Рецензии

Достал Воробышек


Превосходство. Реж. Уолли Пфистер, 2014

В Америке будущего еще открыты гастрономы, но в них не сыщешь ни молока, ни холодильника, где молоко могло бы храниться, ни электричества, которое холодильник бы питало. А единственный практический способ применения компьютерной клавиатуры, беспонтового куска пластика с кнопочками, — это подпереть дверь, чтобы не хлопала на сквозняке…

За разъяснениями авторы отправляют зрителя на пять лет назад, в наше сегодня, где мы обнаруживаем супружескую пару ученых. Муж Уилл (Джонни Депп) бьется над созданием искусственного интеллекта, а жена Эвелин (Ребекка Холл) смотрит на гениального спутника широко распахнутыми восхищенными глазами, в которых и любовь мерцает, и бежит многонулевой цифирью калькуляция. «Это в последний раз», — отвечает она на брюзжание мужа, что ему опять придется отвлечься от подопытных макак и распинаться перед инвесторами. И сама не знает, насколько права: после искрометной речи на Уилла совершает покушение банда экстремистов. По их мнению, с цифровыми технологиями давно пора покончить, вернувшись к простому человеческому общению в офлайне. А в чем последняя людская простота, как не в выстреле в упор?

На тридцатой минуте герой расстается со своей физической оболочкой, но жена сквозь слезы успеет перегнать информацию с его мозга на жесткий диск. При этом нельзя счесть анонсы, будто «Превосходство» станет новым витком в карьере Джонни Деппа, и что он в принципе играет в картине главную роль, откровенным жульничеством. Вполне вероятно, что фрик-формат Джека Воробья, подмигивающий едва ли не из каждой роли Деппа, приелся не только критикам, но и самому артисту. Чисто технически, в отношении смены имиджа, новый проект — это зачет. За исключением того обстоятельства, что герои «Пиратов» и «Превосходства» — деятельные покойники, у них нет ничего общего. Кривляка Джек Воробей, при всех семи пядях во лбу Уилла, ни за что не хлебнул бы с ним из одной бочки густого, маслянистого и черного, как нефть, ямайского рома. А если бы и отправился с профессором на «Черной жемчужине» к странным берегам, то движением брови велел бы соратникам ссадить зануду на первом же необитаемом острове.

При этом актерская игра Деппа не лишена разнообразия, пускай и не буйного. На первых порах артист предстает перед нами в образе нейтрального моложавого господина без свойств. Потом некоторое время, динамично спадая с лица, умирает от облучения полонием (отблеск замороженного депповского проекта об отравлении Литвиненко; у хорошего хозяина ничего не пропадает). Затем надолго поселяется на экране в виде говорящей головы из монитора. Воображение рисует напряженный момент со съемок: артист, паря ноги дома перед телеком, по знаку режиссера в нужный момент как бы весь собирается и произносит в камеру специальным, аппаратно-машинным, как доение, голосом: «Ты меня разлюбила? Содержание окситоцина и серотонина в твоей крови необычно». Уфф, стоп, снято, Эмбер, зая, подлей-ка тепленькой.

 

 

При этом по логике сюжета с какого-то момента выходит, что герой Джонни Деппа — это решительно все, что вообще есть на Земле: и травинка, и лесок, в поле каждый колосок. Сами посудите, с чего еще Уолли Пфистеру, одному из лучших современных операторов и многолетнему напарнику Кристофера Нолана, стартовать в режиссуре, как не с фильма про бога под названием «Трансцендентность» (далекие от суицидально-коммерческих настроений российские прокатчики не могли так это оставить).

На первых порах картина сыплет замахами на рубль с победительным напором Уилла, оседлавшего любимого конька перед оцепеневшими инвесторами. Тут вам и красоты: падает ли с подсолнуха росинка, развеивается ли над водной гладью бренный ученый прах, собираются ли воедино из мельчайших серебристых опилок только что уничтоженные люди, строения, деревья и бронетехника (авторы не ленятся повторять фокус раз за разом). И любимые артисты; пускай выходы Моргана Фримена и Киллиана Мерфи представляются необязательными и нарочитыми, примерно как психотропный Николай Валуев с самоваром в известном рекламном ролике. Плюс всегда уместные, коли надо нагнать пафоса, библейские аллюзии. Проникнув во все компьютеры мира, мегамозг Уилл начинает с того, что принимается лечить убогих и калек более или менее наложением рук (другое дело что пробные экземпляры приходится предварительно самому же и калечить).

И, наконец, мощь посыла. Пора признать, что в каждом первом из недавних голливудских блокбастеров, будь то «Голодные игры» или «Планета обезьян: Революция», видны происки пятой колонны и слышен истошный либеральный визг. А «Превосходство» настолько идеологически выдержанно, что впору устраивать спецпоказы на правительственных дачах. Во-первых, создатели картины так же истово, как российские чиновники, верят в магию наночастиц (они суть вода, кровь и плоть; даже любовное объятие — столкновение двух громадных куч наночастиц, не более, но и не менее). Во-вторых, понятно, что единственная возможность как-то противостоять эскалации мирового зла — это повсеместно и навсегда заблокировать Интернет к чертовой бабушке. Кино — наше.

Превосходство. Реж. Уолли Пфистер, 2014

Не лишенная изящества интрига как будто позволяла сплести из картины что угодно, от эстетского «Терминатора» до заковыристого вольного ремейка мистической мелодрамы «Привидение». Увы, по мере того как мозг главного героя набирает все более волнующие обороты, фильм стремительно глупеет, дико извиняется за первоначальную заумь, трещит по швам, разваливается на отдельные яркие картинки, отчаянно мечется в поисках целевой аудитории. Когда ближе к финалу Депп появляется не в привычном уже виде голограммы, росинки или подсолнуха, а снова в плотском и, больше того, мимимишном формате, становится понятно, что вся история, два часа надувавшая щеки и морщившая лоб, по старинке адресована девчатам, пришедшим в кино на Джонни. Ой, а о чем все это вообще? Ну конечно, о любви, моя дорогая — все фильмы только о любви.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: