Интервью

Альба Рорвахер о своей героине в «Порочной связи»

В прокате — «Порочная связь» Даниэле Лукетти, открывавшей Венецианский кинофестиваль в 2020 году. Одну из главных ролей в фильме исполнила Альба Рорвахер. «Сеанс» посмотрел экранизацию знаменитого романа Доменико Старноне «Фамильный узел» и задал итальянской актрисе несколько вопросов.

«Порочная связь». Даниэле Лукетти. 2020

Книга Доменико Старноне «Фамильный узел» была переведена на русский и издана в 2019 году, однако поставленную по ней «Порочную связь» (в оригинале и фильм, и книга) называются одинаково, будет интересно смотреть и тем, кто не удосужился ее прочитать. Фильм, открывший в прошлом году Венецианский кинофестиваль, продолжает линию другой венецианской премьеры — позапрошлогодней «Брачной истории» Ноа Баумбаха. Семейный кризис зарождается в обстоятельствах Неаполя 1980-х, но продолжается несколько десятилетий и влияет на судьбу нескольких поколений одной семьи. Каждого из четырех членов семьи сыграло по два актера. Одна из них — Альба Рорвахер, исполнившая роль молодой Ванды, матери двух детей, мучительно переживающей измену мужа.

В самом начале «Порочная связь» кажется классической мелодрамой про развод и ужас расставания, но позднее отношение к главным героям меняется. Ты уже как бы перестаешь их жалеть и всматриваешься в них как в загадочный феномен: им и вместе плохо, и порознь. Как вы себе объясняли свою героиню? Что это за человек? Почему ее жизнь повернулась так, как повернулась?

Понять героиню Ванды, ее мотивы и поведение, конечно, было нетривиальной задачей. Это наверное, первая героиня в моей карьере, с которой я не была до конца согласна. Разрабатывая персонажей, мы репетировали вместе с режиссером Даниэле Лукетти и Луиджи Ло Кашио. Потом была уже совместная разработка сценария совместно с Лаурой Моранте, Сильвио Орландо, мной и Луиджи Ло Кашио.

Лаура Моранте играет ту же героиню, что и вы, Ванду, но через несколько десятков лет. Как вы выстраивали эту роль совместно?

На репетициях мы искали лейтмотив, который связал бы всех наших персонажей. Потом начались съемки. Помогло то, что сначала снимали части фильма с повзрослевшими героями, и только потом — сцены с нашим участием. Даниэле присылал мне отснятые куски сцен, где я могла отследить и проанализировать язык жестов Лауры.

Как и в книге, авторы сценария не побоялись вывести на первый план «неудобных» персонажей, своего рода антигероев.

Так я смогла приспособиться, адаптировать свою героиню, чтобы получился более органичный переход между сценами с молодой и повзрослевшей версиями Ванды. Так сказать, передача эстафетной палочки. Чем дальше продвигалась работа, тем яснее мне становилось поведение мой героини, Ванды. Помню, что ближе к концу съемок даже в самых длинных монологах у меня находилось все больше и больше поводов для оправдания мотивов и поступков своей героини. В итоге Ванда стала для меня очень убедительной.

В истории итальянского кино его множество великих фильмов о трагедии брачной и семейной жизни. У вас есть какие-то среди них любимые? Можно ли сказать, что вы своей ролью спорите с какими-то героинями прошлого?

Мне приходит в голову фильм Ренато Кастеллани «Два гроша надежды». Там трагедия заключается в невозможности заключить брак из-за противоречий в семьях возлюбленных, но это фильм со счастливым концом!

«Порочная связь». Даниэле Лукетти. 2020

Почему вы решили участвовать в этом проекте? Как вы считаете, что выделяет «Порочную связь» на фоне множества других историй про дисфункциональный брак?

Близость — это рана Близость — это рана

Сценарий, написанный Доменико Старноне, Франческо Пикколо и Даниэле Лукетти, сразу показался мне увлекательным. Как и в книге, авторы сценария не побоялись вывести на первый план «неудобных» персонажей, своего рода антигероев. Мне это сразу понравилось, показалось интересным. Ванда — антигероиня в том смысле, что она ослеплена своим эгоизмом и ведет свою борьбу в грубой и не самой адекватной манере. Она совершает ошибки, часто импульсивна, ее захлестывают эмоции, она уже ничего не видит от боли. Но таков же и Альдо: он врет, не находит мужества и сил внести ясность в сложившуюся ситуацию, разрываемый внутренне своей страстью и сомнениями. То же происходит и с двумя детьми, которые вовлечены в эту «грязную войнушку» в качестве пассивных свидетелей. В дальнейшем мы видим, как они пострадали: став взрослыми людьми, они все еще не смогли развязать этот «узел» эмоциональных переживаний и пережить обиду на своих родителей. И наш фильм рассказывает эту историю без прикрас, не давая слабины ни одному из персонажей.

Можно ли сказать, что это типично итальянская история, или напротив в ней есть что-то глобальное, понятное каждому зрителю?

Я не могу сказать, что это типичная история итальянской семьи. Думаю, это скорее драма о чисто человеческих взаимоотношениях и повод для глубокой рефлексии для любого зрителя, вне зависимости от пола, возраста или национальности.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: