Рецензии

Под тенью умерших в саду — «Белое пластиковое небо» Баноцки и Сабо

В российских кинотеатрах — венгерская анимационная антиутопия из программы берлинского конкурса Encounters. О мире, где Будапешт — точнее, Пешт — накрыт белым куполом, людях, из которых растут деревья, и этических вопросах, которые порождают эти картины, пишет Юрий Михайлин.

В 2123 году Земля пережила катаклизм, в результате которого погибли все растения и животные, а почва потеряла способность что-либо рождать. Выжило лишь небольшое количество людей (по крайней мере, два города в Венгрии; про остальной мир неизвестно). Продлить дни угасающему человечеству призвана жесткая дисциплина и оригинальное изобретение гениального ученого — через 18000 дней после рождения (это примерно 50 лет) каждому жителю этого мира должны быть имплантированы семена, для которых тело станет питательной средой, породив гибридные деревья — источник пищи.

«Белое пластиковое небо». Реж. Тибор Баноцки, Шаролта Сабо. 2023

До пятидесяти твое тело принадлежит тебе и питается чем-то, приготовленным из пожилых сограждан, то есть, общество приучает себя к опосредованному каннибализму. Жители города под пластиковым куполом почти привыкли к сложившемуся положению вещей, тем, кто не привык — помогут психологи. Такие, как главный герой Стефан, который помогает пережить утрату тем, чьи близкие отправились на имплантацию, а затем на плантацию. Он убеждает людей в необходимости жертвы — ведь либо так, либо человечество погибнет. Пока однажды стать деревом не решает его жена Нора — ей за тридцать, еще жить и жить, но после смерти их общего сына сил на это не осталось. Нора уезжает на плантацию, а Стефан отправляется ее спасать.

Если ритуализировать убийство, его перестанут воспринимать как преступление

Режиссеры Тибор Баноцки и Шаролта Сабо рассказывают, что хотели показать нечто провокационное и даже «быть по отношению к зрителю в некотором смысле жестокими», чтобы поговорить о проблемах экологии, месте человека в мире и теме жертвы.

«С самого начала работы нашей основной концепцией был вопрос о смысле жизни на Земле и о том, является ли форма жизни homo sapiens высшей. Что, если в будущем нашей главной целью станет сохранение любого вида жизни на этой планете, из-за чего придется отодвинуть на второй план себя и свое человеческое выживание?»

Баноцки и Сабо предлагают мысленный эксперимент, результат которого для них очевиден: если лишить людей пищи, они будут убивать и есть друг друга. Те, кто задавались вопросами этического характера, в мире фильма уже вымерли.

«Белое пластиковое небо». Реж. Тибор Баноцки, Шаролта Сабо. 2023
Нужно ли такому виду продолжать свое существование или будет лучше, если на Земле останутся только деревья?

Смысл метафоры общественного устройства сколь прямолинеен, столь и размыт: то ли это критика мечты о социальном равенстве и справедливости, то ли, наоборот, форм эксплуатации. Разговор об экологии даже не начинается — о причинах катастрофы в фильме ни слова. Более того, оказывается, что и само пластиковое небо, давшее фильму название, не так уж и нужно — за пределами города герои живут, дышат, мокнут под дождем без особого вреда.

Люди в этом мире абсолютно покорны, и, кажется, в этом есть своя социальная правда: если рутинизировать, ритуализировать убийство, придать ему цивилизованный вид, объясняя необходимостью самопожертвования, его перестанут воспринимать как преступление.

«Белое пластиковое небо». Реж. Тибор Баноцки, Шаролта Сабо. 2023

Из описанного вытекает вопрос: нужно ли такому виду продолжать свое существование или будет лучше, если на Земле останутся только деревья? Для Баноцки и Сабо ответ кажется предрешенным.

Но история Норы и Стефана — о другом. Главное в ней — тяжелая депрессия, в которой пребывает Нора и которую отказывается замечать Стефан. Если смотреть на «Белое пластиковое небо» под этим углом, социально-экологический фон отойдет на второй план. Главным окажется личный апокалипсис: смерть ребенка и распад семьи от невозможности пережить горе. Антиутопия здесь — условная декорация, в которой разыгрывается семейная драма, а нарисованный мир посткатастрофы — Земля, где вымерло все живое, — проекция внутреннего ландшафта героев.

Их нет, а мы есть

Происходящее действительно похоже на сон или какой-то трип. Около трети фильма Нора, в чье сердце новая технология заронила семена новой жизни, пребывает в забытьи, пограничном состоянии сознания. Сновидческим кажется и несколько условный сюжет, где второстепенные герои появляются как бы из ниоткуда, чтобы тут же навсегда исчезнуть. Детально проработанные трехмерные фоны и фактуры делают мерцающих ротоскопированных героев как бы не до конца существующими. Персонажи отделены от пространства, как голограммы.

«Белое пластиковое небо». Реж. Тибор Баноцки, Шаролта Сабо. 2023

Самая впечатляющая часть этого сна — путешествие по пустынному, мертвому городу. Любование картинами разрушения порождает странную эмоцию, но это именно эмоция, она противостоит апатии, пробуждает в героях чувства и делает почти невозможное: возвращает Норе желание жить. Обнявшиеся на кровати скелет и дерево, детские игрушки на песке, тени умерших заставляют сердце Норы снова биться и рождают острое переживание: их нет, а мы есть.

В финале личная и социальная истории снова переплетаются. Вернувшееся желание жить оказывается несовместимым с существованием остальных. Мы не знаем, почему человечество в фильме оказалось на грани выживания. Но знаем, что любовь этот мир уже точно не спасет.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: