Фестивали

Ивановское «Зеркало»: новый взгляд


Константин Шавловский

генеральный продюсер фестиваля

В этом году фестиваль «Зеркало» пройдет в двенадцатый раз. Команда изменилась, и неизбежно изменился сам фестиваль. Наша задача — сохранить лучшее, что в нем было, а это, в первую очередь, международные программы и конкурс, которыми занимался и занимается Андрей Плахов. Его отбор всегда интересный и бескомпромиссный. Андрею Степановичу удавалось приглашать на родину Тарковского абсолютных звезд мирового кино, таких как Нури Бильге Джейлан и Амат Эскаланте.

Но фестиваль — это не только фильмы, это и организационная структура вокруг него. Раньше фестиваль был сосредоточен в городе Плёс Ивановской области. Это небольшой городок с очень дорогим жильем, туда привозили гостей, они между собой общались, и в регионе «Зеркало» воспринималось как мероприятие «для своих». А ведь Иваново — университетский город с полумиллионом жителей. И показы шли здесь в незаполненных залах. Наша задача — перебросить мостик от содержательной части к организационной. Мы отказались от второго конкурса, запустили информационную кампанию в Иваново, и заново придумали географию «Зеркала».

Теперь это трехчастный фестиваль. Первая часть — Иваново, где будут показываться программы. Здесь же будут жить гости.

Вторая часть — Юрьевец, где пройдет открытие, концерт Вячеслава Бутусова. Это история не только про кино, но и про интервенцию в городское пространство. Мы приготовили кинотеатр под открытым небом, потому что своего в городе нет, и каждую ночь там будут проходить показы. Здесь же будут стрит-фуд, туалеты, палатки. Юрьевец — место, где провел детство Андрей Тарковский. Место с особенно энергетикой. Мы надеемся, что городу это будет интересно, и что сюда приедут из соседней Кинешмы, из того же Иванова, а еще — из Москвы и Петербурга. Вообще, Иваново не очень понимает про себя. Это столица русского конструктивизма, столица агиттекстиля. Что продавал Константин Эрнст на Олимпиаде? Русский авангард. Иваново — город русского авангарда, и хотелось бы в том числе рассказывать про это.

Наконец, третья часть — кампус. Это попытка собрать людей в Верхневолжском регионе — Костроме, Ярославле, Владимире и так далее — которые хотят заниматься кино. В кампусе есть комиссар, это Ольга Привольнова, выпускница школы Марины Разбежкиной, она делала лаборатории на фестивалях «Рудник» и «Гогольfest». Это шестидневный интенсив, в результате которого участники снимают короткий метр. Будут лекции, в том числе от гостей фестиваля. И будут три задания — Контакт, Исповедь и Коммуникация с реальностью. Это попытка вытащить людей из коробочки, дать им посмотреть друг на друга, и вокруг.

 

Программы и фильмы «Зеркала»

 

Конкурс


Куратор Андрей Плахов

 

 

«Современное авторское кино многообразно и не сводится к тем представлениям, которые были верны для середины или даже для конца прошлого века. Мировой кинематограф прошел через этап постмодернизма, смешавший все прежние модели, жанры, структуры и стили, причем происходило это по-разному в разных культурах. Долгое время культ автора в кино считался сугубо европейским явлением. Сейчас мы наблюдаем расцвет авторского кинотворчества на всех континентах. Конечно, наша небольшая конкурсная программа представляет только небольшую часть того, что заслуживает внимания, но собрана она с мыслью о репрезентативном разнообразии» — Андрей Плахов о конкурсной программе.

 

Свои

Куратор Елена Слатина

 

 

В программе отечественного кино три картины с этого «Кинотавра»: «Война Анны», «Пусть будет Лиза» и «Сердце мира». А кроме того — фильм-событие «ВМаяковский», о котором стоит непременно знать:

«„ВМаяковский“ решен преимущественно театральными и монтажными средствами, которые и делают фильм необычно убедительным. Подход оказался идеальным для рассказа о Маяковском и его времени. Ведь оно было таким театральным. Тогда все были словно на сцене — и сцена была шире театральной. Они шутили, играли в народных трибунов, визионерствовали, выступали чуть ли не как панк-рокеры. Перформативность времени отлично ухвачена в фильме. Страшная черта, на самом деле — ведь к этим талантливым людям, проживавшим жизнь на сцене, однажды пришли зрители театра, мрачные люди с наганами — аграновы и блюмкины — пришли и вытрясли жизнь и душу» — Егор Сенников о фильме «ВМаяковский».

 

Тарковский контекст

Специальная программа Андрея Плахова

 

 

Традиционная для фестиваля программа, составленная из фильмов, находящихся под влиянием Тарковского. В этом году это — «Европа», «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, а также «Пылающий» Ли Чхан Дона.

«Ли Чхан Дон задает своим героям просторную сетку координат, и Burning может шагнуть буквально в любую сторону: стать любовным приключением или легкой мелодрамой с магнетизирующими даже измученный каннский глаз сценами, социографическим экзерсисом о плохих людях на „порше“ или даже фильмом о становлении писателя, но до самого финала умудряется сохранить энергию загадки, которая заставляет переворачивать страницы хорошей книги» — Василий Степанов о «Пылающем».

 

Анимадок

Куратор Лариса Малюкова

 

 

Впервые в этом году — отдельная программа документальной анимации. Сочетание кажущихся противоположными методов уже не новость для мирового кино, и лаконичная программа это подчеркивает: здесь и первый заметный отечественный анимадок «Знаешь, мама, где я был?» Лео Габриадзе, и три оскаровских номинанта — «Вальс с Баширом», «Добытчица» и «Анимированная жизнь» (последняя получала номинировалась на «оскар» как документальный фильм).

«Разноплановость историй и стиля, как мне кажется, соответствует характеру отца. Драматург, художник, глава кукольного театра, он живет в созданном им самим мире. Мультфильм и демонстрирует его взгляд на мир — где-то почти документальный, а где-то сказочный, магический» — Лео Габриадзе о фильме «Знаешь, мама, где я был?».

 

Костюм в кино


Куратор Надежда Васильева

 

 

«Программа состоит из встреч с ведущими художниками по костюмам страны и посвящена отличию художника кино от художника театра и стилиста; понятию „фактура“, применению новых технологий и соединению их со старыми, традиционными; взаимоотношениям режиссера с художественным департаментом; решению образа „героя“ и вообще визуальному решению фильма; объяснению широкому кругу зрителей, как складывается понимание того, что такое „хороший“ или „плохой“ костюм в кино».

 

Эйфория


Куратор Сергей Сыч

 

 

Три точечных попадания: «О теле и душе» Ильдико Эньеди, «Вестерн» Валески Гризебах и «Фокстрот» Самуэля Маоза.

«Наверное, каждый новый проект нуждается в каком-то особом подходе. То, что мне действительно нравится в документальном кино — фиксация реальности, того самого момента. Вот сейчас мы с вами сидим, и я смотрю на вас, а вы — на меня, и эта реальность особенная. Я люблю актерскую игру, но люблю и моменты без игры. Я не представляю, как бы я снимала „Вестерн“, будь там настоящие актеры» — Валеска Гризебах о фильме «Вестерн».

 

Специальные показы

 

 

«Ностальгия» Андрея Тарковского и встреча с оператором картины Джузеппе Ланчи, полиэкранные фильмы Александра Шейна, «Сестра милосердия» Арво Ихо и встреча с режиссером, а также картины «Родина» Петра Буслова и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова.

«Кино стало легким, как перо; камера — это грифель. Нужен лишь почерк, точность абриса, а ими почти никто уже и не владеет. Упругим, кошачьим шепотком Рустам Хамдамов договаривает то, что еще только будет записано на озвучании. Голос растворяется, слова мягко тонут во мраке. Его новый фильм — рассказ, который не хочет завершаться: матрешка-расёмон с грибами-гимнастами в темном бору, бабой-ягой Аллой Демидовой, человеком в медвежьей шкуре и парчовым сиянием смерти, которая вечно ходит кругами, примеряясь то к одному, то к другому» — Василий Степанов о фильме «Мешок без дна».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: