Фестивали

Что смотреть на «Послании к человеку»


«Два дня, одна ночь». Реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн (2014, 95 мин.)

На открытии «Послания» покажут фильм, который должен был стать третьей пальмой Дарденнов, но не стал: у героини Мариойн Котийар есть уик-энд — два дня и одна ночь — чтобы убедить коллег по заводу не голосовать за ее увольнение.

Подробнее о фильме 

 

«Измена». Реж. Билл Плимптон (2014, 76 мин.)

Главный герой американской независимой анимации Билл Плимптон, прославившийся своими фирменными заставками для MTV в конце 80-х и затем успешно отрисовавший почти что в одиночку семь полнометражных и множество короткометражных картин — не только сядет в кресло жюри фестиваля, но и представит свою новую работу (и он же нарисовал для «Послания» заставку). Драматическая история о большой любви, на пути которой встает измена. Он — не может устоять от соблазнов, она — магическим образом принимает обличья его любовниц, в попытке исправить ошибки и сохранить любовь.

 

«Племя». Реж. Мирослав Слабошпицкий (2014, 130 мин.)

Самый, наверное, громкий фильм года (если не века) на постсоветском пространстве, победитель каннской «Недели критики» — полный метр, выросший из короткометражки «Глухота». Герои — воспитанники интерната для глухонемых: она — красавица, подрабатывающая проституцией, он — новичок, вступающий в конфликт с постоянными резидентами. Кино снято на жестовом языке, диалогов в привычном понимании нет, но все понятно без слов. Важно вот еще что: Слабошпицкий снимает в Украине, которая оказывается пространством, хотя отчетливо похожим как на Россию, так и на Восточную Европу вообще, но все-таки неуловимо другим, обладающим собственными пластическими и эстетическими свойствами (это к вопросу о том, отдельная это страна или нет — ответ: отдельная).

Интервью с Мирославом Слабошпицким о фильме 

 

«Украина не бордель». Реж. Китти Грин (2013, 78 мин.)

Документальное кино про группу Femen, снятое австралийкой украинского происхождения до Майдана, но еще год назад (как и недавний «Майдан» Лозницы) внятно завившее, что Украина — не Россия: тут совсем по-иному выглядит и акционизм, и феминизм, и вообще фактура. Грин (как в свое время Андрей Грязев в случае с «Войной») проникает в группу, снимает долго и постоянно и в результате монтирует увлекательный и совсем некомплиентарный фильм, с неожиданным сюжетным поворотом в середине.

Подробнее о картине 

 

«Pussy против Путина». Реж. Gogol Wives (2013, 68 мин.)

Призер IDFA, один из нескольких фильмов на тему, и, пожалуй, самый удачный; его точно стоит посмотреть: партизаны кинематографа Вася и Таисия (образующие группу Gogol Wives) снимали Толоконникову, Алехину и Самуцевич в самых невообразимых локациях, от гримерной Ксении Собчак до камеры предварительного заключения, а выводы о том, каковы на самом деле участницы Pussy Riot, зрителю предстоит сделать самостоятельно.

 

«Посетители». Реж. Годфри Реджио (2013, 87 мин.)

Репутация вечного противника технологического прогресса не помешала пионеру экспериментального документального кино Годфри Реджио окончательно отойти от аналога (пленки) и снять свой первый полностью цифровой фильм. «Посетители» — яркое черно-белое полотно, в след за знаменитой трилогией продолжающее обличать социальные пороки. На этот раз укоризненный взгляд Реджио пал на всевозможные гаджеты и абсолютную зависимость современников от виртуальной реальности. Главная звезда фильма — живая горилла из бруклинского зоопарка, поразившая критиков своим актерским профессионализмом и несвойственным для гориллы умением спокойно и долго смотреть прямо в камеру.

Интервью с Годфри Реждио о фильме 

 

«Похищение Мишеля Уэльбека». Реж. Гийом Никлу (2014, 96 мин.)

Потертый мужчина творческой профессии заходит в лифт с двумя атлетами, чтобы подняться к себе в квартиру, а затем на том же лифте спуститься на улицу, но уже в гигантском металлическом ящике с заботливо просверленными для вентиляции отверстиями. Драгоценный груз кладут в машину — приключение начинается.

Показанный на Берлинском кинофестивале полгода назад, фильм Гийома Никлу стал неплохим перезапуском кинематографической карьеры самого киногеничного (как кажется уже сейчас) писателя Франции — Мишеля Уэльбека. Злобный невротик, меланхоличный алкаш с мозгом поэта и сердцем лавочника незаметно захватывает экран, завоевывает любовь похитителей: и вот уже они наливают ему лишнего, заказывают милую девушку на ночь, обучают приемам самбо. Уже в конце августа автор «Платформы» представлял в Венеции еще один фильм со своим участием — «Смертельный опыт» (Керверна и Делепина). Бог даст, диверсифицирует свою деятельность. А что касается «Похищения», то фильм с названием-спойлером имеет шансы не понравиться разве что полякам, для которых Уэльбек приготовил рассуждение о национальной идентичности.

 

«Вторая игра». Реж. Корнелиу Порумбою (2014, 97 мин.)

Зима, холод, на грязное футбольное поле летит снег. На поле бухаресткое «Динамо» пытается совладать с бухарестским же ЦСКА. Спор принципиальнейший, но на календаре у футболистов 1988 год, а мы вроде как в 2014-м. Исход никого не удивит.

Кино порой принимает самые невообразимые формы. И хотя на уровне замысла идея Порумбою сесть на диван со своим папой, чтобы заново прокомментировать (на экране они не появятся) заурядную игру конца эпохи Чаушеску выглядит довольно бесперспективной, «Вторую игру» язык не повернется назвать скучной или не зрелищной. Да, намеренно выбран самый унылый матч на Земле. Желтый мяч скачет по полю, от телекартинки мутит, даже папа недоволен: «Зачем ты включил эту ерунду, кому это интересно?». Сын вяло иронизирует: «Эта игра такая же скучная, как мои фильмы». Но вдруг прямо на том самом невидимом диване рождается драматургия: Порумбою-ст. начинает посвящать зрителя в детали румынского спорта и быта конца 1980-х (это он был судьей на том матче), Порумбою-мл. интересуется количеством камер на поле. А исход схватки начинает интересовать каждого сидящего в зале.

 

Программа мокьюментари «Лоскутное одеяло реальности»

Составленная отборщиками «Послания к человеку» программа мокьюментари — то есть, фейковой документалистики, серьезно подрывающей доверие к кинематографическому медиуму, — не то чтобы поражает воображение, но в ней есть и свои раритеты, вроде иранского фильма “Ночью шел дождь«(1967), и свои счастливые возможности: посмотреть на большом экране великого «Зелига» Вуди Аллена или «Это Spinal Tap» Роба Райнера — дорого стоит. Настоящей жемчужиной кажутся и «Забытые негативы» («Забытое серебро») Питера Джексона, в котором режиссер, еще не отъехавший окончательно в большой Голливуд, тщательно реконструирует немой шедевр условного новозеландского гриффита. Для поклонников отечественного кинематографа запланирована встреча с эффектными и чувственными «Первыми на Луне» Алексея Федорченко. Его у нас в кинотеатрах показывали, но хуже фильм от этого, очевидно, не стал. Кроме того, его представит сам автор, который вошел в жюри фестиваля.

 

«Прощеный день». Реж. Дина Баринова (2013, 32 мин.)

Один из самых необычных фильмов из конкурса прошлогоднего «Артдокфеста» — поэма гуманизма и нырок в чистую экзистенцию. Ученица Марины Разбежкиной Дина Баринова сняла в Воронежской области короткий фильм о свете и тьме: один день из жизни двух близнецов и их старшей сестры — все уже пожилые и все лишены зрения, живут не то чтобы в нечеловеческих, а скорее в никаких условиях. Когда-то сестра отказалась сдавать братьев в интернат, и теперь ухаживает за ними: кормит, скребет щеткой, бреет, слушает радио; также у Джошуа Оппенгемера во «Вгляде тишины» ухаживает за столетним мужем столетняя жена, потерявшая в индонезийской резне 1965-го года старшего сына — и тот фильм, и другой подсвечивают человека приглушенным светом, который не различим в быту и проступает только в присутствии камеры.

 

«14 шагов». Реж. Максим Шавкин (2014, 37 мин.)

Победитель короткометражного конкурса ММКФ-2014, одна из первых работ Московской школы нового кино, режиссер — автор опубликованного на сайте «Сеанса» манифеста «Страх. Время. Кино», в котором обозначается стремление учеников Дмитрия Мамулии уловить текущее пространство, «где молодые люди, чьи родители стояли в очередях за молоком, завязывают и разрывают половые отношения посредством социальных сетей, а в 23 года открывают счета пенсионных накоплений». «14 шагов» — пример фильма, в котором новый, пост-постсоветский режиссер, разговаривая полунамеками и делая акцент не столько на диалогах, сколько на актерской пластике, запечатлевает нового, пост-постсоветского героя: к молодой героине (Ксения Зуева), давно живущей в Москве, возвращается человек из прошлого (Алексей Маслодудов).

 

«Кровь». Реж. Алина Рудницкая (2013, 57 мин.)

Победитель прошлогоднего «Артдокфеста», отобранный в программу IDFA-2013 и других крупных европейских док-фестивалей. Это кино о передвижной станции переливания крови, в котором нет красного — он черно-белый. Люди разных возрастов и социальных слоев сдают кровь в основном из-за денег, и донорство здесь становится этической головоломкой: с одной стороны — это торговля собой, с другой — спасение нуждающихся (спасенные тоже есть в фильме). Рудницкая снимает понятное и действенное кино о едином социальном организме, для скрепления которого достаточно крови и денег.

 

«Соль земли». Реж. Вим Вендерс, Джулиано Рибейра Сольгадо (2014, 110 мин.)

В этом фильме, получившем одну из наград каннского «Особого взгляда», Вендерс выступает скорее локомотивом, к которому прицеплен и соавтор, молодой Джулиано Рибейра Сольгадо, и герой — Сольгадо-старший, Себастьян, один из главных фотографов XX века, который бросил скучную офисную карьеру и устремился в горячие точки земли, чтобы заглянуть в лицо человеку.

Подробнее о фильме 

 

Вечер памяти Михаэля Главоггера

Михаэль Главоггер

22 сентября в «Родине» будут вспоминать не раз приезжавшего на «Послание к человеку» документалиста Главоггера, умершего этой весной на посту — на съемках в Африке, от осложнений тифа и малярии. В программе его лучший, наверное, документальный фильм — «Смерть рабочего» (2005), поэма физического труда (Главоггер снимает в шахтах Донецка, на бойне в Нигерии, у сталеваров Китая, в Индонезии, в Пакистане), который в постиндустриальной цивилизации существует на в маргиналиях, уже скорее как архаичный ритуал.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: