Вечная весна в золотом городе — Лучшие мультфильмы 2023 года
«Груз-200» для самых маленьких, запрещенная китайская гимнастика, ниндзя-черепашки и другие чудеса мировой и отечественной анимации — в итогах года от Юрия Михайлина, куратора онлайн-фестиваля «Высшие формы».
«Вечная весна» (Eternal Spring)
Реж. Джейсон Лофтус. Канада
В 2002 году восемнадцать последователей духовно-телесной практики фалуньгун (внешне похожей на гимнастику) смогли подключиться к нескольким станциям телевизионного вещания в Чанчуне. Они хотели рассказать правду о себе и своем учении, а также о гонениях со стороны китайского правительства, которым на протяжении тринадцати лет подвергались последователи практики. Трансляция длилась 45 минут, после нее начались новые массовые облавы и аресты.
Молодой художник Дасюн, который также практиковал фалуньгун, но не участвовал в захвате вышки, понял, что надо уезжать из страны. В Канаде Дасюн стал известным художником, иллюстрировал комиксы по «Звездным войнам» и «Лиге справедливости». Спустя пятнадцать лет его пригласили в качестве художника для работы над мультфильмом о захвате вышки.
У Дасюна сложное отношение к акции: «Цена оказалась слишком высока». Он встречается с выжившими участниками событий и их родственниками, показывает им уже нарисованный материал (один из самых впечатляющих эпизодов — о Чанчуне его детства) и на основе многочисленных воспоминаний воссоздает ход событий тех дней.
Процесс анимационной реконструкции тоже становится частью сюжета — это одновременно и фильм, и фильм о фильме. Многослойное повествование выстроено безупречно. Внутри основного сюжета много изумительных маленьких историй о человечности и свободе. Например, про хмурого мужика по кличке Грузовик, которого арестовали, а он, воспользовавшись моментом, просто взял и пошел к выходу из тюрьмы, и никто его не остановил.
В десятках частных судеб удалось отразить трагедию огромной страны, но фильм выходит далеко за пределы социально-политического и становится удивительным свидетельством силы памяти.
«Лео» (Leo)
Реж. Роберт Марианетти, Роберт Шмигель, Дэвид Уочтенхейм. США, Австралия
Очень смешной и изобретательный фильм про говорящую ящерицу Лео (Адам Сэндлер) и черепаху Сквиртла (Билл Берр), которые обитают в школьном аквариуме. Однажды Лео узнает, что подобные ему ящерицы живут только 75 лет. С трудом подсчитав, что ему уже 74, он понимает, что жизнь прошла зря, и решает сбежать, чтобы напоследок насладиться жизнью. Но пришедшая на замену учительница хочет научить детей ответственности, и поручает детям брать Лео по очереди домой на выходные.
«Черепашки ниндзя: Погром мутантов» (Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Mayhem)
Реж. Джефф Роу, Кайлер Спирс. США, Япония, Канада
На удивление удачный перезапуск давно известной истории. Во-первых, это отлично выглядит. Изображение не похоже ни на какую другую анимацию, и, возможно, создано при помощи рисования в VR.
Тимур Селиванов: «Очень важно вглядываться в бросовое»
История рассказывается заново и не совсем канонично. Черепашек тут сделали именно подростками (и их озвучивают актеры-ровесники героев), а движущей силой сюжета стало их желание пойти в школу, завести друзей и разногласия с учителем Сплинтером — пожилым папой в самодельном халате, который обставляет им комнату в канализации, переживает и заботится, проецируя на будущее детей личные травмы. Главным злодеем сделан не Шредер, а другой мутант, с которым черепашки прекрасно понимают друг друга, благодаря чему получается показать зло как особую сторону стремления к добру.
Чудесный актерский состав: Сплинтера озвучивает Джеки Чан, Бибопа — Сет Роген (он же один из авторов сценария), Рокстеди — Джон Сина, Ящерицу — Пол Рад, а Крокодила — Роуз Бирн.
«Харви» (Harvey)
Реж. Жанис Надо. Канада, Франция
Для меня, пожалуй, лучший короткометражный мультфильм года (если не брать российские) — про весну, детство и смерть папы. Харви любит супергероя Скотта Керри, который может уменьшаться и становиться почти незаметным. Мальчик решает, что, возможно, и его отец просто уменьшился и теперь борется со злом. В фильме много психологически точных моментов, он хорошо нарисован, и, главное, очень простой, что сегодня большая редкость.
«Наша форма» (Our Uniform)
Реж. Егане Могаддам. Иран
Мультфильм про хиджаб и разные трудности, связанные с необходимостью его носить, а также о счастье избавления от него (например, за границей). Анимация нарисована поверх разных тканей (в том числе тех, из которых делают хиджабы). Фильм уже вошел в шортлист «Оскара».
«Омичка»
Реж. Лиза Скворцова
В 2017 году минский журналист Юрась Усков влюбился в заголовок «Шестьсот жителей Кузбасса собрали двести тонн папоротника и теперь не знают, что с ним делать» и начал собирать коллекцию подобных заголовков. А Лиза Скворцова сделала из них один из лучших мультфильмов года. Омичка закатывает огурцы, сосед добивается ее любви, гимнасты принимают роды у медведицы, мужик угоняет трактор. Все очень смешно, грустно и страшно, но с хэппи эндом — влюбленные выбрасывают из окна телевизор.
«Город золотой»
Реж. Рим Шарафутдинов
Рим Шарафутдинов много лет делал пластичную и веселую, построенную на гэгах анимацию с простыми сюжетами. В «Городе золотом» он применил эту манеру к исторически точной фактуре, что внезапно произвело совершенно убийственный эффект: представьте, что «Груз 200» был бы мультфильмом.
Хотя ничего внешне жуткого тут нет. Один день из жизни мальчика в 1980 году: очередь в магазине, бочка с квасом, прогулки с другом по городу, кинотеатр с «Пиратами XX века», встреча с хулиганами, двор с развешенным бельем. Все нарисовано точно, с большой любовью к деталям и вызывает широкую амплитуду эмоций — от умиления и ностальгии до дикого ужаса.
При внешней простоте и даже примитивности фильм попадает куда-то очень глубоко, в такие области сознания, куда сегодня в российской анимации никто не заглядывает. Фильм не следует никаким тенденциям, а просто есть сам по себе, как случайное откровение из другого мира.
«Ива белая»
Реж. Артем Москалев
Героиня возвращается в загородный дом, где она давно не была, и наблюдает за природой. Вроде бы таких фильмов уже много, но в этом все сделано настолько точно, и детали не банальны, так что ему веришь.
«Ваша дама. Часть 1»
Реж. Валентин Ольшванг
Почти классическая, чуть ли не буквальная экранизация «Пиковой дамы». Обычно подобное вызывает вопрос: «Зачем смотреть, если можно прочитать?», но Валентин Ольшванг создает мир, который можно ощутить физически, и так убедительно все разыгрывает, что почти полностью погружаешься в давно знакомую историю и, кажется, действительно понимаешь одержимость Германна.
Ольшванг много лет работал художником над «Шинелью» Юрия Норштейна. В итоге «Ваша Дама» получилась тоже отчасти «Шинелью», но на пушкинском материале (хотя тут не перекладка, а впечатляющая рисованная анимация, иногда тотальная). Создан схожий мир, некоторые композиции будто взяты из фильма Норштейна (вероятно, неосознанно). Но это совсем не мешает, даже наоборот — получилась «одна вселенная» петербургского чиновничьего XIX века.
Пока вышла только первая часть фильма, но и она уже выглядит вполне законченным произведением.
«Неправильный коврик»
Реж. Иван Максимов
Пока внучка гуляла, бабушка перевернула коврик под дверью, и девочка не смогла найти квартиру, в которой живет. Грустная и пугающая история о поиске дома. Иван Максимов впервые работает в кукольной анимации, и получается прекрасно.
Документальная анимация
Особенная радость прошедшего года — появление ярких, новых по звучанию документальных мультфильмов. Большинство российских авторов анимадока чаще сосредотачиваются на описании внутренних проблем, из-за чего взгляд оказывается замкнут в себе. «Сон бабушки» Марии Зерминовой или «Житие братьев-близнецов» Марии Максимовой направляют внимание на другого человека и окружающий мир. Меняется и интонация фильмов — «Мой голос» Натальи Барковой и «Семечко» Марии Пискуновой хотя и рассказывают о личных трудностях и кризисах, пытаются посмотреть на них со стороны и тоже выходят из замкнутого круга переживаний (при помощи пения или фотографирования природы).
Под конец хочется отметить долгожданную онлайн-премьеру фильма Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе». Мультфильм вышел в 2015 году, но только сейчас стал доступен широкому зрителю. Последние пять лет Демин не снимает, больше сосредоточен на работе со студентами. Очень ждем его новых работ.