Хроника кино. 2001 год


Нулевые принято считать эпохой возвращения российского кино. После провала девяностых заново отстраивается кинопрокат, несколько прокатных хитов реанимируют подорванное доверие зрителя, на месте умерших советских институций спешно формируются новые. «Сеанс» составляет свой отчет о том, к чему пришло наше кино за пятнадцать последних лет. Хроника событий, мнения экспертов и интервью с представителями индустрии.

Эта история еще не стала учебником. Каждый из двадцати трех авторов этой хроники выполнял свою задачу: писал о премьерах и фестивалях, индустриальных и бюрократических новшествах, смертях и дебютах, не стараясь быть беспристрастным. Вместе эти тексты сложились в гигантский пазл — 15 лет новейшей истории нашего кино.

Авторы:

Любовь Аркус (Л. А.), Алексей Артамонов (А. А.), Катерина Белоглазова (К. Б.), Наиля Гольман (Н. Г.), Денис Горелов (Д. Г.), Алексей Гусев (А. Г.), Алексей Елисеев (А. Е.), Виктор Зацепин (В. З.), Анна Изакар (А. И.), Андрей Карташов (А. К.), Никита Карцев (Н. К.), Петр Лезников (П. Л.), Лариса Малюкова (Л. М.), Ирина Павлова (И. П.), Денис Рузаев (Д. Р.), Дмитрий Савельев (Д. С.), Максим Семенов (М. С.), Елена Смирнова (Е. С.), Алена Солнцева (А. С.), Василий Степанов (В. С.), Тимофей Степанов (Т. С.), Константин Шавловский (К. Ш.), Лилия Шитенбург (Л. Ш.)

 

Январь

Гильдия кинооператоров России получает международный статус. Ее принимают в европейскую федерацию IMAGO под названием RGC. В унаследованной с советских времен структуре Союза кинематографистов кинооператоры образуют наиболее активный профсоюз. С 2004 года Гильдия будет вручать собственную операторскую премию «Белый квадрат». А. К.

17 февраля

«Второстепенных людей» показывают на Берлинском кинофестивале. Выход фильма знаменует собой начало новейшего и наиболее плодотворного этапа в творческой биографии одного из самых мощных и при этом трудных для восприятия широкой публики русскоязычных авторов. Все 2000-е годы Муратова будет активно работать, сохраняя свое уникальное место в мировом контексте. Новые фильмы («Чеховские мотивы», «Настройщик», «Два в одном», «Мелодия для шарманки», «Вечное возвращение») будут более конвенциональны по своей форме и доступны для понимания даже тех, кто до сих пор не удосужился познакомиться с творчеством режиссера. Почти все эти картины выйдут в возрождающийся кинотеатральный прокат. В. С.

Апрель

Выходит первый номер журнала «Другое кино». Это нерегулярное, но яркое явление среди профессиональных изданий о кинематографе. Торговая марка «Другое кино» появилась в 2000 году — под этим брендом кинокомпания «Кармен», существующая на рынке с 1993 года, прокатывает в России новые фильмы Франсуа Озона, Вонга Карвая и Ларса фон Триера. Вслед за журналом в 2002 году будет основана одноименная видеосерия. Со временем компания сосредоточится на выпуске видео и DVD, и только окончательное падение этого рынка в конце 2000-х годов заставит «Другое кино» вернуться в кинопрокат. Возвращение не будет успешным, и в 2015 году компания прекратит свое существование. К. Ш.

4 апреля

Государство реорганизует киностудии. Выходит президентский указ «О реорганизации федеральных государственных киностудий», согласно которому все государственные киностудии должны быть разделены на обособленные творческо-производственные предприятия и фильмофонды. В теории эта мера призвана упростить приватизацию разваливающихся советских студий, удержав при этом в руках государства контроль над «золотой коллекцией» советского кино. На практике этот указ запустит процесс окончательного развала советской производственной базы. Дробления удастся избежать только «Мосфильму», благодаря чему студия под руководством Карена Шахназарова довольно скоро станет рентабельной. К. Ш.

10 мая

Выходит фильм «Сестры». Режиссерский дебют Сергея Бодрова-младшего. Отметив влияние Балабанова (к нему отсылает и название), критики и публика тепло принимают фильм, который окажется единственной работой Бодрова как постановщика. Дебют Оксаны Акиньшиной в главной роли. А. К.

17 мая

Выходит фильм «Даун Хаус». В 1990-е годы вместе с множеством других выражений, заимствованных из английского, в русский язык попадает понятие «культовое кино». Комедия Романа Качанова и сценариста Ивана Охлобыстина — современный фарс по мотивам «Идиота» Достоевского под музыку DJ Грува — становится одним из немногих сделанных в России фильмов, отвечающих определению термина. По духу это еще фильм девяностых — возможно, последний: тотальный постмодернистский стеб скоро выйдет из моды. А. К.

17 мая

В конкурсной программе Канн показан «Телец» Александра Сокурова. Вторая и, очевидно, самая болезненная для российского глаза часть цикла о сильных мира рассказывает об умирающем в Горках Ленине. Главного героя, который не назван по имени, играет Леонид Мозговой (он же был Гитлером в «Молохе»). Лето 1922 года запечатлено изысканной камерой, за которую встал сам режиссер. Картинка плывет, искажая пропорции и сновидчески дописывая историю: в душной атмосфере чеховской дачи за клинической повседневностью состаренных Ленина и Крупской маячит Сталин. Но политика — последнее, что интересует Сокурова. «Телец» не эпизод «ленинианы», а констатация того факта, что прибавить к ней больше нечего. Что остается его Ильичу в финале? Только кусок неба над головой. В. С.

Июнь

Первая «Эйфория». На ММКФ Андрей Плахов показывает авторскую программу мировых фестивальных хитов под названием «АиФ — Другое кино» (далее — «АиФория» и «Эйфория»). В 2003-м она станет отдельным мини-фестивалем в Москве, а впоследствии будет появляться в программе других российских смотров, знакомя зрителей с лучшими и самыми громкими арт-фильмами. Все это время Плахов, знаток и активный участник международного фестивального движения, будет оставаться одним из ведущих российских кураторов. А. К.

21 июня

Лени Рифеншталь на «Послании к человеку». Приезд классика документального кино раскалывает российское общество на два непримиримых лагеря: одни считают, что автор главных шедевров нацистской кинопропаганды — «Триумфа воли» и «Олимпии» — не может быть гостем в городе, пережившем блокаду; другие чествуют мэтра и новатора киноискусства. В программе фильмы Рифеншталь соседствуют с «Колыбельной» Дзиги Вертова, благодаря чему вопрос о профессиональной этике задается и в контексте истории отечественного кино. Жест Михаила Литвякова, несомненного гуманиста, давшего своему фестивалю евангельское название, смел, и за него ему придется два года обивать пороги прокуратуры. В. С., А. А.

27 июня

Музей кино становится государственным. Решение принято министром культуры Михаилом Швыдким после официального обращения кинематографистов к президенту, которое подписали все живые на тот момент секретари Союза кинематографистов РФ (от Кулиджанова до Климова, которые даже не разговаривали друг с другом). Именно статус федерального музея впоследствии станет причиной, по которой Музей кино лишится помещений в Киноцентре. Передав музей государству, Наум Клейман пытался защитить коллекцию и имущество музея от частных нападок, а в итоге четырнадцать лет спустя из-за этого решения сам лишился должности директора. К. Ш., А. А.

12 июля

На фестивале в Карловых Варах показывают «Место на Земле». Второй фильм великого маргинала Артура Аристакисяна — о нищей коммуне хиппи, проповедующих радикальную любовь к ближнему. В Европе картину встречают лучше, чем в России, где жюри Выборгского фестиваля демонстративно покидает зал, мотивировав это физиологическим отвращением. После «Места на Земле» Артур Аристакисян примет обет молчания, объясняя, что не хочет делать форматное «фестивальное» кино, и окончательно превратится в «фигуру отказа» (так назовет режиссера куратор Кирилл Адибеков). А. К.

10 августа

Умер Станислав Ростоцкий. Фронтовик, лауреат, киногенерал, он сумел дважды зацепить русский и американский народ за живое — фильмами «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Черное ухо». Оба номинировались на «Оскар» и вгоняли в слезы женскую половину России — да и мужики кряхтели и отворачивались. Ростоцкий возглавил творческое объединение (считай: кинокомпанию) и пять раз — жюри Московского кинофестиваля. Вопреки традиции, жену, прекрасную актрису Нину Меньшикову снял единожды, и то в роли мегеры («Доживем до понедельника»). Зато шесть раз играл в его фильмах о мудрых отшельниках Вячеслав Тихонов. В «Доживем до понедельника» сказал: «От большинства людей остается только тире меж двумя датами». Ростоцкому даже в самой краткой антологии советского кино будет принадлежать минимум четыре названия: «Дело было в Пенькове» — тоже не жук чихнул. Д. Г.

10 сентября

«Дальнобойщики» на НТВ. В компанию к уже традиционным для нового российского сериала следователям и операм добавляются герои из народа. «Дальнобойщики», снятые в жанре криминального роуд-муви, запомнятся зрителям в первую очередь дуэтом Владимира Гостюхина и Владислава Галкина, а также саундтреком Александра Пантыкина. Галкина роль шофера Сашки сделает настоящей звездой, но внезапная смерть в 2010-м оборвет карьеру артиста. И. П., К. Ш.

1 октября

Премьера фильма «Ехали два шофера». Режиссер Александр Котт начинает карьеру лирической комедией в традиции советского кино. Критики пишут об удивительно уверенном для вчерашнего выпускника ВГИКа владении ремеслом. Дебют не только для Котта, но и для артистов Павла Деревянко и Ирины Рахмановой. А. К.

22 октября

Выходит сериал «Масяня». Проект Олега Куваева, которому суждено стать одним из самых живучих веб-мультсериалов в мире, начинается как чистое дуракаваляние. Скрипучий смех и хлесткие mots разбитной девицы Маськи — на ближайшие годы такой же символ Питера, как дворы-колодцы. Со временем автор эмигрирует, Масяня заведет двоих спиногрызов, а метраж в одну-две минуты разгонится до десяти, но ненавистной степенностью сериал так и не обзаведется и будет по-прежнему делаться Куваевым в одиночку, на потеху себе и доброму люду. А. Г.

22 октября

Умер Георгий Вицин. Трижды по разным поводам представал на экране Николаем Васильевичем Гоголем, но вряд ли испытывал в связи с этим своим чемпионством какие-либо чувства. Четырехкратный гайдаевский Трус — иное дело. Гениально придуманная и конгениально воплощенная маска навсегда испуганного слизнячка с вороватыми глазками и давно пропитым смутно-интеллигентским прошлым, от которого только шляпа мятая и осталась, бросила Георгия Вицина в объятья страны, узнавшей своего. Похоже, из легендарной троицы Вицин меньше всех дорожил званием национального героя. За пятьдесят лет в кино — ни одной полноправной, полнокровной драматической роли. Это не смешно, что Гаврила Петрович Шереметьев, он же Хмырь из «Джентльменов удачи», — единственный персонаж Вицина на подступах к серьезной драме (там — к драме пропавшей жизни и не до конца изжитом достоинстве). По этим подступам, как по следам сгинувшего существа, горько сегодня восстанавливать крупного, глубокого драматического артиста Вицина во всей его неслучившейся полноте. Д. С.

28 октября

Умер Григорий Чухрай. Ушел на фронт добровольцем, воевал в десантных войсках, кавалер боевых орденов. Четырежды ранен. Выпускник первой послевоенной мастерской Михаила Ромма и Сергея Юткевича. Высокое начальство усмотрело в его дебюте «Сорок первый» крамолу, а Канны наградили «за романтику и гуманизм». «Баллада о солдате» чуть не стоила автору партбилета, но и здесь все обошлось новым каннским призом и Ленинской премией. «Сорок первый» и «Баллада» — это шедевры, «главный Чухрай». С войны он так и не вернулся: «Чистое небо» сделал о бывшем военнопленном, «Трясину» — о дезертирстве. Боевой офицер, он в 1963-м не взял под козырек, получив как председатель жюри ММКФ негласную рекомендацию задвинуть «8 1⁄2», усыпивший генсека Хрущева: личным авторитетом и ценой опалы добился для шедевра Феллини главной награды. В марте 1966-го не побоялся подписать знаменитое «письмо тринадцати» против реабилитации Сталина. До последнего держал оборону, отстаивая созданное им на «Мосфильме» экспериментальное творческое объединение (ЭТО). На передний край не прорывался. Преподавал, писал мемуары. Д. С.

5 ноября

Госфильмофонд возглавляет Николай Бородачев. На посту генерального директора Госархива он сменяет Владимира Малышева, будущего ректора ВГИКа, который переходит на должность замминистра культуры. Бывший директор московского кинотеатра «Иллюзион» за 14 лет руководства фактически создаст в Белых Столбах собственное «государство в государстве». При нем Госфильмофонд станет не только хранителем, но и правообладателем коллекций почти всех бывших советских киностудий, включая «Ленфильм». В 2015 году Бородачев объявит о намерении провести параллельно с Каннским кинофестивалем фестиваль «Альтернатива» в Ницце, с особым упором на фильмы режиссеров из стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), не замеченные крупными международными смотрами. К. Ш.

17 декабря

Умер Александр Володин. Ему были известны слова, превращавшие житейский сор в высокую непафосную поэзию. Женщин, особенно сорокалетних или около того, он понимал лучше, чем они сами себя. Знал все слабости путаников-мужчин и стыдился мужских недостатков именно как своих. Стыдился публичности — любой и до такой крайней степени, что недоброжелателям, хотя откуда бы им взяться, легко было принять это за позу и жеманство. В голос стыдился только быть несчастливым. Под конец жизни сочинению новых историй для сцены и экрана предпочитал тихое авторство записок нетрезвого человека. Д. С.

22 декабря

«Черный ворон» на НТВ. Первый в современной сериальной практике значительный успех мистического сюжета на телеэкране. В семейной саге длиной в полвека действуют потомственные ведьмы и сбываются страшные пророчества. Впоследствии мистика во всех форматах будет настолько востребована, что один из федеральных каналов переживет ребрендинг в «Первый мистический», а по шоу «Битва экстрасенсов» в 2014 году начнут снимать полнометражный фильм. И. П., В. С., К. Ш.

31 декабря

Отмена льгот по налогу на прибыль для средств, вкладываемых в кинематограф. Протекционистская мера, направленная на стимуляцию индустрии, сыграла определенную положительную роль в развитии российского кинематографа. Льготы действовали с 1996 года, и многие фильмы в кризис запускались только благодаря им. Однако, по мнению многих экспертов, по большей части этот закон помогал отмывать от налогов деньги инвесторов. Многие кинематографисты выступают против отмены льгот и считают, что это решение плохо скажется на отечественном кинематографе. Но впереди «тучные нулевые», и уход криминальных денег из кино индустрия переживет относительно легко. А. Е.

Читать дальше: 2002-й


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: