Интервью

Я не могу ничего больше отдать, только себя…

Интервью с Ренатой Литвиновой

«Она способна сделать несчастными многих мужчин»

СЕАНС - 10 СЕАНС — 10

Есть такие тесты на подсознание: если бы у вac была белая стена, чтобы вы на нее повесили? Есть такие люди, они бы повесили свой портрет.

А что бы вы повесили, Рената?

Я бы повесила портрет женщины. В ней были бы черты тех женщин, которыми я восхищаюсь.

Это были бы Вы.

Не знаю… В ней должно быть нечто такое ослепительное. Она способна сделать несчастными многих мужчин.

Рената Литвинова

Детство Ренаты

[…] Про школьные годы я бы сделала фильм. Ничего хуже в моей жизни потом не было. Никогда уже не было так страшно, как вот именно в детстве. Беспросветное одиночество. […] Я помню, умер Брежнев. А мне рассказывали, что когда умер Сталин, все плакали и гудок гудел. И тут тоже загудел гудок. И я высунулась в форточку и жду, вот сейчас заплачу. И со мной не произошло этого.

[…] Что помню. Тащусь с портфелем из школы, между домами старыми. Гудок этот помню. Еще были какие-то постановки по радио… И кажется даже, у нас телевизора дома не было. Хотя я точно знаю, что он был. Но я его не смотрела. […] Подружки были. Дуры, глупые. Ну, и я, конечно. Я им истории рассказывала. Ужасы всякие. Все время за мной кто-то ухаживал. Мальчишки, юноши. Еще была игра «Зарница». Ты должен ходить с погонами, отдавать честь. Я ее никогда не отдавала. Кстати, такое сочетание слов.

Рената Литвинова в школьные годы

О любви, и не любви, и нелюбви, и «Нелюбви»

«Любимая Рита, последняя с ней встреча», «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» — уже по названиям понятно, что героиня, центральная женская роль — это для вас главное…

Это мой вгиковский период. С этим закончено.

С героиней?

Вообще-то мне про женщин писать интереснее. Если пишешь с любовью, то и выходит классно.

Кстати, есть люди, которым вообще не дано любить. Некая тупизна души.

«Нелюбовь» была написана тоже с любовью.

«Нелюбовь» тоже о чувствах, и сильных.

Что такое нелюбовь?

В корне этого слова тоже есть любовь. Все остальные чувства, которые человек испытывает, их нельзя назвать любовью. Какие-то попытки.

«Три истории». Реж. Кира Муратова. 1997

Есть два разных слова, два разных понятия: не любовь (раздельно) и нелюбовь (вместе).

Это все раздельно, я не о написании, конечно, говорю. Я говорю, что это чувство сильное, одинокое, в одиночку. Оно оставляет такие же травмы. Это когда в любви нуждались, хотели ее, думали — любовь. А — нет, не вышло. Кстати, есть люди, которым вообще не дано любить. Некая тупизна души. Когда душа — прямо какая-то тряпочка тоненькая. Такие тоже мелькают на страницах. Куда от них денешься. Убогие. Но у них захватывающий рефлекс очень развит. Я не знаю, нужно ли их жалеть. Но фильм «Нелюбовь» не о них, не о таких людях.

Героиня в фильме, какой ее сыграла Ксения Качалина, она похожа на вашу героиню?

Я Ксению очень люблю, хотя она и не запоминает тексты. И ее режиссер озвучил другим голосом. Фильм я не могла смотреть.

Но надо же, Рената, понять, какая она — ваша героиня? Вот вы уже столько их написали, и сыграли еще теперь, и играете каждый день, даже и сегодня…

Я все равно всегда буду только себя отдавать, я же не могу больше ничего отдать, только себя.

И вот говорят, я читала: фригидная, фригидная. Ничего не фригидная.

Верно ли, что главные ожидания в кино связаны с появлением нового героя, новой героини?

Если задаться целью сконструировать, придумать такую героиню, ничего не получится. Это так случайно выходит. Вчера еще не было, а вдруг появилось.

Это, вероятно, не в драматургии происходит.

Но можно предчувствовать тип женщины, хотя бы представить себе приблизительно…

Вы представляете себе приблизительно?

Нет не представляю… И вот говорят, я читала: фригидная, фригидная. Ничего не фригидная.

Кто фригидная?

Ну вот писали про «Нелюбовь», что Ксения фригидная. И теперь про меня тоже пишут. Я говорю: образ. Но я, конечно, не могу отвечать за режиссера, что он там натранслировал насчет фригидности. Я вообще не могу отвечать за то, какие смыслы вкладывают в мои сценарии, в мои роли, в мое лицо.

«Увлеченья». Реж. Кира Муратова. 1994

Про Офелию, безвинно утонувшую и любимую Ренатой

Если бы вам пришлось сейчас экранизировать «Гамлета»…

О, это моя самая любимая пьеса.

Сколько тогда ему было бы лет?

Все то, что близко мне. Мне сейчас нет тридцати. И ему не было бы тридцати. Потому что дальше я не разбираюсь.

Я очень люблю красивых женщин и красивых людей.

А он любил бы Офелию?

Нет. Он не любил Офелию. Гамлет у меня был бы отрицательный.

А Офелия его любила?

Офелия желала любви. Вот, кстати, та же самая история. Офелия желала любви, а он этой любви ей не смог дать.

А почему он сразу не убивает Клавдия?

Мне это вообще не интересно. Я бы переписала эту историю. Я бы делала только про Офелию.

«Три истории». Реж. Кира Муратова. 1997

О безумии красивом и некрасивом

Эти все героини из русской литературы и из нашего кино, они какие-то слишком нормальные. А меня завораживает безумие женщин. Сейчас они часто встречаются, потрясающие безумицы. Кто сейчас посещает театры, кино… Приду куда-нибудь, вгляжусь, ба, почти все безумные.

Шкловский писал, что в психоз люди уходят сознательно, как в монастырь.

Безумие и психоз — это разные вещи.

Мужчин тоже полно безумных. Особенно из этих, из неудачников.

Я думаю, что психоз — это слово такое было модное. Он имел в виду, конечно, безумие. Он имел в виду, что это такой род облегчения невыносимого проживания жизни.

Конечно, облегчение. Прибежище. Женщин, которых я описываю, нельзя назвать сильными. И я испытываю к ним… жалость… Нет. протягиваю руку. Вот они такие, они не вступают в эту борьбу, когда надо каждое утро вставать, брать себя в руки и вести борьбу с жизнью. Они не собирают в себе силы агрессии для борьбы с жизнью.

Ну пусть силы агрессии, хорошо, пусть не собирают. Они встают утром, пьют кофе, закуривают сигарету… И что?

Идут по своим делам. Которые им интересны. Надо как-то точнее подумать. Они стараются. Но не очень. Не больше, чем могут.

Вы думаете, что безумие женщинам более свойственно, чем мужчинам?  

Нет, мужчин тоже полно безумных. Особенно из этих, из неудачников. Он неудачник, он не состоялся. И вот они становятся сразу бесполыми. Но это некрасивое безумие. И мне не нравится такое.

Не нравится?

Оно мне отвратительно.

Что, некрасивое безумие?

Да, когда мужчины теряют пол, начинают пить, обсуждать свою внутреннюю жизнь на посторонних глазах.

Так что право на безумие и на слабость вы оставляете только женщинам?

Я очень люблю красивых женщин и красивых людей.

«Три истории». Реж. Кира Муратова. 1997

О красоте

Все, я поняла, да. Красота. Вдруг мне отвратительны бывают длинные черные волосы у женщин. Такие вот, знаете, черные, черные. И вдруг, я прямо чувствую, что меня сейчас прямо вырвет. Это бред какой-то. да? У меня однажды была подруга, она пришла ко мне домой и вымылась в ванной. И после нее на ослепительно белой ванной остались такие черные длинные закольцованные волосы. И я испытала отвращение. А подруга была очень красивая. Так что я не знаю, как определить красоту — какая она близка тебе, а какая нет.

Даже некрасивая женщина, если она загадочная, превращается в красивую.

Ну хорошо, есть разные типы красоты. Есть красота Марлен Дитрих, Греты Гарбо, Мерилин Монро, Софи Лорен…

Софи Лорен не нравится точно и резко. И она все время публикует свои мемуары: как удалить волосы и ороговение с локтей, пяток и еще каких-то там у нее мест…

А если бы она не писала эти свои мемуары?

Она такая жгучая.

То есть слишком определенная?

Определенная, да. Все-таки пункт номер один в красоте это загадка. Даже некрасивая женщина, если она загадочная, превращается в красивую. Вот например. Ну ладно, не буду говорить…

Скажите, скажите.

Да нет, просто не подходит пример. Потому что она все-таки некрасивая. Я забыла сейчас. Потом скажу.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: