Фестивали

«Послание к человеку»-2022 — Что смотреть?

С 21 по 29 октября в Санкт-Петербурге проходит XXXII Международный кинофестиваль «Послание к человеку», на закрытии которого состоится премьера нового фильма Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием». Настоятельно рекомендуем не пропускать показы и рассказываем о фильмах, на которые мы обратили внимание.

«Праздники». Реж. Антуан Каттин. 2022

Международный конкурс

«Николае»
Реж. Михай Греку

В румынскую деревушку возвращается Николае Чаушеску. Прежде чем местные впечатлятся пламенной речью голограммы расстрелянного в 1989 году диктатора, им будет о чем подумать. Одни скучают по былому национальному величию и благам социализма, другие с ужасом вспоминают голодные годы, а третьи читают исторические лекции скучающим подросткам. Историческая память выдает те еще кульбиты, а время никого и ничего не лечит.

«То, что я не могу рассказать своей матери»
Реж. Хумайра Билкис

Главная героиня — она же и автор фильма — пытается понять, как ее мать из свободолюбивой поэтессы превратилась в глубоко набожную женщину, не снимающую хиджаба даже дома. Этот фильм, начавшийся как исследование консервативного поворота на примере одной семьи, по ходу затрагивает куда более тонкие материи, чем религия или консервативный поворот, рассуждая, в частности, о том, зачем документалистам вообще снимать своих близких.

«Праздники»
Реж. Антуан Каттин

Фильм Антуана Каттина посвящен Александру Расторгуеву (Каттин участвовал проекте «Реальность» и снимал кино с Павлом Костомаровым, так что понятно, к чему это посвящение). Четыре героя — трудовой мигрант из Казахстана, начальница жилконторы, руфер, водительница троллейбуса — дают себя снимать и сами берут камеру в руки во время семи основных государственных праздников. Комедия об абсурде русской повседневности стремительно перерастает в трагикомедию, к чему нам не привыкать. Петербург превращается для одних в тюрьму, а для других в перевалочный пункт на пути в сторону смерти. Смешное кино, от которого мороз по коже.

«Куда мы едем?»
Реж. Руслан Федотов

Документальный суперхит белорусского режиссера, снятый целиком в московском метро. Бесчисленные потоки людей ежедневно спускаются в подземку и проживают маленькие жизни перед камерой. Драмы, комедии, музыкальные концерты, философские диспуты и даже своего рода военный конфликт, — чего только нет в этом андеграундном театре повседневной жизни. Еще один шанс посмотреть фильм на большом экране.

Билеты на фильмы Международного конкурса

«Тонкие поля». Реж. Дмитрий Лукьянов. 2022

Национальный конкурс

«Выход»
Реж. Евгения Арбугаева, Максим Арбугаев

Морской биолог отправляется в командировку на берег Чукотского моря, чтобы увидеть там нечто совершенно неописуемое. Перед просмотром принципиально важны две вещи: большой экран и как можно меньше информации о фильме заранее. Хочется сказать одно: реальность порой может быть фантастичнее «Дюны» Вильнева.

«Тонкие поля»
Реж. Дмитрий Лукьянов

Выращивать горох тоже наука. Находящиеся в государственной — а значит, как бы в общественной — собственности поля на окраине Суздаля становятся причиной для раздора местных жителей. Когда-то тут орудовал Научно-исследовательский институт сельского хозяйства, а сегодня — предприимчивые москвичи, решившие по-своему реанимировать вымирающую агрокультуру. Методы эти одним кажутся псевдонаучными, другим — просто бессмысленными. Горе-аграрии освещают зерно цветными лампочками и пытаются оптимизировать работу, сократив число трактористов с десяти до одного. Но заряд у этой трогательной документальной комедии с героями-чудиками по-своему оптимистический.

«Кармен, или история несчастной любви Ханспетера из Оберкасселя, которая принесла моим детям счастье в чужой стране»
Реж. Юлия Вишневецкая

Переехав по работе в тишайшую немецкую провинцию, журналистка и документалистка Юлия Вишневецкая с грустью понимает, что трем ее детям здесь скучно. На помощь приходит цирк, точнее, шестидесятилетний Ханспетер — добродушный руководитель местной цирковой школы для подростков. В юности он был артистом бродячей труппы и по сей день тоскует по тогдашней возлюбленной Кармен, с которой уже много лет не поддерживает связь. Юлия собирает группу и отправляется на поиски этой женщины и ее нынешней семьи. Это и комедия, и мелодрама о взрослых людях, которые всё понимают, но предпочитают лишний раз не разбрасываться словами.

Билеты на фильмы Национального конкурса

«Камешки». Реж. П.С. Винотрадж. 2021

Программа Михаила Ратгауза «Новые голоса»

«Кто-то будет любить кого-то»
Реж. Хадас Бен Аройя

Тель-авивская молодежь живет полной жизнью. Кажется, что эта вечеринка не закончится никогда. Одна из ее участниц — свободолюбивая Авишаг — прыгает из одной постели в другую, выгуливает собачек и время от времени предается размышлениям о главном. Предельно расслабленный игровой фильм, по степени витальности и раскрепощенности поведения героев перед камерой превосходящий любой док.

«Парень у окна не отказался бы от подводной лодки»
Реж. Алекс Пиперно

В живописной филиппинской деревушке главной темой обсуждения становится сарай, обладающий некими мистическими свойствами. В это же время на борту круизного лайнера, плывущего по Атлантике, морячок обнаруживает дверь, ведущую в уютную квартиру в Монтевидео, где живет одинокая женщина. Своего рода «Окно в Париж», но в стилистике медленного кино.

«Камешки»
Реж. П. С. Винотрадж

Чем-то не на шутку обеспокоенный мужчина мечется по деревне, грубит каждому встречному и, вместе с семенящим вслед за ним мелким мальчуганом, ищет кого-то. Разгадка причин происходящего лежит на поверхности, но этот безумно энергичный тамильский фильм цепляет не сюжетной интригой, а в восходящему к Сатьяджиту Раю умению работать с живой фактурой и высекать энергию из соприкосновения реальности с кинематографической оптикой. Один из самых громких дебютов в кино Индии последних лет, отправленный от страны на соискание «Оскара».

Билеты на фильмы программы «Новые голоса»

«Монета страны Малави». Реж. Алексей Федорченко. 2022

Панорама.doc

«Корова»
Реж. Андреа Арнольд

Вслед за Виктором Косаковским (на самом деле, работа над картиной началась задолго до выхода «Гунды») искать правду жизни в хлеву отправилась постановщица «Аквариума» и «Американской милашки» Андреа Арнольд. На протяжении полутора часов мы наблюдаем за жизнью буренки. Несмотря на отсутствие какой-либо речи все происходящее на экране до изумления напоминает ее предыдущие фильмы о не слишком счастливых женщинах, живущих инстинктами и терпящих разного рода неволю. Не обойдется и без полового контакта под играющую фоном поп-музыку.

«Монета страны Малави»
Реж. Алексей Федорченко

Непросто быть большим русским писателем, даже после смерти. Алексей Федорченко вместе с оператором Алишером Хамидходжаевым колесит по Алтаю в поисках Василия Шукшина, 90-летие с рождения которого пышно отмечали в его родных краях. Сам режиссер замышлял это кино как злую комедию про безумный культ классика (чего только стоят пламенные речи чиновников и сделанные по разнарядке празднества), но, впечатлившись встреченными на его пути героями, сделал добрейшую одиссею по земле блаженных чудиков, словно сошедших со страниц рассказов Василия Макаровича.

«Девушки, живущие в сети»
Реж. Сюзанна Регина Мойрес

Если вам кажется, что хотя бы у западных видеоблогеров все в жизни безоблачно, то этот фильм убедит вас в обратном. Вот, например, история 14-летней жительницы Берлина: девочка стала «инфлюэнсеркой», получила кучу рекламных предложений, но, незаметно для самой себя, оказалась в экономическом рабстве со стороны родителей, оказавшихся еще более предприимчивыми, чем их талантливая дочурка.

Билеты на фильмы программы «Панорама.doc»

«Пожалуйста, детка, пожалуйста». Реж. Аманда Крамер. 2022

Кино сверхреальности

«Дуэль»
Реж. Влад Козлов

Остроумная короткометражная комедия о человеке, работающем Суперменом. Вот уже два десятка лет этот двойник Кристофера Рива бродит по Голливудскому бульвару и фотографируется с незнакомцами. Однажды его увольняют, но даже это обстоятельство не становится причиной для смены привычного порядка жизни. Многим, наверное, знакомо.

«Дон Жуан»
Реж. Серж Бозон

Один из героев и авторов «французского» номера «Сеанса», кинематографист и кинокритик Серж Бозон попробовал себя на ниве «зрительского» кино (насколько это получилось — судить зрителю). Звезда «Змея» и «Мавританца» Тахар Раким играет здесь Дон Жуана. Точнее, актера в роли Дон Жуана. Жизнь трещит по швам и прорывается на сцену вместе с бывшей невестой, видеться с которой сложно даже на сцене.

«Пожалуйста, детка, пожалуйста»
Реж. Аманда Крамер

Кэмповый мюзикл от клавишницы The Psychedelic Furs Аманды Крамер с Андреа Райзборо, Деми Мур и Гарри Меллингом в кадре. Идеальный фильм для показов в пустующих (и, судя по последним новостям, находящихся на грани полного исчезновения) гей-барах. Загадочное убийство на Манхэттене, литры глиттера и глицериновых слез, неоновые демон, латекс и прочие призраки другого мира.

Билеты на фильмы программы «Кино сверхреальности»

«Красная Африка». Реж. Александр Марков. 2022

Что смотреть еще?

Если программа экспериментального кино In Silico в представлении не нуждается (берите билеты, если еще есть), то на параллельные программы стоит обратить особое внимание.

Александр Марков, режиссер «Красной Африки», собрал одноименную программу, посвященную репрезентации африканского континента в кино. Здесь и его фильм (подробнее о котором можно прочитать у нас на сайте), и советскую пропаганду, и работы отучившихся во ВГИКе кинематографистов из стран Африки.

Туманно не только будущее, но и прошлое. Сложным отношениям разных народов с собственной истории посвящена программа «Эластичное прошлое» (куратор — Андрей Василенко), из фильмов которой можно узнать об особой роли 1992 года в Испании, геополитике по-албански, не таких уж лихих китайских 90-х, фальсификациях американской военщины.

Если вас интересует вопрос: «А где же наши русские Tiger King и Making a Murderer?», то с первыми ласточками стриминговых док-сериалов можно будет ознакомиться на показах линейки сериалов «1-2-3 Production», сделанных по заказу Premier. В этот же день, 26 октября, состоится конференция «Документальное кино и стриминговые платформы: новые формы сотрудничества», вход на которую свободный.

«Мандарины». Реж. Зака Абдрахманова. 2022

С 2017 года на базе фестиваля «Рудник» в Свияжске действует Школа документальной анимации, созданная по инициативе Марины Разбежкиной. Мы показывали в «Высших формах» работы некоторых ее учеников, но теперь можно увидеть максимально обширную подборку, дающую исчерпывающее представление о техниках и возможностях док-анимации. Среди представленных работ можно, помимо прочего, поймать и исповедальный фильм-пейзаж (всё так, да) Константина Шавловского «Машенька, медуза» о тонкостях мужской гендерной социализации.

О других событиях фестиваля читайте на официальном сайте фестиваля.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: