18+

Канны-2014: Дарденны опять

В каннском конкурсе показали фильм братьев Дарденн «Два дня, одна ночь». Ничего нельзя сделать, они снова лучше всех.

Казалось бы, сколько можно? Снова простая история про запутавшихся людей. Но каждый раз Дарденны делают это: заставляют стоять, молчать и аплодировать.

«Два дня, одна ночь». Реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. 2014«Два дня, одна ночь». Реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. 2014

По сюжету руководство некоего производства, в своем стремлении урезать расходы, предлагает сотрудникам проголосовать: или бонус, прибавка к зарплате, или продление контракта для главной героини, которую сыграла Марион Котийяр; считается, что она ослабела после болезни. Голосуют в пятницу, большинство выбирает бонус, подруга и муж считают, что надо продолжать борьбу. Удается добиться повторного голосования в понедельник, и теперь есть два дня, чтобы уговорить людей изменить решение; с каждым придется встретиться лично.

Известно, что Дарденны всегда снимают о совести, о пробуждении совести, но в «Двух днях, одной ночи», они заходят еще глубже в лес человеческих взаимодействий, показывая любой тип коммуникации с другим, как необратимый выбор и неотвратимую боль. За полтора часа экранного времени и два дня действия, мы видим самые разные типы реакций на вынужденную психологическую манипуляцию героини: кто-то отказывается быть объектом, говорит нет и мгновенно жалеет об этом; кто-то хочет, чтобы им манипулировали; сама героиня раздавлена между жерновами двух одинаково неудачных решений — сдаться или продолжать навязываться. Ближе к концу, когда каждый голос «за» или «против», может стать решающим, кажется, что на твоих глазах пишутся новые главы Библии, и легче верблюду пройти в игольное ушко, чем выпутаться из беды тем, кто попал в беду.

Впрочем, сами Дарденны снова и снова проходят в игольное ушко собственного кинематографа, не совершив ни одного лишнего движения, ни разу не допустив фальшивой ноты; однажды в интервью они употребили выражение «ошибка вкуса» — у них таких ошибок не бывает. Их угол зрения уникален: есть много режиссеров-провокаторов, умеющих невидимой кочергой разворошить психику зрителя. Но, снимая кино в том числе и о манипуляциях, сами они не манипулируют, а всегда смотрят со стороны и пробуждают в зрителе самое главное, то, что делает человека человеком — способность осознать существование другого.

Они сейчас просто третью Пальму получат, и все.

Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»