2017. 10 событий и тенденций российского кино
Фото со спектакля «Сон в летнюю ночь» Седьмой студии Кирилла Серебренникова.
Дело «Седьмой студии». В августе Кирилл Серебренников под конвоем доставлен в Москву со съемок фильма «Лето». Следствие обвиняет режиссера в мошенничестве и отрицает факт постановки спектаклей, удостоенных «Золотой маски», утверждая, что деньги, потраченные на них, были украдены. Тем временем в декабре в Большом театре с шумом проходит премьера поставленного Серебренниковым балета «Нуреев».
Материалы по теме:
• Кинематографисты о задержании Серебренникова
• Любовь Аркус о деле «Седьмой студии»
• Фотографии со съемок фильма «Лето»
«Нелюбовь» и «Аритмия». Самыми обсуждаемыми отечественными фильмами года становятся не шумные блокбастеры, а авторские картины Андрея Звягинцева и Бориса Хлебникова. Успешный прокат «Нелюбви» подготовлен важной наградой в Каннах, а «Аритмии» — главным призом «Кинотавра». Картины активно обсуждаются зрителями и сталкивают критиков, которые разделяются на два лагеря.
Материалы по теме:
• Рецензия на фильм «Нелюбовь»
• Рецензия на фильм «Аритмия»
• Врачи об «Аритмии»
Школа Александра Сокурова. Выходят в прокат первые полнометражные фильмы учеников мастерской Сокурова — «Теснота» Кантемира Балагова и «Софичка» Киры Коваленко. Александр Сокуров получает награду Европейской киноакадемии за вклад в киноискусство. 2017 год можно по праву назвать его годом.
Материалы по теме:
• Подборка материалов о Мастерской Александра Сокурова
• Рецензия на фильм «Теснота»
• Дайджест интервью Кантемира Балагова
• Рецензия на фильм «Софичка»
«Матильда». Реж. Алексей Учитель. 2017
Скандал на «Артдокфесте». Кинематограф продолжает оставаться крайне агрессивной средой. К традиционным «заминированиям» ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок» добавляются парализованные показы Беаты Бубенец на «Артдокфесте», шумная депутатская кампания по запрету «Матильды», которая завершается поджогами кинозалов и отказами от показа фильма из соображений безопасности. Кинематографисты вынуждены работать с оглядкой. Параллельно государство не оставляет попыток усилить давление на прокат, идут споры о введении новых сборов.
Материалы по теме:
• О программе «Артдокфеста-2017»
• Елена Фанайлова о срыве показа фильма «Полет пули»
• Рецензия на фильм «Матильда»
• Эксперты о «кинопрокатном взносе»
Ирина Горбачева и Дарья Жовнер. Два больших актерских дебюта в кино. Героини «Аритмии» и «Тесноты» — пожалуй, самые яркие и запоминающиеся женские кинообразы 2017 года в России.
«Осел». Реж. Анатолий Васильев. 2017
Операторские удачи. «Тесноту» Кантемира Балагова, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Осла» Анатолия Васильева сняли прекрасные операторы: Артем Емельянов, Даниил Фомичев, Саша Кулак.
Материалы по теме:
• Рецензия на фильм «Осел»
• Интервью с Александром Хантом
Госфильмофонд. Последние месяцы года мы обсуждаем ситуацию вокруг Госфильмофонда. Не только в связи с вынужденным уходом старшего куратора Петра Багрова, но также вследствие планомерного сокращения научного отдела и сворачивания архивной работы. Проблемы Госфильмофонда кажутся частью одной большой тенденции: культурное поле продолжает сужаться.
Материалы по теме:
• Первые отклики кинематографистов на уход Петра Багрова
• Кураторы, критики и историки кино о ситуации вокруг Госфильмофонда
Со съемок фильма «Мешок без дна». Реж. Рустам Хамдамов. 2017
«Мешок без дна». Рустам Хамдамов заканчивает свой фильм, показывает его на Московском кинофестивале и даже выпускает в прокат. Изысканная черно-белая сказка по мотивам «В чаще» Рюноске Акутогавы (как и «Расемон» Куросавы) возвращает на большой экран Светлану Немоляеву.
Материалы по теме:
• Рецензия на фильм «Мешок без дна»
• Алексей Артамонов о Рустаме Хамдамове
• Интервью Петра Лезникова с Рустамом Хамдамовым
Out 1 Риветта в Москве. Силами «Электротеатра», «Синефантома» и Бориса Нелепо в Москве проведен беспрецедентный показ легендарного фильма-лабиринта, пройти который можно примерно за 12 часов. Представлять картину в Москву приехал Жан-Пьер Лео. Помимо таких спецсобытий — в России активно развивается и вполне будничный ретроспективный прокат. К нему постепенно подключаются не только энтузиасты-одиночки, но и большие сети (например, «Каро»).
Материал по теме:
• Андрей Карташов об Out 1
Перезагрузка главных журналов о кино. После смерти Даниила Дондурея главным редактором журнала «Искусство кино» становится Антон Долин. Редакция заявляет, что отныне журнал будет выходить раз в два месяца. А «Сеанс» впервые в своей истории объявляет подписку и переходит на ежеквартальный режим.