хроника

Госфильмофонд без научного руководителя


 

Александр Сокуров

Александр Сокуров

Я всегда давал самые высокие оценки работе Петра, прежде всего потому что видел , как он строил концепцию фестиваля архивного кино «Белые столбы». Это не обычное мероприятие такого рода, когда большая часть времени и ресурсов уходит на светские мероприятия, песни, пляски и коммерческие акции; где мало что имеет отношение к кинематографу. Фестиваль в Белых столбах — единственный исследовательский фестиваль в России. С этого фестиваля возвращаешься с новыми знаниями. Это принципиально важно и уникально.

По личному общению я знаю, что Петр великолепно образован, прекрасно понимает технологию кино, у него по-настоящему научный взгляд и подход к архивному делу. Он уникальный специалист. Сегодня в России по разным причинам сложилась ситуация, когда поколение людей по-настоящему образованных и компетентных в истории кинематографа уходит, они уже фактически ушли. А новые люди почти не приходят. Если бы я руководил Госфильмофондом, я бы относился к Петру как к сокровищу, которое нужно беречь. И я был очень удивлен появлению в почте письма, в котором говорится о его уходе с поста, потому что я уверен, что Николай Михайлович Бородачев Петра ценит и понимает его абсолютную незаменимость. Надеюсь, что ситуация прояснится, и Петр останется в Госфильмофонде. В конце концов, это нужно не только Госфильмофонду, но и нам, режиссерам, которые постоянно работают с архивными материалами, сталкиваются с тематикой архивации кинематографического наследия. Это очень редкая профессия и специальность.

Работа Петра Багрова необходима кинематографистам не только России. У него заслуженный и высокий авторитет в мировом профессиональном сообществе. Кого можно поставить на его место? Я таких людей не вижу. Он настоящий молодой ученый, специалист, способный точно и независимо сформулировать свою точку зрения. Его существование было не роскошью, которой можно пренебречь — а насущной необходимостью. В своей профессии он человек государственной важности.

 

Наум Клейман

Я знаю Петра Алексеевича давно, еще с тех времен, когда он был математиком. Уже тогда он поражал широтой знаний и глубиной понимания кино. И вскоре он действительно проявил себя как один из самых талантливых и многообещающих историков отечественного и мирового кино. Его будущее мне всегда было небезразлично. Петр Багров — не только широко образованный человек, отлично понимающий все тонкости кинопроизводства и аспекты искусства кинематографии, но и замечательный архивист, понимающий, что такое комплектование и хранение пленки, каковы принципы реставрации фильмов, как необходимо развивать сотрудничество между киноархивами. Петр был совершенно на своем месте в Госфильмофонде. Это признали его коллеги во всем мире — не случайно же его избрали вице-президентом ФИАФ (Международной федерации киноархивов).

Мы долго не знали, кто сможет заменить на посту в Госфильмофонде покойного Владимира Дмитриева. Когда из Петербурга был приглашен Багров, это было снайперское попадание. Теперь же его уход — потеря не просто для архивного дела, но и для всей нашей кинематографии, для активного присутствия ее исторических сокровищ на мировом экране. Я уверен, что Петр, прекрасный историк и лектор, найдет свое место в жизни, а будущему, которое ожидает теперь Госфильмофонд, можно только сострадать.

Нельзя не отметить, что увольнение Багрова ассоциируется с предыдущими увольнениями, с разгромом культурных институций в стране. Так происходит потому, что в культуре власть представляют абсолютно некомпетентные люди, которые терпеть не могут людей компетентных — ведь рядом с ними делается очевидным их, временщиков, невежество. Пока такие случайные в культуре люди распоряжаются ее судьбами, будет длиться эта абсурдная череда потерь. Не знаю, как скоро, но когда-то это должно прекратиться.

 

Андрей Хржановский

До меня дошла информация об уходе Петра Алексеевича Багрова из Госфильмофонда. Это меня огорчило: я давно знаю его как блестящего специалиста и человека, преданного искусству кинематографа, настоящего энтузиаста дела, которому он служит, человека высокой культуры. Это порядочный, тактичный и обаятельный человек, что тоже очень важно для такой организации.

Уход Багрова станет большой потерей для Госфильмофонда и всего кинематографического сообщества. В организациях такого плана всегда были лидеры, являвшиеся учеными с мировой репутацией. Таков был и Владимир Дмитриев в Госфильмофонде, и есть Наум Клейман, вынужденный покинуть Музей кино, и, конечно, Петр Алексеевич. Исчезновение таких людей чревато снижением общего уровня всей культуры. По некоторым признакам это можно сопоставить с нашествием варваров на античную цивилизацию. Может, это громко сказано, но мой жизненный опыт позволяет усмотреть здесь горькую закономерность.

Произошедшее стало звеном в целой цепи событий, которые мы наблюдаем в нашей культуре. Это и то, что происходит с Музеем кино, и со студией Союзмультфильм — причем деструктивные процессы выдаются за обновление и реформацию. Как говорили в советские времена, если это и достижение, то вопиющее достижение. Такое впечатление, что некий неведомый ловкий стрелок планомерно ведет охоту на тех людей, на которых зиждется отечественная культура. Кому это выгодно, и к чему приведет, остается только догадываться.

 

Вадим Абдрашитов

Знаю Петра Багрова как замечательного специалиста, грамотного, эрудированного человека. Очень глубоко знающего своё дело и то, чему он себя посвятил — отечественный кинематограф. Разделяю его идею о необходимости искать, сохранять, копировать, вводить в оборот киноматериалы, снятые по архивным меркам не так уж давно — в 50-80-е годы прошлого века. Признателен Багрову, тщательно поработавшему над сохранением моего «Репортажа с асфальта».

Не зная сути конфликта, все же скажу, что уход Багрова из ГФФ в конечном итоге нанесёт вред и самому Петру и Госфильмофонду, а значит, всему нашему кино и киносообществу. Такими специалистами, энтузиастами своего дела, людьми призвания — разбрасываться нельзя, их и так очень мало. Поэтому выражаю надежду на здравость и сближение всех позиций.

Читать дальше.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: