18+
17-18

О Константине Хабенском

Юрий БУТУСОВ, режиссер

Поставил спектакли «В ожидании Годо» (1996, Театр на Крюковом канале), «Войцек» (1997, Театр им. Ленсовета), «Калигула» (1998, Театр им. Ленсовета) с участием Константина Хабенского.

«Войцек»

Его «текучесть», изменчивость — редкое качество. Иногда красавец — глаз не оторвать. А то урод страшный. То ребенок, то мужчина. То мудрец, то дурачок совсем…

Я его позвал на главную роль в свой дипломный спектакль. Ставить собирался «Дон Жуана» — ни больше, ни меньше. Но после нескольких репетиций вынужден был признать свое «шапкозакидательство» и отказаться от этой идеи. Драматичная была ситуация: и для меня, и для него, и особенно для девочек — они страшно расстроились. Но я понял, что Костя просто не готов еще. Он был молод, внутренне очень молод. Такой радостный кузнечик. Он повзрослел после «Годо».

Честолюбие мощнейшее… Глаз горит ревностью страшной, когда кто-то другой выигрывает, даже рядом, в одном спектакле…

Он поехал в Москву. Помогал показываться в «Сатириконе» своей сокурснице. Взяли обоих. И все у него там было: и друзья, и деньги. Но в театре дали лишь роль во втором составе… Вернулся. Совершенно другим.

Он закрытый человек, от него ничего добиться невозможно. Что-то в себе копит, копит… Но мне это нравится. В хорошем артисте тайна должна быть… Мне кажется, он очень петербургский актер.

«Калигула»

На площадке мы поддерживаем игру в учителя и ученика. В репетиционном процессе должны быть конфликтные. напряженные отношения. Не должно быть удобно. Костя это понимает и идет на это. Другой артист на его месте мне давно бы набил морду.

Он прекрасный партнер, это признают все, кто с ним работал. Настоящее наслаждение чувствовать, как они на сцене друг друга ловят, как они слышат друг друга, как они от этого кайфуют.

Такого количества предложений на репетициях нет ни от кого. Я сам еще ничего не знаю, ни к чему еще не готов, а этот «давай, давай, давай». Иной раз убежать от него хочется.

Иногда мне кажется, что он жалеет о своем возвращении из Москвы. Там другой ритм, и это его ритм. А наш питерский «шаляй-валяй»… Я чувствую, он устает от этого.

Он снялся в трех фильмах в главных ролях. Если бы эти фильмы вышли наконец — за него бы уже схватились. Он, я уверен, тип современного героя.

Уведут? Уведут, конечно. нельзя же человека замуровать. Тут его Виктюк преследует без конца, носится по театру, как умалишенный. Пришел с «Годо», спрашивал, что я буду дальше делать. Я сказал: ставить «Калигулу». Опять пришел, уже на «Войцека»… Меня это страшно нервирует.

Есть у него такое качество, которое я хочу в себе воспитать — легкость. Легкое отношение к работе, благодаря которому, как ни странно, все начинает получаться. Все просто, мы все можем, и не надо ничего бояться — вот так. Получилось — еще выше, еще выше, еще… До тех пор пока не затрясет, пока не появится это состояние натянутого нерва, это вибрирование. Если оно есть — на репетициях, в спектаклях — здорово.

Когда-нибудь я ещё вернусь к «Дон Жуану». Это его роль. И конечно, Гамлет… Калигула был для меня впрямую с ним связан. Скоро, надеюсь, начнем репетиции «Идиота», где Хабенский сыграет Мышкина. Но ведь он еще и замечательный комический артист. Чеховского Ломова он играл просто блестяще. Если все будет складываться, я обязательно дам ему что-то страшно смешное и наивное… Вроде Деточкина.

«Калигула»

Есть у него секунды… Мы были в Харькове на гастролях. Он так сделал финал «Калигулы»… Почему-то в Харькове! Повезло харьковчанам. Фантастически сыграл финал. Я стоял в кулисах и был совершенно потрясен. Я всегда считал, что Костя — актер рациональный. У него сильная голова, слишком сильная. Но там я увидел, как голова и сердце стали одним целым.

Ему не хватает опыта. Он не всегда умеет спрятать свой ум. И именно это выдает его наивность.

Записала Анна Мурзина, Леонид Попов

Канны
BEAT
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»