Портрет

Валерий Гаркалин — Атлант картонного неба

20 ноября ушел из жизни актер театра и кино Валерий Гаркалин. Он прожил 67 лет. Публикуем небольшую заметку об артисте, написанную Мариной Дроздовой в 1999-м для «Новейшей истории отечественного кино».

В фильме «Катала» — криминальной мелодраме из жизни карточных шулеров, одной из первых авантюрных историй нового кино — дебютировал актер Валерий Гаркалин.

«Катала». Реж. Сергей Бодров, Александр Буравский. 1989
Взрывная смесь характерности с непритязательным романтизмом

Обладатель своеобразной заторможенной гуттаперчивости, всегда готовый сыграть на откровенно лирической ноте, питающий сентиментальное пристрастие к трюкам и гэгам и в довершение всего внешне похожий на Граучо Маркса. То есть наследник по прямой комедиантов ранней комической. Но при этом его склонность к клоунаде может быть хитро и с толком использована режиссурой, не чуждой практике отвлекающих маневров и оттеняющей таким образом серьезный и жесткий нрав героя. С подобной режиссурой актер имел дело в «Катале»: растерянность, загнанность его шулера, которому крупно не повезло, проявлялась в нервных и эксцентричных выпадах.

«Роль». Реж. Елена Райская. 1993

Взрывная смесь характерности с непритязательным романтизмом, не дающая загнать В. Г. в кабальную зависимость от амплуа, привлекла серьезное внимание к техничному актеру и выдавала серьезные авансы на будущее. Его приглашение в фильм «Роль», очевидно, преследовало цель продемонстрировать актерский диапазон В. Г., но авторский социальный пафос, удушливый и слащавый, свел его усилия на нет. В дальнейшем предлагаемые роли и уровень режиссуры позволяли В. Г. делать ставку на рациональность собственной комической манеры. И все более микшировался личностный темперамент, который традиционно и призван оживлять типовую клоунаду рядового коверного.

Соблазнительно было бы здесь усмотреть историческую коллизию превращения «моего любимого клоуна» в прагматика, однако она в данном случае страдала бы умозрительностью, поскольку располагается в поле чистой актерской техники. К тому же если в «Катале» картежный сюжет предполагал абстрактную, математическую реальность, и это безусловно было на руку актеру, то фиаско в «Роли» объяснимо еще и тем, что социальное пространство — гибельная среда обитания для В. Г. Эта догадка нашла печальное подтверждение в «Ширли-мырли», где актер, исполняющий трехмерную роль Кроликова-Шниперсона-Алмазова, походит на несчастного атланта, который вынужден в одиночку подпирать разрисованное картонное небо.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: