«Высшие формы» — Конкурс рецензий. Часть вторая

Подводим итоги конкурса рецензий на современную анимацию, прошедшего в рамках онлайн-фестиваля «Высшие формы», публикуем тексты победителей и еще несколько полюбившихся нам работ.

Подводим итоги нашего конкурса рецензий на современные российские мультфильмы, который мы объявили в конце июня. Нам прислали более семидесяти рецензий из шестнадцати городов: Барнаул, Воронеж, Донецк, Дубна, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Минск, Москва, Новоуральск, Пушкин, Санкт-Петербург, Тамбов, Тольятти, Томск, Тула. Самому молодому автору — восемь лет.

Выражаем благодарность всем, кто принял участие в конкурсе и, наконец, объявляем победителей. Их семеро:

Лидия Андронова, Пушкин. Рецензия на мультфильм «Пять минут до моря»

Айказ Бабаян, Санкт-Петербург, рецензия на мультфильм «Джим Джармуш»

Ульяна Колмогорова, Тольятти, рецензии на мультфильмы «Уточка и Кенгуру» и «Джим Джармуш»

Анастасия Павлова, Москва, «Четыреста слов о пяти секундах». Рецензия на некоторые работы фестиваля анимационных микрофильмов «Ща, 5 сек»

Дарья Соколовская, Санкт-Петербург. «Куда все уходят, куда?» Рецензия на серию «Волшебный кувшинчик» («Смешарики»)

Полина Тихонова, Санкт-Петербург. Рецензия на мультфильм «Пять минут до моря»

Евгения Чернощечкина, Новоуральск. Рецензия на мультфильм «Пять минут до моря»

Им всем мы отправим электронную версию книги Миши Сафронова «Вообразительное искусство. Как написать сценарий мультфильма» и дипломы.

«Высшие формы» — Конкурс рецензий. Часть первая «Высшие формы» — Конкурс рецензий. Часть первая

Рецензии победителей и некоторые другие можно прочитать ниже (начало — здесь) Часть текстов была написана после показа некоторых фильмов из программы «Высших форм» в рамках июньской «Cartoon-ной ночи», которую проводил Тульский историко-архитектурный музей. С согласия авторов тексты были отредактированы — в основном, сокращены. Если вы захотите продолжить разговор о мультфильмах, пишите на адрес: seance.animation@gmail.com.


Ульяна Колмогорова, Тольятти

«Уточка и Кенгуру», реж. Елизавета Скворцова

Фильм нарисован смешно и небрежно, нежно и трогательно. Кажется, что к творческому процессу причастен ребёнок, живущий в душе режиссера.

Месяц, выходящий из-за куста, в чьем облике угадываются цыганские черты, на фоне главных героев кажется почти фольклорным. Именно он придает истории атмосферу сказки и открывает зрителю новый день маленькой Уточки.

Главная героиня влачит размеренное существование в родном пруду. Уточка молода, но повседневность не приносит ей радости. Живя на контрасте скуки и глухой музыки, играющей в наушниках, она, кажется, почти не задумывается о счастье. При этом у нее есть идеал мужчины, чья фотография висит над рабочим местом. Наушники — символ своеобразной консервации обыденности и ее цикличности.

Все мы немножко Уточки.
Высшие формы — «Уточка и Кенгуру» Лизы Скворцовой Высшие формы — «Уточка и Кенгуру» Лизы Скворцовой

Все меняется, когда в жизнь Уточки буквально «впрыгивает» большой, красивый Кенгуру в красных кроссовках и с лицом Человека. Его появление стало для птички судьбоносным. Удивительно, как один единственный неосторожный взгляд в чужие глаза способен побудить кого-то начать петь сердцем, навсегда расставшись со звоном в ушах.

«А мне — так тоскливо в моем пруду!
И чего это я из него не уйду?
Прыжки — вот что мне по нутру!»
Шепчет Уточка — Кенгуру.

В этих робких мыслях, обращенных к Кенгуру, Уточка воскресает перед ним. Она очарована и влюблена. Теперь птичка готова прыгать вслед за этим прекрасным великаном, попутно слушая лишь его молчание.

А Кенгуру продолжал скакать, сохраняя безразличие. У него своя волна в собственных наушниках, которую он не желает терять.

По мнению режиссера, действия Уточки обусловлены непреодолимым сексуальным влечением. Но мне кажется, это больше похоже на первое, юное, безответное чувство или сильнейшую, болезненную привязанность. Все мы немножко Уточки.


Юляра, Тула

Впечатляющая анимация про Уточку. Живя на острове, эгоистичную любовь к себе меняет на любовь к другому существу, путем пословицы «насильно мил не будешь». А в итоге срослось!


Элина Климова, аниматор, иллюстратор, Тула

Когда смотрела «Уточку и кенгуру», ждала, когда Уточка в печали и отчаянии будет кричать в воду — мне такая сцена казалась очень забавной — но не дождалась. Потом подумала, что очень зря такого не существует, и сделала. Чужая анимация создает в голове не только буквы, но и картинки.


Дарья Соколовская, студентка, Санкт-Петербург

«Волшебный кувшинчик» («Смешарики»), реж. Денис Чернов

Куда все уходят, куда?

Любопытно наблюдать, как мультсериал, начинавшийся с серий про дружбу и взаимопомощь, переходит к темам пищевого расстройства, смертных грехов, двуличия, бога (интересное наблюдение: во всех сериях, касающихся мироздания, участвует лягушка, глазами которой мы смотрим на вселенную мультфильма) и смерти.

«Смешарики» уже давно перестали быть только мультфильмом

30 августа 2020 года скончался создатель и художественный руководитель «Смешариков» Анатолий Прохоров. Попрощаться с ним в «Волшебном кувшинчике» выпало Ёжику и Барашу. Ёжик находит светлячка, свет которого постепенно угасает, и забирает его к себе домой, надеясь, что светлячок поправится. Ёжик со своим новым другом сидят на крыльце и рассматривают ночное небо. К ним подходит Бараш с «волшебным кувшинчиком», в котором остается все, что отражается в воде сосуда (метафора памяти). На следующее утро Ежик обнаруживает, что светлячок перестал светиться, и обращается за советом к Лосяшу, который открывает ему простою, но сложную для понимания истину:

— Каждый светлячок когда-нибудь перестает светить. По крайней мере, на этом свете.

«Волшебный кувшинчик» («Смешарики»). Реж. Денис Чернов. 2020

Создатели «Смешариков» избегают слова «смерть». Ее как будто нет, а есть волшебный кувшинчик, в котором, как позже Бараш говорит расстроенному Ёжику, светлячок остался навсегда.

Кувшинчик — метафора и загробного мира. Не случайно кувшин Бараша напоминает древнегреческую амфору. Амфору с отколотым дном греки ставили на могилу, в дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом. Так что амфора — еще и надгробный памятник.

От последнего перехода наворачиваются слезы.

«Смешарики» уже давно перестали быть только мультфильмом и стали, скорее, фильмом для тех, кто хочет вспомнить детство/поразмышлять над жизнью/найти «кузинатру». В сериале сформировались свои правила: персонажи никогда не бывают только положительными или отрицательными, тема серии диктует выбор действующих лиц (философские серии — Бараш, Ёжик; серии про дружбу — Крош и Ёжик; принятие возраста — Совунья и Карыч; одиночество, карьера — Пин и Лосяш; принятие себя, комплексы, понимание красоты — Нюша).

Эпизоды мультфильма воспринимаются как настоящее кино: цвет/свет (в «Волшебном кувшинчике» действие происходит звездной, слегка туманной ночью в полнолуние), музыка (треугольник в аранжировке передает тревожность Ёжика, скрипки — звук светлячка), детали (капля росы, которая, как слеза, скатывается с листа в самом начале, задавая настроение эпизода), построение кадра. От последнего перехода наворачиваются слезы. Только представьте: Ёжик с Барашем вглядываются в кувшинчик, пытаясь разглядеть светлячка, там отражается солнце, его сменяет ночной лес, появляется титр «Посвящается Анатолию Прохорову», сразу после чего зажигается светлячок и одиноко летит в вечной темноте, а на фоне горят звезды — миллионы таких же светлячков, которые летают и будут летать у кого-то в волшебном кувшинчике, пока про них помнят.


Владимир, Тула

«Джон Боттом — неизвестный солдат», реж. Алексей Демин

Высшие формы — «Джон Боттом — неизвестный солдат» Алексея Демина Высшие формы — «Джон Боттом — неизвестный солдат» Алексея Демина

Вызвал глубокие эмоциональные переживания фильм про неизвестного солдата. Захотелось посмотреть другие фильмы режиссера.


Анастасия Павлова, студентка Литературного института им. А. М. Горького. Москва

Четыреста слов о пяти секундах
О фестивале «Ща, 5 сек»

Открытие проекта «Ща, 5 сек» стало для меня спасительным порывом ветра в летней жаре и меланхолии, в очередной раз подтвердив мысль о том, что человеку можно дать много времени и пространства для творчества, можно — очень мало, он приспособится ко всему.

Микрофильм легко проморгать, оттого думать, что проглотить сотню пятисекундных мультфильмов не составит труда — заблуждение. При просмотре мне пришлось останавливаться для передышки как минимум трижды. Среди множества скетчей, зарисовок, шуток, мемов, попадались такие, которые нужно пересматривать несколько раз.

В фильмах много юмора. Многие авторы пошли по как бы проторенной дорожке: если нужно быстро привлечь внимание зрителя\ читателя\ «воспринимателя» — сделай смешное или чернуху (последнего, к моей радости, среди микрофильмов было мало, хотя понятие чернухи у каждого свое).

Бесподобное нечто между «нет» и «кря» делает свое дело.

Тем ценнее для меня были работы, в которых не просто шутка и смех, вызванные неожиданностью или неловкостью, а тончайшая ирония, трогательная серьезность или добрая усмешка — на фоне множества ярких, абсурдных, сюрреалистичных вещей они особенно запоминаются.

Высшие формы — «Ща, 5 сек» Высшие формы — «Ща, 5 сек»

«Они забыли про свидание под фонарем» Дарьи Стецуняк. Пятисекундный саундтрек звучит целостно и законченно, максимально гармонично с изображением. Монохром, два плана, аккуратное мерцание и четкое совпадение смены кадров с мелодическим рисунком. Название — единственный текст микрофильма — играет как равноправный элемент, превращая мгновенную нуарную зарисовку в историю с двумя (или более) персонажами и постироничным финалом.

«Форма жизни» Павла Суслова. Мысль «я — во всем, все — во мне» в разных вариациях была сказана миллионы раз, но от этого ее значимость нисколько не уменьшается. Здесь тоже прекрасная музыка, хотя обрывается не так удачно, как в прошлом фильме. Несмотря на краткость и предельную простоту, в «Форме жизни» есть свое развитие: сначала сменяются простые геометрические фигуры, затем формы все сложнее. Наконец, это не просто октаэдры или кубы — это животные, машины, люди. А самое простое и самое сложное — начало и конец — это человек. Причем в первую секунду — набросок человека из минимального количества линий. В финале же к оболочке добавляется сердце — замысловатый и многообразный механизм.

«Мам» Саши Деевой напомнил мне не самую любимую, но, безусловно, запоминающуюся книгу «Похороните меня за плинтусом», только в очень сжатом виде. Неприятная ситуация подана так, что не вызывает ничего кроме смеха. Юмористический эффект еще и в том, что в диалоге между персонажами только у одного есть человеческий голос. Бесподобное нечто между «нет» и «кря» делает свое дело.

Надеюсь, проект «Ща, 5 сек» будет набирать обороты, не теряя своей самобытности и атмосферы легкости и свободы.


Екатерина Серебрякова, студентка-мультипликатор, Москва

«Дерево», реж. Александра Нетунаева

Интересно, что большая часть мультфильма — проезд по дереву. Но с белкой. Проезд дает ближе рассмотреть дерево, изучить детали, а белка оживляет его и не дает заскучать. Интересно наблюдать, как она исчезает в кроне в одном месте, а появляется в другом. Или в дупле. Единственный момент, который меня смутил — когда белка увидела своего сородича, ушедшего в царство небесное, и перекрестилась. Мне показалось это немного заезженной шуткой. Я подумала, что, возможно, она могла бы распушить шерсть или шарахнуться в сторону, или прикрыть рот лапой и постоять несколько секунд в траурном оцепенении.

Белка трогает лапой камушки. Мы понимаем, что добром это вряд ли кончится.

Мне нравится идея, что детали должны показать историю жизни обитателей дерева и рассказать о его немолодом возрасте. Но меня мультфильм больше навел на мысли о воздействии человека. На дереве много надписей, человеческих вещей (кепка, лук для стрельбы, чашка), приколоченных досок. Повешенная белка тоже, скорее всего — дело людских рук. Конечно, она могла повеситься и сама — от стресса или, например, непонимания в обществе. Но уж больно это напоминает суровую реальность, где люди для забавы легко могут убить какого-либо зверя или птицу. Мне кажется, если автор хотела передать историю жителей дерева и рассказать про его возраст, то, возможно, стоило бы добавить немного больше следов пребывания именно животных: следы от когтей, выбоины от клюва дятла, ползущий по дереву жук, в дуплах вместе с человеческими вещами или вместо них — перья прошлых обитателей (например, совы).

Высшие формы — Студенческая анимация из Суздаля Высшие формы — Студенческая анимация из Суздаля

Финал — самая важная часть, и на нем сделан удачный акцент. Белка трогает лапой камушки. Мы понимаем, что добром это вряд ли кончится. Изображение обрывается, но звук остается, и воображение дорисовывает взлетающих в тревоге птиц, всеобщую панику и древокрушение. Катастрофа произошла.


Анастасия Геращенко, 8 лет, Барнаул

«Мой знакомый медведь», реж. Екатерина Соколова

Высшие формы — «Мой знакомый медведь» Екатерины Соколовой Высшие формы — «Мой знакомый медведь» Екатерины Соколовой

Фильм снят по книге «Денискины рассказы», которую я недавно прочитала (нам ее задали читать на лето). Когда я ее читала, представляла героев совсем по-другому. Я сравнивала мультфильм и рассказ. Вроде бы один и тот же сюжет, но совсем другие эмоции и смысл. Для меня рассказ оказался понятней. Но, несмотря на это, сюжет захватил, и я досмотрела до конца. Я рекомендую мультфильм для семейного просмотра, потому что судьбу главного героя, несчастливого пожилого актера, каждый поймет по-своему.


Ульяна Колмогорова, Тольятти

«Джим Джармуш», реж. Анастасия Гвоздева

Подобно своему герою, фильм весьма самобытный: анимация рисунков в сочетании с рок-н-ролльным и психоделическим саундтреком выглядит как большой коллажный пейзаж внутреннего мира кинематографиста. Простой, честный и достаточно открытый монолог Джармуша создает впечатление разговора со зрителем по душам, будто герой знает, что его поймут.

Для Джармуша съемочный процесс сродни детской игре, собиранию пазла.

Зрителю стоит присматриваться к окружающей Джима обстановке, ведь она полна отсылок к его фильмам и панк-культуре. Так, например, можно узнать, что «у Вселенной нет центра и нет краев» или наткнуться в переулке на группу «The Clash».

Для Джармуша съемочный процесс сродни детской игре, собиранию пазла. Его истории музыкальны, поэтичны и достаточно своеобразны.

«Люди любят шаблоны. Они любят, чтобы их ожидания оправдывались. Ни за что. Лучше я вообще уйду из кино».

Высшие формы — «Джим Джармуш» Анастасии Гвоздевой Высшие формы — «Джим Джармуш» Анастасии Гвоздевой

22 января 2021 года Джиму Джармушу исполнилось 68 лет. Две его заветные мечты давно воплотились: он все-таки стал музыкантом и по-прежнему снимает кино.

Мультфильм Анастасии Гвоздевой замечателен не просто нестандартной интерпретацией творческого пути Джармуша, а, скорее, душевностью, сквозящей в каждой мелочи. В фильме чувствуются особое восприятие и вкус. Фильм вряд ли оставит зрителя равнодушным, ведь перед ним раскроется абсолютно иной, и, возможно, до этого неизвестный, глубокомысленный, искренний человек, не знающий аккордов, но, при столь стремительной изменчивости мира, сумевший остаться собой.


Айказ Бабаян, начальник отдела переводов (лингвистика), Санкт-Петербург

Коллажный мультфильм Анастасии Гвоздевой изящно сочетает минимализм, крайне необычных персонажей (часто музыкантов), размеренный ритм, веру во взаимосвязь вообще всего и, конечно, прекрасно-странное чувство юмора. То же касается и внешности героя, точно описанной Дэвидом Элрихом как «лицо Ли Марвина, и такая копна белых волос с видом, будто Энди Уорхола ударило током из катушки Теслы».

В первых кадрах руки художника приклеивают трафареты и поливают буквы краской из белого баллончика, после чего поджигается и быстро догорает спичка (здесь я, наверное, зря усмотрел скоротечность бытия яркого художника). Дальше мы переходим к истории, которая склеена из цитат и размышлений Джима.

Некоторые кадры содержат неочевидные, но символичные отсылки ко времени становления художника. Скажем, цветной телевизор Zenith TV-39, выпущенный на американский рынок в 1971 году, когда Джим перебрался в Чикаго и поступил в школу журналистики.

Джармуш придает особое значение звуку, и даже говорит, что «он на пятьдесят процентов составляет содержание моего фильма». Анастасия следует этому в своей работе, обрамляя начало и конец нужным ритмачем.

Четкая постановка проблемы в творчестве Джармуша не является обязаловкой
«Джим Джармуш». Реж. Анастасия Гвоздева. 2020

Режиссер непринужденно располагает в общем кадре Тома, Игги и Мейнарда, которые смотрят на Джармуша, гуляющего с сигаретой в зубах по захламленным улицам того Манхеттена, где «мастерство — не главное», где «было грязно и опасно, и было все, о чем можно мечтать». Автор классно подмечает, что при написании сценария «столкнулась с тем, что у Джармуша как будто и не было проблем». Одним из столпов панк-движения всегда была максима от Sex Pistols «The problem is YOU!», а не мы.

Четкая постановка проблемы в творчестве Джармуша не является обязаловкой, а вот отшлифованный визуальный стиль и мелодичная тональность пришли сразу и никогда его не покидали. В своей короткометражке Анастасия умело передала этот краеугольный аспект cool media со всей его крутизной, прохладностью, недосказанностью и гипнотическим влечением, которое часто испытываешь непонятно от чего, но всегда с удовольствием.

Смотря на то, как она, уже в своей выпускной работе, сделала именно то, что хочет, стильно и без **** рассказав историю того и тех, кого она любит, мы, зрители, наберемся терпения и будем наблюдать, как Гвоздева на наших глазах под воздействием высоких температур и давления закаляется в аутентичную катану, рассекающую невежество и уныние отточенным лезвием панк-кино, держа в голове извергнутую Джонни Роттеном истину «You don’t do what you want/ Then you’ll fade away».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: