Хроника кино. 2002 год


Нулевые принято считать эпохой возвращения российского кино. После провала девяностых заново отстраивается кинопрокат, несколько прокатных хитов реанимируют подорванное доверие зрителя, на месте умерших советских институций спешно формируются новые. «Сеанс» составляет свой отчет о том, к чему пришло наше кино за пятнадцать последних лет. Хроника событий, мнения экспертов и интервью с представителями индустрии.

Эта история еще не стала учебником. Каждый из двадцати трех авторов этой хроники выполнял свою задачу: писал о премьерах и фестивалях, индустриальных и бюрократических новшествах, смертях и дебютах, не стараясь быть беспристрастным. Вместе эти тексты сложились в гигантский пазл — 15 лет новейшей истории нашего кино.

Авторы: Любовь Аркус (Л. А.), Алексей Артамонов (А. А.), Катерина Белоглазова (К. Б.), Наиля Гольман (Н. Г.), Денис Горелов (Д. Г.), Алексей Гусев (А. Г.), Алексей Елисеев (А. Е.), Виктор Зацепин (В. З.), Анна Изакар (А. И.), Андрей Карташов (А. К.), Никита Карцев (Н. К.), Петр Лезников (П. Л.), Лариса Малюкова (Л. М.), Ирина Павлова (И. П.), Денис Рузаев (Д. Р.), Дмитрий Савельев (Д. С.), Максим Семенов (М. С.), Елена Смирнова (Е. С.), Алена Солнцева (А. С.), Василий Степанов (В. С.), Тимофей Степанов (Т. С.), Константин Шавловский (К. Ш.), Лилия Шитенбург (Л. Ш.)

7 февраля

Открытый Российский фестиваль анимационного кино переезжает в Суздаль. Меняется формат форума, расширяется число участников. Раньше фестиваль проходил в камерной обстановке Тарусы (старожилы до сих пор вспоминают царившую там особую атмосферу с лыжными марафонами Юрия Норштейна и балалайкой Михаила Тумели). В Суздале фестиваль обрел «деловой костюм». Туркомплекс превращается в настоящий анимагород. Л. М.

16 февраля

Умер Лев Кулиджанов. В своем кино он интересовался человеком в его малости, видел его не «винтиком» грандиозного механизма, как это делал кинематограф предыдущих десятилетий, а обитателем общего дома, в котором жил и сам. Горячечные достоевские индивидуалисты были ему противопоказаны, прогрессивные немецкие экономисты — тоже, но история кино не поставит ему лыком в строку скучное «Преступление и наказание» и заказного «Карла Маркса». Зато никогда не забудет про деревья, которые были большими. Обласканный и увенчанный, он заботился о лице: в первых рядах идеологических энтузиастов не вышагивал и на посту руководителя СК особой властностью не отличался, получив от кинематографистов добродушное прозвище «спящий Лев». Д. С.

20 февраля

С «Ленфильма» уходит Виктор Сергеев. Сергеев руководил киностудией с 1997 года. При его директорстве часть коллекции была продана холдингу Владимира Гусинского «Медиа-Мост», а на вырученные деньги обновилась производственная база. Продукция «Ленфильма» гремит по стране и миру — здесь работают Герман и Сокуров, здесь же делают «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург». Уход Сергеева связан с его несогласием с политикой Министерства культуры, которое разделило киностудию на два самостоятельных предприятия: производственное объединение и фильмофонд. Виктор Сергеев, работающий на студии с 1959 года, прекрасно понимает, что без прав на собственную коллекцию студия обречена на медленную смерть. ТПО «Ленфильм» подлежит обязательному акционированию, которое произойдет в 2004 году. Начинается подготовка к приватизации студии. К. Ш.

4 марта

Учреждена премия «Золотой орел». Инициатива принадлежит выстраивающему свою властную структуру в кино Никите Михалкову, поэтому «Орел» тут же получает преференции (например, эфир Первого канала). Существующая с перестройки «Ника» отодвинута на второй план. А. К.

10 марта

Умер Владимир Нахабцев. Имена операторов в титрах не ищут, но кино все видят их глазами. Обритый после колонии Деточкин через стекло троллейбуса — это оператор Владимир Нахабцев еще вместе с Анатолием Мукасеем, а вот товарищ Калугина, преобразившаяся из «мымры» в диву, и хирург Лукашин, трезвый в штанах, а без них пьяный в дым, — это уже Нахабцев сам. В его фильмографии — три десятка названий, иногда получалось делать по три фильма за год. Когда его не стало, нашему новому кино пришлось двигаться дальше без его взгляда, а старое кино продолжает этим взглядом жить. Д. С.

10 марта


«Азазель» выходит на Первом. Первая экранизация прозы Бориса Акунина [признан Минюстом РФ иностранным агентом]. После многочисленных отказов добившись согласия автора на экранизацию романа о Фандорине, продюсеры Эрнст и Максимов дают писателю слишком много свободы: Акунин становится автором сценария, участвует в выборе режиссера и актеров. Несмотря на серьезный рейтинг премьерного показа фильма, вызванный ажиотажным зрительским интересом к беллетристике Акунина, картину признают неудачной. Ни задействованные в проекте мощные актерские силы, ни рекламная поддержка Первого канала не смогут ей помочь. Д. С.

14 марта

Выходит «Война» Балабанова. Фильм подытоживает активные боевые действия второй чеченской кампании. Солдат Иван тянет срок, побежденный им курбаши Гугаев вспоминает «боевое братство» с пастухом Шамаевым, а зачинная хроника обороны Грозного внушает парадоксальное почтение к врагу. И только рыжее британское недоразумение путается под ногами серьезных мужчин, чтобы в конце дважды подложить им серьезную свинью. Одну из ролей второго плана в фильме исполняет Сергей Бодров-младший, из-за чего картину воспринимают как своеобразное продолжение «братской» дилогии. Д. Г., В. С.

20 марта

Умер Филипп Ермаш. Полтора застойных десятилетия министр Ермаш держал в руках советское кино. При нем (и часто — непосредственно в его кабинете) рушились замыслы, резались по живому фильмы, крушились судьбы. Однако именно он позволил Тарковскому заново снять «Сталкера», покровительствовал Сергею Соловьеву и Динаре Асановой. Это он грезил о новом Голливуде в Москве: фильмы «Экипаж» и «Москва слезам не верит» были выпестованы им. На V съезде Филипп Ермаш стал главной мишенью отраслевых революционеров, был растерзан и затоптан захлебнувшимся от своей смелости залом Кремлевского дворца. Так в одночасье закончилась его эпоха, которую он пережил на 15 лет. Д. С.

22 марта

Умерла Вера Шитова. В киноведение она пришла из филологии, и это было заметно. Ее небольшую монографию о Лукино Висконти, а позже — сочиненные вместе с Инной Соловьевой «Четырнадцать сеансов» и «Жана Габена» следует изучить всякому, кто читает по-русски и намерен на русском же писать о кино всерьез. Болела семь лет, тяжело и страшно. Умерла в 74. Д. С.

7 апреля

Выходит фильм «Спартак и Калашников». Скрестив два агрессивных русских бренда: «Спартак» и «Калашников», Андрей Прошкин в дебютном фильме о похождениях беспризорника и его собаки выводит нежнейший портрет детства, в котором под видом беззаботного, подчас образцово-воспитательного кино можно обнаружить неприукрашенный портрет нашей жизни. Фильм можно назвать первым из «российской новой волны» — режиссеры нулевых возвращаются к опыту советского кинематографа во всем его многообразии — от метафорической притчи Тарковского до кинематографа морального беспокойства Абдрашитова — Миндадзе, стилистически игнорируя девяностые. Н. К., К. Ш.

9 апреля

Выходят два тома «Метода» Сергея Эйзенштейна. Этим двухтомником «Эйзенштейн-центр» продолжает новое издание трудов Эйзенштейна, начатое книгой «Монтаж» (через два года выйдут два тома «Неравнодушной природы»). В отличие от советского шеститомника, издание «Эйзенштейн-центра» пытается реконструировать замысел публикации самого режиссера — так называемую шарообразную книгу, в которой все части текста интегрально связаны между собой. В. З.

1 мая

Бум строительства кинозалов. В Москве открывается девятизальный кинотеатр «Формула кино Атриум» — первый в России мультиплекс (в профессиональной терминологии мультиплексами называются кинотеатры, в которых более восьми залов). В 2002 году количество кинотеатров и кинозалов в России вырастет в 1,5 раза (204 и 315), такая же динамика сохранится в следующем году (402 и 613), после чего бум закончится, но устойчивый рост числа залов сохранится. В 2015 году в России — 1191 кинотеатр и 4009 кинозалов (по данным «Невафильм Research»). А. К., К. Ш.

22 мая

«Русский ковчег» в Каннах. Беспрецедентный эксперимент — первый в истории однокадровый полнометражный фильм. Местный Вергилий, маркиз де Кюстин, сыгранный Сергеем Дрейденом, ведет героя и зрителей по залам Зимнего дворца, рассуждая о русской культуре. Ретроспективный сон Александра Сокурова, в едином танце закрутивший тысячную массовку, оркестр Валерия Гергиева, наследие Эрмитажа и триста лет российской истории, спрессованной в сплошную и неразрывную длительность, становится не только самым успешным за рубежом фильмом в новейшей истории российского кино, но и дает толчок развитию цифрового кинематографа в целом. А. А.

Май

Презентация энциклопедии «Сеанса» в Москве. Будущий семитомник «Новейшей истории отечественного кино. Кино и контекст. 1986–2000» охватывает эпоху от Горбачева до Путина и включает в себя трехтомный кинословарь и четырехтомную энциклопедию, где отражены самые важные события в различных областях: от политики до повседневной жизни. Центральное место занимает раздел «Кино». В работе над энциклопедией участвуют более тысячи авторов и экспертов. На презентацию первых четырех томов в кинотеатр «Ролан» приходят Элем Климов и Александр Яковлев — одни из главных ее героев. Через два года шестилетний труд будет завершен. К. Ш.

27 мая

Умер Виталий Соломин. Сорок лет он прослужил в Малом театре, откуда его в последний раз унесли со сцены с инсультом, оборвавшим в тот вечер «Свадьбу Кречинского» и всю его жизнь. Сорок лет отдал большому кино. Он был хорош и в комедиях, и в мелодрамах, переиграл всякое, но по-настоящему любим страной у телевизора за доктора Ватсона — рыжеусого британского господина, превращенного им из имени прилагательного (так у Конан Дойля) в имя собственное. И вот еще что: когда в «Зимней вишне» героиня сбегала-таки от успешного импозантного Герберта к непутевому Вадиму и пересаживалась в его старенький «жигуленок», зрительницы ее понимали. Д. С.

7 июня

Выходит «Копейка» Ивана Дыховичного — путешествие через эпохи от Брежнева до Путина на автомобиле ВАЗ-2101. Дыховичный находит для концептуальной синтетической кинопрозы Владимира Сорокина подобающую кинематографическую форму — сплав гротеска с магическим реализмом. В канву фильма на равных правах вплетаются Владимир Высоцкий, художник Петлюра, исподнее Гагарина, София Ротару и прочие явления отечественной жизни. «Копейкой» фактически дебютирует на киноэкране Сергей Шнуров, который также пишет для фильма песню. А одним из центральных героев оказывается безымянный чекист в эталонном исполнении Андрея Краско. Его присказка «было у меня две рубахи — одна холщовая на каждый день, другая фланелевая, выходная» мгновенно обретает популярность, даже несмотря на то, что «Копейке» катастрофически не везет с количеством экранов: прокатчики утверждают, что «народ фильм не поймет». В. С.

26 июня

«Чеховские мотивы» в конкурсе ММКФ. Черно-белый (впервые за тридцать лет) фильм Киры Муратовой был воспринят критиками как работа пусть и неочевидно, но все-таки поворотная. Обратившись к обедненной реальности чеховских «Тяжелых людей» и болезненной водевильности «Татьяны Репиной», Муратова осталась верной своему методу, но неожиданно сменила контекст. Став вновь монохромным, ее атомизированный, непостигаемый мир утратил комизм и стал физически невыносимым (редкий зритель осилил 45-минутную сцену венчания, снятую в реальном времени). Превращая чеховские тексты в подобие Беккета, Муратова одновременно реактуализирует их; смело берет старое — и высвечивает в нем вечное. Н. Г.

30 июня

«Кукушка» получает несколько призов на ММКФ. В сюжете о «двух бойцах» (солдатах Второй мировой — русском и финне, попадающих на дальний хутор к крестьянке-саами) Александр Рогожкин формулирует одну из центральных проблем российской действительности: «отвычка от жизни». Угасающая витальность как неизбежная расплата за непозволительную роскошь бездумной враждебности и насилия. Не тронутая цивилизацией природа и главный ее агент — женщина — лечат израненных мужчин молоком, оленьей кровью и языческими ритуалами. Через полгода «Кукушка» оказывается в центре традиционного «оскаровского» скандала. Несмотря на высокий международный потенциал картины, от России на соискание премии Американской киноакадемии выдвигают «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Л. Ш.

Июль

«НЛО» выпускает книгу «Великий Кинемо». Масштабный энциклопедический и историко-архивный труд составлен крупными специалистами по истории российского кинематографа (в их числе Юрий Цивьян и Рашит Янгиров). В каталог вошли триста с лишним игровых фильмов 1908–1919 годов: все картины, сохранившиеся полностью или частично в различных кинохранилищах мира, собраны в алфавитном и хронологическом порядке, прокомментированы и богато проиллюстрированы. Е. С.

25 июля

Приход новой команды на ТНТ. Генеральным продюсером телеканала «ТНТ» становится Дмитрий Троицкий. Он уходит на ТНТ с телеканала «СТС» вслед за Романом Петренко, который по предложению Бориса Йордана становится генеральным директором телесети ТНТ. Дмитрий Троицкий, выпускник Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова и один из создателей клуба «Сине Фантом», приведет с собой Александра Дулерайна, также ученика Юхананова и активного синефантомовца. Новой команде ТНТ суждено будет не только реализовать одни из самых громких телевизионных проектов — «Окна» и «Дом 2», Comedy Club и «Наша Russia», но и создать новый визуальный язык, который мгновенно будет воспринят молодежной аудиторией, составляющей в России основную публику кинотеатров. К. Ш.

8 августа

Открывается первый Канский видеофестиваль. За игрой слов, в которой сибирский Канск противопоставлен французскому Канну, скрывается игра смыслов, в которой авангардное видео противопоставляется кинематографическому арт-мейнстриму. Фестиваль-шутка, основанный близкими к кругу «параллельщиков» Надеждой Бакурадзе и Павлом Лабазовым при поддержке Фонда Прохорова, заинтересованного в культурном развитии Красноярского края, со временем станет одним из важных центров экспериментального кино. А. К.

26 августа

«Закон» на РТР. Продюсерский проект Валерия Тодоровского, за два года до этого занявшего место заместителя генерального директора РТР по кинопроизводству. Первая судебная драма в новом российском кино. С «Закона» фактически начинается режиссерская карьера Александра Велединского. Параллельно он работает с Игорем Порублевым и Алексеем Сидоровым над сценарием «Бригады», которая станет одним из самых успешных сериалов в новейшей российской истории. У «Закона» судьба более скромная, и после премьеры его постараются забыть — слишком много неудобных для российской политики сюжетных поворотов. К. Ш.

2 сентября

«Небо. Самолет. Девушка» на Венецианском кинофестивале. Рената Литвинова пишет сценарий по мотивам знаменитой пьесы Радзинского «104 страницы про любовь» и не менее знаменитого фильма Георгия Натансона и сама играет главную роль, в которой когда-то «мечтала о морях и кораллах» Татьяна Доронина. Дебют Веры Сторожевой наглядно демонстрирует разницу между жизнелюбивым романтизмом шестидесятых и меланхоличным эротизмом нулевых: ни физиков, ни лириков нет и в помине, веселье людных кафе сменилось бесприютностью ночных аэропортов, прежний мелодраматизм уступил место «новой сентиментальности». Бенефис Литвиновой раздражает некоторых критиков фирменной манерностью, но «новой искренности» оказывается к лицу «новая нездешность» актрисы. Полнометражный дебют оператора Михаила Кричмана. Л. Ш.

20 сентября

Трагедия в Кармадонском ущелье. В ущелье, где снимается второй фильм Сергея Бодрова-младшего «Связной», сходит ледник Колка — под трехсотметровым слоем льда и горной породы гибнут режиссер Сергей Бодров-младший и еще 42 члена съемочной группы. В смерть народного любимца, исполнившего несколько знаковых для новейшего российского кино ролей, долго не могут поверить, за поисково-спасательной операцией, которая будет продолжаться более года, следит вся страна. Однако усилия спасателей окажутся безрезультатными: ледник заживо похоронил 127 человек, найти сумеют только девятнадцать из них. В. С.

Список погибших в Кармадонском ущелье

Основная съемочная группа Сергея Бодрова:

Богданов Алексей Михайлович, ассистент звукорежиссера

Бодров Сергей Сергеевич, режиссер-постановщик

Волокушин Сергей Алексеевич, осветитель

Галазов Хажби Казбекович, актер

Гуревич Даниил Петрович, оператор-постановщик

Денисов Роман Владимирович, осветитель

Десятчиков Владимир Алексеевич, водитель (светобаза)

Жукова Ольга Владимировна, художник по гриму

Завазальская Ольга Романовна, ассистент режиссера по площадке

Карташов Владимир Юрьевич, художник-постановщик

Кулдошин Юрий Алексеевич, водитель (лихтваген)

Липартия Марина Борисовна, ассистент режиссера

Малышев Роман Васильевич, дольщик

Новиков Андрей Анатольевич, осветитель

Новиков Олег Александрович, звукорежиссер

Носик Тимофей Владимирович, директор съемочной группы

Петнюнас Сергей Владимирович, декоратор

Сургучев Дмитрий Владимирович, постановщик сцен с животными

Сыромятникова Наталия Сергеевна, костюмер

Тутова Дарья Евгеньевна, ассистент художника по костюмам

Федосеева Евгения Владимировна, реквизитор

Шарапов Виктор Владимирович, ассистент художника-постановщика

Шелест Татьяна Николаевна, ассистент по актерам

Временные сотрудники съемочной группы Сергея Бодрова (Северная Осетия, Владикавказ):

Бабичев Сергей Викторович, военнослужащий

Багаев Заза Эльдзарович, артист конного театра «Нарты»

Газанова Марина Владимировна, артистка конного театра «Нарты»

Гиоев Заурбек Заурбекович, сотрудник ГИБДД

Гурциев Виталий Мирзаевич, водитель

Засеев Виктор Махарбекович, артист конного театра «Нарты»

Канатов Таузбек Таузбекович, артист конного театра «Нарты»

Кесаонов Алан Аликович, артист конного театра «Нарты»

Макиев Давид Владимирович, сотрудник ОМОН

Мелисетянц Рената Сергеевна, официантка


Петухов Иван Владимирович, военнослужащий

Салбиев Виталий Александрович, рабочий

Сикоев Алик Майрамович, сотрудник ГИБДД


Сланов Сослан Аликович, артист конного театра «Нарты»

Тедеев Янис Жакоевич, сотрудник ОМОН


Тетюшев Владислав Юрьевич, водитель


Тохтиев Руслан Ахтемирович, артист конного театра «Нарты»

Цирихов Заурбек Александрович, рабочий

Цуциев Валерий Аврамович, водитель

23 сентября

«Бригада» на телеканале «Россия». Телесериал Алексея Сидорова сразу после выхода на экраны назван культовым, будучи в строгом смысле популярным. Взлет и падение молодого гангстера Саши Белого и его друзей — недвусмысленный ответ «Крестному отцу» и «Лицу со шрамом». Миф о «лихих девяностых» изобилует лубочными подробностями: в сюжете сведены воедино отважные рэкетиры, начинающие наркобароны, порочная богема, продажные политики, коварные кэгэбэшники и девочки со скрипками, становящиеся бандитскими женами. Авторов упрекают за романтизацию бандитизма, те кивают на законы жанра. Но главным преступлением экранного главаря становится не столько убийство, сколько агрессивное самодовольство — которое и обеспечивает и герою, и актеру Сергею Безрукову статус идола российского массового зрителя. Первая большая роль Дмитрия Дюжева (Космос). Л. Ш.

Октябрь

В Музее кино проходит ретроспектива Кэндзи Мидзогути. Трехнедельная программа — третья в уникальном цикле «японских» ретроспектив музея: за несколько лет с 1999 года на Красной Пресне показали полные или частичные ретроспективы Ясудзиро Одзу, Микио Нарусэ, Тэйносукэ Кинугасы и других мастеров, почти не известных в России. А. К.

10 октября


Выходит фильм «В движении» Филиппа Янковского. «Блеск и нищета» столичной гламурной тусовки рубежа веков становится фоном для классических переживаний «лишнего человека»: в дебюте Филиппа Янковского Константин Хабенский делает нечто среднее между уже сыгранными им в театре ролями вампиловского Зилова и Калигулы Камю. Модный журналист томится неявной тоской с явным намеком на феллиниевскую «Сладкую жизнь», но на самом деле, подобно римскому императору, хочет луну с неба. Фильм относительно успешно идет в ограниченном прокате, выдвигая и Янковского, и Хабенского на авансцену российского кино нулевых. Одновременный дебют Филиппа Янковского и Веры Сторожевой превращают продюсера Елену Яцуру в одну из главных фигур отечественного кинобизнеса начала нулевых. Скоро ее продюсерская компания «Слово» выпустит первые фильмы Ильи Хржановского, Алексея А. Германа, Федора Бондарчука, Ренаты Литвиновой и Михаила Брашинского. Л. Ш.

20 октября

«Портрет» получает приз на фестивале документального кино в Лейпциге. Вместе с «Пейзажем»и «Полустанком» фильм становится манифестом режиссерского метода Сергея Лозницы (кроме Лейпцига «Портрет» получает призы в Карловых Варах и Оберхаузене). Стало понятно, что в документалистике появился новый большой режиссер. Математик по первому образованию, Лозница поставил во главу угла формальное решение, для каждого фильма свое, отсекающее все лишнее и жестко структурирующее хаос бытия. Его рассудочная документалистика не знает эмпатии, создает дистанцию c материалом и оставляет пространство для интерпретации. Однако структуралистский подход не всегда означает объективность — это видно уже в «Пейзаже». Умозрительность его более поздних работ берет свое начало именно здесь. А. А.

11 декабря

«Просто жизнь» Марины Разбежкиной получает премию «Лавр». Работа о совершено обычной, деревенской, ничем не замечательной одинокой женщине приносит известность режиссеру-документалисту, который в нулевые превратится в одного из виднейших теоретиков, преподавателей и практиков отечественной документальной школы. Снятая на черно-белую пленку оператором Ириной Уральской, игровая по постановке и документальная по результату «Просто жизнь» в качестве главного своего достижения предъявляет абсолютную естественность героини. Финальный титр концептуально сообщает: «В роли Шуры Алексеевой — Шура Алексеева». А. С.

Читать дальше: 2003-й


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: