотелось бы здесь упомянуть в номинации «совокупная надежда» — это выпускники петербургской мастерской Сокурова. Вдруг они и есть та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?

Конечно, говоря начистоту, сегодня мы не можем быть уверены, что независимый российский арт-кинематограф вообще сохранится в ближайшем будущем. (Хотя хочется, конечно, верить, а паниковать не хочется.) Но если он сохранится, в нем наверняка будут — кто-то продолжит, кто-то начнет — работать те, для кого кино — это магическое искусство, ведущее в неопределенность, возбуждающую в зрителе созерцание и критицизм. Фильмы таких кинематографистов — вне зависимости от жанровой, стилевой, эстетической направленности, от школы или ее отсутствия, от принадлежности к повествовательному кино или к авангарду — и будут по праву названы лучшими в критических списках будущих лет.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: