«Высшие формы» — Конкурс рецензий. Часть первая
Летом мы объявили конкурс рецензий на современные российские мультфильмы. Присланных работ оказалось так много, что мы решили опубликовать некоторые из приглянувшихся нам текстов.
В конце июня мы объявили конкурс рецензий на современные российские мультфильмы. Хотелось начать разговор об анимации, причем чтобы говорили не профессионалы, а зрители, которым, наверное, в первую очередь и адресовано кино.
Нам прислали более семидесяти рецензий из шестнадцати городов: Барнаул, Воронеж, Донецк, Дубна, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Минск, Москва, Новоуральск, Пушкин, Санкт-Петербург, Тамбов, Тольятти, Томск, Тула. Самому молодому автору — восемь лет.
Выражаем благодарность всем, кто принял участие в конкурсе. Разговаривать об анимации очень интересно. Многие рецензии удивили вниманием и любовью, с которыми авторы описывают мультфильмы. Победители конкурса будут объявлены 17 октября.
Высшие формы — «Пять минут до моря» Натальи Мирзоян
Мы надеемся продолжить этот разговор, а пока начинаем публиковать лучшие, на наш взгляд, работы — несколькими блоками. В первый войдут рецензии на мультфильм Натальи Мирзоян «Пять минут до моря», который оказался самым популярным — нам прислали целых семь рецензий (интересно, что по итогам «Высших форм-2020» фильм тоже стал лидером зрительского голосования). О мультфильмах детально говорят не так часто, и прочитать несколько рецензий на один мультфильм — очень интересный опыт: можно сравнить свое восприятие с восприятием других, и есть вероятность, что зрение станет объемнее.
С согласия авторов тексты были отредактированы — в основном, сокращены. Если вы захотите продолжить разговор об этом или других мультфильмах, пишите на адрес: seance.animation@gmail.com.
Екатерина Кучмина
Преподаватель Приборостроительного колледжа, Тамбов
Современная анимация — это что-то очень личное. Я смотрю мультфильм, но при этом будто приоткрываю шторку в окошке режиссера, который сидит, весь обложенный с головы до ног рисунками и скетчами, в своем особом «дзэне».
Каждый мультфильм — своя история, своя частичка души, своя эмоция. Приятно, когда ты прочувствовал все, о чем хотел высказаться режиссер. Как в «Болоте» Веры Вьюгиной — наимилейшем мультфильме про недовольную, очаровательную жабу, которая очень внимательно смотрит выступление танцующих водомерок и открывает для себя балет.
Также приятно, когда мультфильм, скорее, непонятен и вызывает больше вопросов. Например, «Кибер-Ева» Кати Михеевой. Игровая графика такого качества чем-то цепляет, будто отбрасывает в далекие нулевые, во времена игры «SIMS» и многих подобных.
Но фильм может быть и понятен, и не понятен одновременно. Как потрясающие «Пять минут до моря» Натальи Мирзоян.
Для меня море — не просто соленая вода. Это нечто свежее и всегда эмоционально теплое. Девочка, ждущая пять минут в перерывах между купаниями. Помню, как мама говорила мне про синие губы и про то, что давно пора выходить на солнце греться.
Где море — там пляж, а где пляж — там колоритные персонажи.
Где море — там пляж, а где пляж — там колоритные персонажи. Кто-то надувает большого резинового крокодила, кто-то наглаживает беременный животик, кто-то мечтает загореть, а кто-то — просто пожилая пара, которая, быть может, в последний раз на море.
Финал опечалил и тронул — сердце конкретно кольнуло. Почему-то я с самого начала ожидала именно такое. Пока девочка ждала пять минут перед новым заплывом, я пять минут готовилась к печальной концовке. Но когда я прочитала слова автора о вере в перерождение и бесконечность, меня отпустило — финал уже не кажется таким печальным.
Я люблю то, что вызывает эмоции, и такие мультфильмы отлично с этим справляются. Наверное, никому не захочется жить в пустом пространстве белого листа. Нужны детали, линии, силуэты. Или даже ломаная 3D графика.
Евгения Чернощечкина
Ученица 10 класса, Новоуральск
Мультфильм был выпущен в 2018 году и длится всего семь минут. Он нарисован в синих и оранжевых тонах, ведь главное в отдыхе на побережье — горячее солнце и бескрайнее море. Эмоциональное ощущение поддерживает и приглушенная музыка, которая помогает создать колеблющийся темпоритм.
Анимация начинается очень просто: в море купается и ныряет девочка. Вода для нее — это другой мир, который намного интереснее и притягательнее обычного людского. К ее сожалению, умиротворение и уединение заканчиваются, когда на горизонте появляется мама, которая заставляет выйти на берег. Девочка вновь сможет вернуться в море, когда пройдут пять минут, отмеренные мамой и временем.
Взрослым не нужны часы, которые девочка нетерпеливо держит в ладошках.
Резвая, громкая маленькая девочкой и загорелые, медлительные, ленивые отдыхающие живут по совершенно разному времени. Девочке кажется, что оно идет невероятно медленно, а в последнюю минуту везде — в синих полотенцах, синих корках арбуза, синих купальниках, синем надувном крокодиле — начинает мерещиться море. Взрослым не нужны часы, которые девочка нетерпеливо держит в ладошках. У взрослых нет дел — они приехали отдыхать, сейчас им можно все. Минутная стрелка приближается к двенадцати. В ноль-ноль девочка скидывает с себя полотенце и, словно летящая птица, мчит к морю, попутно обгоняя остальных.
Историю старой супружеской пары хочется узнать побольше. Он глуховат и еле ходит, она — как его правая рука. Иногда они кажутся смешными и несуразными, но, мне кажется, это и есть та самая настоящая любовь. Старик — единственный наделенный именем. Моисей означает «спасенный из воды». В какие-то моменты я узнавала в нем рвущуюся к морю девочку. Полуглухой старик играет с крабом (это делает и девочка) и, прямо как ребенок, нуждается во внимании своей жены, без которой, наверное, не проживет. Тело старика будто растворилось и превратилось в множество маленьких рыбок. Может, это перерождение? Здесь каждый решит для себя.
Фильм вовсе не об ожидании. Он — о скоротечности жизни, о том, как мы ее проводим, какие эмоции испытываем. Каждый человек смотрит на свою жизнь и убегающее вдаль время под разным углом, и фильм замечательно демонстрирует это. А еще он о цикличности: начинается и заканчивается счастливым плаваньем девочки.
Ксения Курбатова
Студентка 3 курса РГГУ, направление «История театра и кино, театральная и кинокритика», Москва
Погружение зрителя происходит с первых кадров. Он оказывается в прозрачно-голубой толще воды, откуда выплывает самая обыкновенная девочка, которую в следующие пять минут успевают настичь и горькое разочарование, и безудержная радость.
На нейтральном белом фоне художник изображает солнечный берег. Рисованная маркерами анимация оживляет даже статичные объекты. Пространство динамично. Планы быстро перетекают друг в друга. В них будто сами по себе входят многочисленные образы отдыхающих.
Попав под власть резвого воображения, все вокруг пытается сбросить оболочку унылой лености.
Тикающее в руках девочки время, приближающее для нее миг свободы, вяло проходит свой путь. А нетерпение ребенка дает толчок к преображению окружающей реальности со множеством привычных для пляжа сцен в замедленное и сюрреалистическое действие. Надувной крокодил вдруг открывает пасть и заглатывает вездесущих птиц. Стащившая из раздевалки купальник собака прячется, растворяясь в тени. Попав под власть резвого воображения, все вокруг пытается сбросить оболочку унылой лености. Тягостное ожидание превращается в созерцание чуднОй и одновременно чУдной обыденности.
Море, к которому так стремится девочка, выступает в фильме источником счастья и символом жизни. Туда же направляет свой путь и пожилая пара. Пока время отсчитывает все те же пять минут, они медленно, но уже не в замедленном действии, ковыляют к берегу.
Финал возвращает мотив удивительных метаморфоз. И ребенок, и старик устремляются в долгожданные волны, вновь обретая радость и свободу.
Лидия Андронова
Студентка, город Пушкин
Первое, что замечаешь — необычная техника исполнения. Эффект старой пленки напоминает наивную и чарующую атмосферу детства. Это настроение подчеркивают контрастные маркеры оранжевого и синего цветов, отсутствие детализации и фигуры, появляющиеся из ниоткуда и возвращающиеся в никуда. Зритель как бы перемещается вместе с птицами, мухой, трубочкой от напитка, исследуя все вокруг.
Девочка становится заложницей часов и, в тоже время, повелительницей всего. Она может превратить стрелки на циферблате в птицу, освободить птиц из пасти надувного крокодила или трубочкой от напитка в пластиковом стаканчике перенести Моисея, которому трудно ходить, к жене. Однако когда девочка пытается улизнуть в море раньше времени, мама ее останавливает.
Дама с загаром отгоняет от себя самолет — время возвращения из отпуска.
Персонажи созданы минимальными средствами. Многие вызывают удивление: мальчик — друг девочки, который держит на языке раковину; странный мужчина, пропускающий воду из одного уха в другое. Дама с загаром отгоняет от себя самолет — время возвращения из отпуска. Жена-старушка заботливо поливает мужа из полиэтиленового пакетика, потому что тому сложно наклоняться.
Мультфильм заканчивается превращением Моисея в косяк рыбок. Мне кажется, он перенял у девочки наивную способность фантазировать и на миг превратился в рыб, освещающих путь детству. Композиция закольцовывается образом воды. Однако если первые кадры мультфильма — хаотичные движения одинокой детской фигурки в море, то в конце девочка не одна, а в окружении рыбок — символа, который в христианстве сравнивали с душой.
Полина Тихонова
Студентка факультета международной журналистики СПбГУ, Санкт-Петербург
Фильм начинается расплывчатым сочетанием голубых, небесных и белых оттенков моря, среди которого мы замечаем плывущую девочку. Звук стрелок превращается в ритмичный ход времени — чарующий, загадочный, неизменный.
Мы заглядываем в щелочку, пока что открытую для девочки. В эту щелочку кем-то заботливо припрятаны разноцветные стеклышки с темой мультфильма — детство. Через призму детства можно смотреть на все, и абсолютно все окажется искренним и первозданно правдивым. Такой взгляд, как правило, присущ лишь детям и, наверное, старикам в последние минуты жизни.
Для кого-то же, возможно, истрачиваются последние крошки в песочных часах жизни.
Как жизнь и судьбу невозможно выткать лишь из высших материй, так и в мультфильме есть и высокие, и низменные, бытовые проявления существования: улетевший бюстгальтер-купальник, пойманный собакой; огромный пес, огрызающийся на маленькую собачонку; самолет, кому-то навевающий мечты, а загорающей женщине просто-напросто загораживающий солнце; почти приказ властной и заботящейся старухи: «Моисей! Купаться!» и беспомощно выпавшее из всего контекста жизни «А?» старичка. Соединение высокого с простым дарит ощущение легкости.
Сочетание холодных и теплых оттенков ассоциативно приводит к понятиям «солнце» и «море», «свет» и «тень», «жизнь» и «смерть». Девочка — только начинающаяся жизнь, старик — уже подходящая к концу. Девочке хочется плавать, и она будто ускоряет соломинкой ход стрелок. Для нее смерти нет, поэтому чужое время невозможно украсть. Для кого-то же, возможно, истрачиваются последние крошки в песочных часах жизни.
Меня особенно впечатлил момент, когда бабушка с дедушкой заходят в воду. В кадре сначала появляются синие линии и обтекаемые формы, потом люди на пляже превращаются в глазах девочки в примерно такие же, но красные и оранжевые (в том числе мальчик с трубкой для подводного плавания). Такое возникает перед глазами на пляже в жару, когда мы долго лежим под солнцем и ослеплены им. Видимо, это особенность зрительного аппарата. Меня поразило, как автор смог передать это.
Любой исход (и смерть, и продолжающаяся здесь жизнь) источает красоту и мудрость.
Все происходящее в фильме — и есть течение жизни. Когда-то мы все — такие же молодые и безудержно хватающиеся за каждый кусочек жизни (даже за пять минут), как девочка. Затем мы взрослеем, бесконечно заботимся о детях и уже, кажется, напрочь забываем себя, бегущих со всех ног в море. Потом мы — те самые стариканы, поливающие друг друга из пакета. И точка.
Нет, не точка: Наталья Мирзоян вносит в мультфильм образ летящих по небу птиц. Они же отражены в воде в образе рыб и, как мне кажется, являются отражением улетающей души. Рыбы сотканы из простых линий, словом — те же птицы, только морские. В них и превращается дедушка Моисей. Для кого-то, может, он умирает, а для некоторых, включая девочку, остается жив. Любой исход (и смерть, и продолжающаяся здесь жизнь) источает красоту и мудрость. От этого не грустно. Рыбки поплывут дальше, достигнут островов, увидят неизведанные дали. А, может, старик жив, но в воображении девочки он — огромная стая рыб, плывущих в море в поисках своего счастья.
Валерия Табалаева
Блогер, Екатеринбург
Я нашла в мультфильме свободу, быстротечность времени, любовь и жизнь.
Для девочки в красном купальнике свобода — это возможность самостоятельно руководить своими действиями. Она слышит теплый голос матери. У девочки посинели губы, и теперь она должна сидеть и ждать, когда они примут естественный оттенок. Ждать равносильно потере драгоценных минут, которые могли быть потрачены на выуживание из песка ракушек или распугивание рыбьих стай. А она заточена в пелене тикающих секунд.
Быстротечность выражена через превращение стрелок часов в летящую птицу.
К морю тянет каждого без поправки на возраст
Нежнее всего показана любовь. Пара стариков, в которой еще бодрая бабушка готова сделать все, лишь бы разделить ощущение обволакивающих тело волн с супругом.
Образ бесконечной любви переходит в образ вечности — воды (ведь она всегда была, есть и будет), и помогает понять другую сторону смерти — перерождение.
Пляж — отличное место для наблюдения цикла жизни. К морю тянет каждого без поправки на возраст — и девочку, которую не вытащишь из воды, и стариков, которые, как бы ни хотели искупаться, уже не в силах сделать это так же непринужденно.
Я уже не совсем ребенок, но и не достаточно взрослая. Ситуация из мультфильма остается для меня поразительно актуальной: манящие прохладные волны и кричащая вслед мама. Я готова сидеть с часами в руке даже двадцать минут, лишь бы эта приморская жизнь меня никогда не покинула.
Читайте также
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве