Портрет

Связующее звено — К ретроспективе Бориса Фрумина

До 28 марта в «Иллюзионе» продолжается первая в России (и, кажется, в мире) полная ретроспектива режиссерских работ Бориса Фрумина. Все показы бесплатные и проходят с 35-мм пленки. Об удивительном авторе, нашедшем себя по обе стороны Атлантики, рассказывает Борис Нелепо.

В шпионской драме «Нелегал» курьер перевозит тайную информацию по всему миру, перемещаясь между Индией и Финляндией, Прагой и Ленинградом. Возьмись кто нарисовать контурную карту истории кинематографа, как сразу выясняется, что влияние Бориса Фрумина, его след, — куда разнообразнее и увлекательнее любого приключенческого кино. Имя Фрумина для многих как тайный пароль.

Борис Фрумин и Алексей Гамбарян на съемках фильма «Дневник директора школы». 1975

Мастер работы с актером, он снимал Олега Борисова, Ию Саввину, Людмилу Гурченко, Елену Соловей, Станислава Жданько, Марину Неёлову, Наталью Варлей, Николая Караченцова, Елену Шевченко, Сергея Дрейдена, Алексея Серебрякова и Данилу Козловского. Иными словами, история отечественного кино неотделима от биографии Фрумина, да и как может быть иначе с автором «Дневника школьного учителя», одного из ключевых фильмов советских семидесятых?

Список его прославленных учеников — еще одна вселенная Фрумина. Элай Рот, Кэри Фукунага, Дебра Граник

Но всё сложнее, поскольку Фрумин — американский режиссер и профессор, который ценит принадлежность к другой традиции и понимание иной культуры. С 1980 года он преподает в Нью-Йоркском университете. Список его прославленных учеников — еще одна вселенная Фрумина. Элай Рот, Кэри Фукунага, Дебра Граник, Ацуко Хираянаги, Кирилл Михановский, Резо Гигинеишвили.

Борис Фрумин на съемках фильма «Вива, Кастро!». 1993

В случае с Леваном Когуашвили преподавание перешло в сотрудничество и постоянную работу, поэтому Фрумин — одно из принципиальных имен новой грузинской волны. Фукунага снял последнюю на сегодня главу саги об агенте 007 «Не время умирать». Одно рупокожатие между «Нелегалом» и Джеймсом Бондом. Сколько людей можно связать через это одно рукопожатие этого режиссера, одного из самых удивительных и необычных художников?

В Советском Союзе его фильмы выходили третьей категорией или отправлялись на полку, а в новой России продюсеры отстраняли от работы на финальной стадии.
Кирилл Михановский: «Все, что в камере — все фикция». Кирилл Михановский: «Все, что в камере — все фикция».

Борис Фрумин — это связующее звено. Узор судьбы и биографии сложился самым удивительным, неведомым образом. Так, певица и писательница Наталия Медведева школьницей сыграла в эпизоде «Дневника директора школы». Она уехала в США за несколько лет до Бориса Фрумина и описала опыт бесприютной жизни русского эмигранта в своих замечательных романах. Единственный их аналог в кинематографе: «Черное и белое», снятая на английском языке американская лента Фрумина. Елена Шевченко блуждает по непарадному Нью-Йорку, это единственный документ русской Америки начала девяностых. Почти три десятилетия спустя Кирилл Михановский при поддержке Фрумина снимет «Гив ми либерти» в Милуоки, вступающий в диалог с работой своего мастера.

Борис Фрумин на съемках фильма «Нелегал». 2005

Участник «Особого взгляда» в Канне, основного конкурса в Локарно, программы «Новые режиссеры, новые фильмы» в Музее современного искусства в Нью-Йорке и других престижных смотров, он отказался от многих замыслов. В Советском Союзе его фильмы выходили третьей категорией или отправлялись на полку, а в новой России продюсеры отстраняли от работы на финальной стадии. Иные сценарии так и не удалось запустить в производство. Тем не менее, Фрумин — по-американски сдержан, избегает проявления излишних эмоций, не склонен жаловаться и никого не винит. Чувство собственного достоинства, стремление к честной работе, идеализм — всё это характеризует не только его как человека, но и его кинематограф.

Когда мы готовили эту первую в мире полную ретроспективу его режиссерских работ, мы убедились, как много людей — режиссеров, писателей, историков кино, критиков — любит Фрумина и его кинематограф. Увидеть их снова на пленке в присутствии автора — это главная награда за наш труд.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: