18+
// Чтение

Кто вы, мистер «Альберт»? Александр Довженко в документах советских спецслужб. Часть вторая

Продолжение истории доносов на Александра Довженко. Секретный агент «Альберт» рапортует о творческих замыслах режиссера, сложных отношениях с коллегами по цеху и проблемах на Киевской киностудии. Уникальный материал нашел и собрал Роман Росляк. Советуем предварительно ознакомиться с первой частью и предисловием Евгения Марголита.

Александр Довженко

Агентурное донесение №1201 секретного сотрудника «Альберт» о настроениях А.П. Довженко и Ю.И. Солнцевой

г. Москва, 21 августа 1939 г.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ №1201

5-е отделение 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР

21 августа 1939 г.

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: ИЛЬЯШЕНКО

 

ДОВЖЕНКО А.П. и СОЛНЦЕВА Ю.И.

В последнее время (14-21/VІІІ) источник имел ряд бесед (в Комитете [по делам кинематографии] и в антрактах актива Кинокомитета) с ДОВЖЕНКО и СОЛНЦЕВОЙ, порознь.

ДОВЖЕНКО настроен неважно, даже плохо. Несмотря на то, что с трибуны он говорил, что удовлетворен докладом БОЛЬШАКОВА1, мне он сказал, что доклад – «ученический», «плохой» и т.д. О выступлении тов. ВЫШИНСКОГО2 на активе ДОВЖЕНКО говорил, что это выступление – поверхностное, рассчитанное на внешний эффект, что «ВЫШИНСКИЙ не захотел углубиться в проблемы, поднятые на активе режиссерами»3.

ДОВЖЕНКО говорил далее, что на Украине он много охотился, что город ему надоел, и т.д. Сильно ругал директора Киевской киностудии ИЦКОВА.

У него была длительная беседа с ЧЕРНЯВСКИМ Л.Н4 (зав[едующий] сценарным отд[елом] Комитета). Я зашел в Комитет во время этой беседы и слышал отчетливо, что речь шла об аресте В.МЕЙЕРХОЛЬДА. ЧЕРНЯВСКИЙ, удивленно разводя плечами, говорил: «Да… МЕЙЕРХОЛЬД… не понимаю…»

СОЛНЦЕВА несколько раз охотно заходила ко мне в Комитет – побеседовать.

Снова много, пространно рассказывала о своем увлечении одним партийным работником (я об этом уже писал – в предыдущих сводках). Упомянула, что он «красный профессор», молод, «имеет много заграничных вещей», любит ее меньше, чем она его5очень6.

Эта ее исключительная откровенность прямо удивительна, особенно, если учесть, что в момент окончания «Щорса» (и после того) она, как я сообщал, усиленно отталкивала ДОВЖЕНКО от меня.

Сегодня она мне по секрету рассказала, что собирается ставить картину по сценарию С.КАНЕВСКОГО (редактор главка худож[ественных] фильмов) на тему о Рамзине7. С этой целью она уехала в Болшево, где сейчас находится КАНЕВСКИЙ.

Настроение у СОЛНЦЕВОЙ очень нервозное. Она явно чем-то очень возбуждена. Возбуждение это, м[ожет] б[ыть], объясняется любовной интригой, о которой она мне рассказывала.

Юлия Солнцева

О том, что «Щорс» не послан на международный кинофестиваль, ни она, ни ДОВЖЕНКО ничего не говорили. Но сегодня ДОВЖЕНКО не видно, говорят, что он вчера узнал об этом и уехал в Киев расстроенный.

Верно:

ОПЕРУПОЛН[ОМОЧЕННЫЙ] 5-го ОТД[ЕЛЕНИЯ] 2-го ОТДЕЛА ГУГБ [подпись]

(ИЛЬЯШЕНКО)

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.І, лл.13-15. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

Агентурное донесение №1238 секретного сотрудника «Альберт» о неотправлении на Международный каннский кинофестиваль фильма А.П.Довженко «Щорс» и других вопросах

г. Москва, 28 августа 1939 г.

 

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ №1238

5-е ОТДЕЛЕНИЕ 2-ГО ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР

28.VІІІ.1939 г.

ИСТОЧНИК: «Альберт»

Принял: ИЛЬЯШЕНКО

Ю.И.СОЛНЦЕВА

Вернулась из Болшевского дома отдыха8 и сообщила источнику следующее:

«ДОВЖЕНКО звонил мне из Киева; он невероятно возмущен тем, что на Международный кинофестиваль в Канны не послан „Щорс“9. Еще больше возмутило его то, что он виделся перед отъездом с БОЛЬШАКОВЫМ, и тот ни словом не обмолвился об этом, не предупредил его. ДОВЖЕНКО поручил мне зайти к БОЛЬШАКОВУ, выразить свое удивление и недовольство и выяснить, чье это решение. Если это решение Комитета [по делам кинематографии], то выход ясен. Если же это решение „сверху“, то и оспаривать нет смысла. Я была у БОЛЬШАКОВА, исполнила просьбу ДОВЖЕНКО, но ничего не добилась…»

Об этом СОЛНЦЕВА дала в Киев телеграмму ДОВЖЕНКО.

«Щорс». Реж. Александр Довженко. 1939

В следующую встречу СОЛНЦЕВА внезапно рассказала, что она имела встречу с УМАНСКИМ – полпредом СССР в США. При этом она сказала, что УМАНСКИЙ с давних пор большой ее приятель. Она сказала, что она «из одного кружка с ЛЯЛЕЙ МИРЦЕВОЙ»10. Ляля, или Лидия Михайловна МИРЦЕВА – давнешняя подруга СОЛНЦЕВОЙ, сотрудница И[сполнительного] к[омитета] Коминтерна; с ней немного был знаком в 1932-1935 гг. Она, по словам СОЛНЦЕВОЙ, живет11 в Москве. В свое время СОЛНЦЕВА рассказывала, что «Ляля» была замужем за каким-то иностранцем, потом развелась с ним. СОЛНЦЕВА сказала, что УМАНСКИЙ сообщил очень много интересного.

Приехавший сегодня из Болшево (из того же Дома отдыха) И.МАНЕВИЧ, редактор Гл[авного] упр[авления] по пр[оизводст]ву худ[ожественных] фильмов, хороший знакомый СОЛНЦЕВОЙ, не ссылаясь на источник информации, рассказал сегодня, что в Москве находится полпред УМАНСКИЙ, что он абсолютно ничего не знал о заключении договора с Германией12. «Даже удивительно, – сказал МАНЕВИЧ, – что такой крупный дипломат, как УМАНСКИЙ, не был поинформирован о заключении договора».

ОПЕРУПОЛН[ОМОЧЕННЫЙ] 5-го ОТД[ЕЛЕНИЯ] 2-го ОТДЕЛА ГУГБ [подпись]

/ИЛЬЯШЕНКО/

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.І, лл.11-12. Машинопись на бланке. Оригинал.

 

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о впечатлении А.П.Довженко от пребывания на западноукраинских землях, его высказываниях относительно международной ситуации и других вопросах

г. Москва, 4 июня 1940 г.

 

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

5-е отделение 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР

4 июня 1940 г.

ИСТОЧНИК: «Альберт»

Принял: ИЛЬЯШЕНКО

ДОВЖЕНКО А.П.

1 и 3 июня я имел продолжительные беседы с приехавшим из Киева ДОВЖЕНКО.

Эти беседы лишний раз и очень твердо укрепляют мои сомнения относительно политических настроений ДОВЖЕНКО. Я попытался получше использовать эти встречи для выяснения его настроений. Кое-что удалось, а именно:

1) ДОВЖЕНКО привез картину «Освобождение» (о Западной Украине). При просмотре и после просмотра мы беседовали о Западной Украине, и он сказал:

«Там теперь очень неспокойно. В горах многих убивают, да и в селах тоже. Массу народа вывозят оттуда вглубь страны. Работников туда дали ничтожных. Получается так, что столкнулась низшая культура с высшей. В одном месте убили руководящих работников, а когда приехал начальник ГПУ, то он сказал: „Так им, негодяям, и надо“, – настолько подлые люди были эти руководители…

Среди наших работников, посланных туда, – масса воров, мелких жуликов, мародеров. Все стараются как можно больше накупить не только для себя, но и спекулируют.

Из Киева поехал один театральный работник и вывез оттуда три рояля. Интеллигенты из Львова просто поражены: они не верят своим глазам, что у нас такое мародерство».

2) О международных делах ДОВЖЕНКО говорил следующее:

«Вероятно, в ближайшие же дни начнутся военные действия в Бессарабии и Буковине. Войска там уже стоят наготове. Выехали и операторы, и военные журналисты. Возможно, что и в Турции будут военные действия. Видимо, демократические режимы окончательно провалились. Наступила эра диктатур».

3) ДОВЖЕНКО очень неодобрительно высказался относительно последних награждений кинематографистов и политики награждений вообще. Он сказал:

«Эти ордена и медали – показатель бескультурья, а не культуры. Только в отсталых странах так много награждают».

4) ДОВЖЕНКО очень недоволен БОЛЬШАКОВЫМ. Он сказал:

«Мне кажется, что я не сработался с БОЛЬШАКОВЫМ. У меня ощущения, что между ним и мною уже установилось взаимное непонимание. Он – неумный человек с медным лбом».

ДОВЖЕНКО очень приглашал меня приехать в Киев. Мои отношения с ним снова улучшились в результате того, что я сообщил ему о желании писать о нем книгу.

Интересные сведения о ДОВЖЕНКО рассказал 3 июня быв[ший] директор киностудии в Киеве, теперь директор Минской студии ИЦКОВ:

«ДОВЖЕНКО уже 8 месяцев назад подал заявление в партию, и все время пишет автобиографию. Он пришел в партком и сказал: „Я написал 28 страниц, хватит?“. Видать, он не хочет вступать. Когда в Киеве было арестовано руководство КП(б)У, то ДОВЖЕНКО страшно переживал. Он был очень близок к КОСИОРУ13, ЛЮБЧЕНКО14 и др. Он мне сам говорил, что в течение полугода потом ожидал ареста и был в состоянии полной депрессии. К нему на Украине очень настороженное отношение, неслучайно он не избран депутатом Верховного Совета. Он был близок к МЕЙЕРХОЛЬДУ и вообще он политически очень сомнителен».

Всеволод Мейерхольд под арестом. 1939.

 

СТ. ОПЕРУПОЛНОМ[ОЧЕННЫЙ] 5-го ОТД[ЕЛЕНИЯ] 2-го ОТДЕЛА ГУГБ НКВД

ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ [подпись]

/ИЛЬЯШЕНКО/

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.276-277. Машинопись на бланке. Оригинал.

 

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о критике А.П.Довженко председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г.Большакова, творческих замыслах и других вопросах

г. Москва, 14 июня 1940 г.

 

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

5-е отделение 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР

14 июня 1940 г.

ИСТОЧНИК: «Альберт»

Принял: ИЛЬЯШЕНКО

 

ДОВЖЕНКО Ал[ександр] Петрович

(кинорежиссер Киевской студии)

Продолжительная (свыше двух часов) беседа с ДОВЖЕНКО наедине была 5 июня 1940 года.

В этот день у него было отвратительное настроение в связи с тем, что БОЛЬШАКОВ не принимал его картины, требуя сокращений15.

ДОВЖЕНКО очень резко и зло критиковал БОЛЬШАКОВА16, говорил о том, что его нельзя «близко подпускать к искусству», что «кинематографии не везет на руководителей», и т.д.

Затем задел и другие темы. Прежде всего, он много говорил о своей предстоящей работе. Из его слов явствует, что ДОВЖЕНКО будет всячески тянуть и отлынивать от быстрого вступления в производство. Он явно сомневается: ставить ли ему «Тараса Бульбу»? Тогда я попытался выяснить: что же он другое имеет в виду?

Он признался, что ему очень хочется поставить «Лесную песню» Леси Украинки. С большим жаром рассказал он мне сюжет этой фантастической поэмы, главным действующим лицом которой является лесная фея – Мавка.

Стремление ДОВЖЕНКО делать эту сказку, крайне далекую от действительности, грустную, – говорит о том, что настроения у него – неважные не только на поверхности, но и в глубине, так как стремление к такой теме является явным бегством от действительности.

Явно и резко критиковал ДОВЖЕНКО поведение режиссуры кино: «Разобщенность дошла до предела; все только и думают об устройстве своих личных дел, о том, как бы съездить во Львов и накупить побольше барахла. Никаких общественных интересов!».

Затем он стал расспрашивать меня, какими интересами живут московские кинорежиссеры, бывают ли какие-либо интересные собрания и т.д.

Перешел на львовские темы: «Там, в Западной Украине, интеллигенция и простой народ удивляется, почему у нас так много воров. Один профессор говорил мне: „Я не возражаю против того, что у меня конфискуют часть имущества. Но меня возмущает, что это идет не государству, а отдельным ворам“. Интеллигенция смотрит и не может понять, что это делается…

У нас в Москве мне один человек сказал, что ему не нравится изысканная, лживая вежливость западноукраинских людей. Я ответил: лучше лживая вежливость, чем наше откровенное хамство. Наши люди приезжают во Львов, видят культурность в обхождении, в трамваях, всюду и поражаются этой деликатности. У нас же грубость поощряется…»

После этого пошло сплошное критиканство: ДОВЖЕНКО самыми резкими словами критиковал московскую новую архитектуру.

Потом резко критиковал за отсутствие зелени на улицах, причем сказал: «Русским людям всегда приходилось бороться с лесами и они испытывают наслаждение, когда вырубают леса, деревья; а украинцы всегда жили в степях и они любят зелень, дерево».

На политические, общие темы говорил мало и неохотно. С большим сожалением говорил об угрозе Парижу и Лондону. Говорил о немецком вандализме. Говорил о том, что сообщение о перемене английского и французского послов в Москве – симптоматично, что СССР делает какой-то тонкий шаг, сдерживающий гитлеровскую агрессию. Очень хвалил речь ЧЕРЧИЛЛЯ17 в парламенте.

Вернувшись ко внутренним темам, сказал, что ему внушает отвращение всякая мысль о Выборге, Териоках и т.д. «Это мертвые места, мы оттуда выгнали, выжгли ни в чем неповинных людей. Не говорите мне об этих местах; кинематографисты уже спешат поездить, наслаждаться, а для меня – это тлен, могила».

СТ. ОПЕРУПОЛНОМ[ОЧЕННЫЙ] 5-го ОТД[ЕЛЕНИЯ] 2-го ОТДЕЛА ГУГБ

ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД[АРСТВЕННОЙ] БЕЗОПАСНОСТИ [подпись]

/ИЛЬЯШЕНКО/

 

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.278-280. Машинопись на бланке. Оригинал.

 

План агентурной разработки кинорежиссера А.П.Довженко

г. Киев, 8 июля 1940 г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

НАЧ[АЛЬНИК] 2-го ОТДЕЛА УГБ НКВД УССР

СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

/ТКАЧЕНКО/

8 июля 1940 г.

 

ПЛАН

агентурной разработки кинорежиссера ДОВЖЕНКО Александра Петровича, проходящего по делу-формуляр №918 по окраске укр[аинский] к[онтр]р[еволюционер]

ДОВЖЕНКО А.П. проживает по улице Карла Либкнехта №8, кв.27, тел. 3-08-55 (дом СНК УССР).

Работает на Киевской киностудии художественных фильмов, Брест-Литовское шоссе №86, где имеет специальный павильон.

На протяжении ряда лет ДОВЖЕНКО поддерживал связь с украинскими писателями ЯНОВСКИМ, СМОЛИЧЕМ и БАЖАНОМ18.

СМОЛИЧ проживает в г. Харькове и периодически бывает в Киеве.

В данное время ДОВЖЕНКО работает над организацией предстоящей олимпиады художественной детской самодеятельности.

Работу эту проводит совместно с украинским писателем ГЕРАСИМЕНКО, который систематически посещает квартиру ДОВЖЕНКО.

Прямой подход к ДОВЖЕНКО из агентуры имеют: «Петр Уманский», «Стрела» (г. Харьков) и «Павленко». Косвенный подход – кинорежиссер «Актер», кинооператор «Тимофеев», композитор «Черный».

Кроме того, из 3-го отдела будет взят поступивший на работу к ДОВЖЕНКО шофером агент «Алексин», который также будет направлен на разработку ДОВЖЕНКО.

«Петр УМАНСКИЙ» – украинский писатель, личный друг ДОВЖЕНКО, в прошлом совместно с ним примыкал к украинской националистической группе. «УМАНСКИЙ» до 10 июля находится на курорте. По возвращении с курорта будет направлен на ДОВЖЕНКО.

Микола Бажан — писатель, ближайший друг Довженко и по совместительству — агент «Петр Уманский»

«СТРЕЛА» – украинский писатель. Проживает в гор. Харькове. Приятель ДОВЖЕНКО, совместно с ним примыкал к националистической группе. Бывая в Киеве, встречается с ним. С 1 июля уезжает в отпуск. По договоренности с нач[альником] 2-го отдела Харьковского УНКВД «Стрела» до 1 июля выедет в г. Киев, где будет иметь встречу с ДОВЖЕНКО. Впредь периодически будет осуществлять с ним подобные встречи.

«Павленко» – украинский писатель, совместно с ДОВЖЕНКО разрабатывает план проведения олимпиады. Вхож в дом ДОВЖЕНКО, хорошо знаком с его женой. 23/VІ-40 г. тщательно проинструктирован и направлен на разработку ДОВЖЕНКО.

По возвращению «Актера» из Москвы и «Черного» из г. Львова, последние также будут направлены на разработку ДОВЖЕНКО.

По получении материалов от агентуры, после более тщательного изучения связей ДОВЖЕНКО, будут, возможно, произведены дополнительные вербовки.

По линии 2-го спецотдела

Установить «ПК» и литер «М». Совместно со 2-м спецотделом продумать возможность установки литер «Н».

По линии 3-го спецотдела

Установить наружное наблюдение сроком на 10 дней.

Своевременно информировать 2-й отдел УГБ НКВД СССР о выезде ДОВЖЕНКО в г. Москву для разработки его по гор. Москве через имеющих к нему подход агентов «Художник», «Котин», «Гринвальд», «Альберт», «Викторов».

 

НАЧ[АЛЬНИК] 6-го ОТДЕЛЕНИЯ 2-го ОТДЕЛА УГБ НКВД УССР

ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

/ПРОХОРЕНКО/

« » июля 1940 года

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.287-288. Машинопись. Копия.

 

Агентурное донесение №15971 секретного сотрудника «Альберт» о впечатлениях А.П.Довженко от поездки на Буковину и других вопросах

г. Москва, 24 июля 1940 г.

 

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ 15971

5-е отделение 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР

24 июля 1940 г.

ИСТОЧНИК: «Альберт»

Принял: ИЛЬЯШЕНКО

ДОВЖЕНКО А.П.

Много внимания ДОВЖЕНКО в своих высказываниях уделил своим впечатлениям от поездки в Буковину: «Черновицы, – сказал он, – чудесный город, культурный, приятный. Жить там – просто наслаждение. Дом, в котором жил митрополит19, настолько прекрасен, что подобного ему нет в Москве. Народу там, в Буковине, жилось гораздо лучше, чем у нас. Когда у нас едешь поездом, то нигде не встретишь радостных лиц, нарядного убранства. Всюду убогость, бедность, придавленность. Я считаю, что наш народ унижает и угнетает то, что все у нас одеты в серый бушлат (т.е. монотонная одежда). А там все красочно, весело, приятно».

ДОВЖЕНКО подробно описал наряды буковинских украинцев и продолжал: «На площади в Черновицах – карусели, всякие наивные народные развлечения. Так наши идиоты немедленно по приезде решили убрать с площади карусель. Вообще наши ведут себя там плохо; в Зап[адной] Украине нас встречали в прошлом году изумительно, а теперь мы довели до того, что там ширится повстанческое движение. Гуцулов выселяли из пограничных районов, делали тысячи ляпсусов. Теперь тоже самое повторяют и в Буковине. Хватают без разбору людей правых и виноватых. НКВД работает плохо. Вот вам пример. У меня во Львове был шофер, еврей. Он просил меня, чтобы я устроил его «сексотом». Он говорил, что видел и начальника дефензивы20, и др[угих] притаившихся поляков. Я поговорил с работниками НКВД, сопровождающими Хрущева21. Они записали, обещали. Теперь я встретил этого шофера в Черновицах. Он работает шофером у корреспондента «Правды» ОСИПОВА; вид у него был озлобленный. На мой вопрос он ответил: «Не взяли меня, не дошел я, зато в НКВД во Львове работают уже два крупных бывших торговца…»

Затем ДОВЖЕНКО очень отрицательно охарактеризовал целый ряд партийных и советских работников Буковины и Зап[адной] Украины: «Мы туда несем нашу грубость, неделикатность, некультурность. Ощущение такое, что мы не более организованная культура, а более низкая… Они удивленно видят, как при нас все разрушается, как все жадно расхватывают вещи и т.д.». На эту тему ДОВЖЕНКО говорил очень много со мной наедине, потом повторил при ДУБРОВСКОМ.

Много говорил ДОВЖЕНКО и на сей раз о недостатках реконструкции Москвы. Ругал отчаянно дома на ул. Горького, называл их безликой, казенной архитектурой, возмущался тем, что сняли зелень на Садовом кольце. Говорил о том, что «русский народ не любил никогда зелени, наоборот, в его природе – уничтожать леса». Ругал московские площади. Говорил, что в «России все показное, сверху красиво, как будто, а приглянешься – ничего нет». Очень ругал зам[естителя] пред[седателя] Моссовета МАЙОРОВА, который назначил ему на 21 час прием, а потом отложил на два дня: «Почему он хоть не вышел ко мне, а послал эту некультурную девченку-секретаря?».

«И так – во всем», – сказал он и с этого перешел на общеполитические разговоры, носившие на этот раз очень явный антисоветский характер.

«В течение 22 лет, – сказал он, – людей приучали к канону, догме. Тем самым людей отучили самостоятельно думать. Выросли безликие, безинициативные люди. Кадров, организаторов нет. Особенно это чувствуется на положении в армии. Я считаю, что наше правительство сделало огромное преступление перед народом, когда перебило, сослало в Сибирь лучших полководцев. Мы сами перебили наших командиров в десять раз лучше, чем это сделал бы ГИТЛЕР. Теперь, когда я думаю о будущей войне, я не столько боюсь ГИТЛЕРА, сколько наших командиров, наших воров, бездельников, транспорт, расхлябанность и т.д. Сталин недавно сказал одному генералу: вы думаете, что если вы залили доты кровью и завалили их трупами, то это победа?.. Мне лично кажется, что после провала финской компании Сталин22 стал очень недоверчиво относиться к Красной армии, к ее боеспособности. Это, по-моему, и привело к тому, что мы не выступили против ГИТЛЕРА. Теперь момент упущен, и ГИТЛЕР скоро поведет против нас весь мир. Я смотрю на тот ужас, который творится в кино, и думаю: ну, кино – это так-сяк, а если такой же ужас творится и в оборонной промышленности? Дураки – это страшное явление; БОЛЬШАКОВ – это злобный дурак; я боюсь, что это – система. БОЛЬШАКОВЫ – это объективное явление».

Далее ДОВЖЕНКО сказал: «Нельзя воспитывать народ на чувстве ненависти, классовой борьбы. Русский народ внес в нынешнюю жизнь свои исторические черты. Раньше искореняли староверов – теперь искореняют оппозицию. Раньше тупо молились – теперь так же тупо повторяют заученные слова из газет. Русский народ – это полукровка, в нем – и татарская кровь, и мордовская… Кацапы, одним словом. Украинцы – и добрее, и умнее, и интереснее».

Таковы в основном высказывания ДОВЖЕНКО. Кроме того, он очень много критиковал БОЛЬШАКОВА, сказал прямо: «Нет, пусть в кино останется БОЛЬШАКОВ – я уйду, а если я буду работать – БОЛЬШАКОВА не будет. Неужели нельзя найти другого руководителя? Почему не назначить ЛИТВИНОВА или ТРОЯНОВСКОГО? Как можно так мучить кинематографистов?».

19/VІІ и 20/VІІ мы почти не говорили. Приехала СОЛНЦЕВА. Потом кто-то (подозреваю БЛЮМБЕРГА – представитель «Украинфильма»23) наговорил ДОВЖЕНКО, что я с БОЛЬШАКОВЫМ резал его картину и, пока я не распутал это дело, он на меня два дня сердился. Теперь уладилось.

СТ. ОПЕРУПОЛНОМ[ОЧЕННЫЙ] 5-го ОТД[ЕЛЕНИЯ] 2-го ОТДЕЛА ГУГБ

ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ [подпись]

/ИЛЬЯШЕНКО/

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.315-316. Машинопись на бланке. Оригинал.

Киевская кинофабрика ВУФКУ. 1928.

 

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о пребывании А.П.Довженко в Москве, монтаже фильма «Буковина – земля украинская»

г. Москва, 24 июля 1940 г.

 

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

5-е отделение 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР

24/VІІ 1940 г.

ИСТОЧНИК: «Альберт»

Принял: ИЛЬЯШЕНКО

 

Последние дни пребывания ДОВЖЕНКО в Москве дополнительных разговоров с ним (подробных) не было. Мы много раз видались на работе, но личных разговоров почти не было.

Сближение его с ДУБРОВСКИМ продолжалось. ДУБРОВСКИЙ устроил СОЛНЦЕВОЙ постановку короткометражного хроникального фильма «Буковина». Это вызвало резкий протест со стороны Э.И.ШУБ и В.ВИШНЕВСКОГО24, которые, являясь вообще друзьями ДОВЖЕНКО, здесь на него нажаловались, так как им поручена съемка картины «Бессарабия», близкая по теме и материалу к «Буковине».

За монтаж документальной картины ДУБРОВСКИЙ уплатил ДОВЖЕНКО 45 тысяч рублей – неслыханную сумму.

 

СТ. ОПЕРУПОЛНОМ[ОЧЕННЫЙ] 5-го ОТД[ЕЛЕНИЯ] 2-го ОТДЕЛА ГУГБ НКВД

ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ [подпись]

/ИЛЬЯШЕНКО/

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.317. Машинопись на бланке. Оригинал.

Письмо №2/32899 помощника начальника 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР Кожевникова и начальника 5-го отделения 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР Журавлева начальнику 2-го отдела УГБ НКВД УССР Медведеву об отъезде в Киев секретного сотрудника «Альберт» с целью продолжение агентурной разработки А.П.Довженко

г. Москва, 19 ноября 1940 г.

 

СОВ[ЕРШЕННО] СЕКРЕТНО

НАЧ[АЛЬНИКУ] 2-го ОТДЕЛА УГБ НКВД УССР

СТ. ЛЕЙТЕНАНТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

тов. МЕДВЕДЕВУ

гор. Киев

 

20 ноября в Киев на 15 дней выезжает наш агент «Альберт» – […]25, который разрабатывает киевского режиссера ДОВЖЕНКО.

«Альберт» направлен в Киев для продолжения разработки ДОВЖЕНКО, выявления его связей по Украине, а также для выявления настроений ВИНЯРСКОГО, работающего совместно с ДОВЖЕНКО.

Так как «АЛЬБЕРТ» хорошо знаком с украинскими работниками искусства, печати и литературы, – установите с ним связь и ориентируйте его по разработке ДОВЖЕНКО и его окружения.

«Альберт» вхож на квартиру ДОВЖЕНКО, лично знаком с его женой – СОЛНЦЕВОЙ. Найти «Альберта» можно по адресу: […] №[…], кв.[…], спросить […] от имени Павла Степановича (оперативный работник).

Наиболее лучшее время для установления с ним связи – утро.

 

ПОМ[ОЩНИК] НАЧ[АЛЬНИКА] 2-го ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР

КАПИТАН ГОС[УДАРСТВЕННОЙ] БЕЗОПАСНОСТИ [подпись]

/КОЖЕВНИКОВ/

НАЧ[АЛЬНИК] 5-го ОТД[ЕЛЕНИЯ] 2-го ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР

МАЙОР ГОС[УДАРСТВЕННОЙ] БЕЗОПАСНОСТИ [подпись]

/ЖУРАВЛЕВ/

Резолюции на документе: синим карандашом: «Т[ов.] Герсонский. Установить лично связь с „Альбертом“. 26/ХІ. [Подпись]»; простым карандашом: «В[есьма] срочно. Т[ов.] Смолкину. Свяжитесь и назначьте явку „Альберту“ в гост[инице] „Континенталь“ сегодня, 30/ХІ, в 14 часов. 30/ХІ. [Подпись]».

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.2, ч.ІІ, л.78. Машинопись. Оригинал.

 

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о высказываниях А.П.Довженко в адрес партийной организации Киевской киностудии художественных фильмов, кинорежиссера Л.Д.Лукова, относительно вступления в партию, других вопросах

г. Киев, не ранее 22 ноября 1940 г.

 

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІV отдел НКВД УССР 6-е отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 4 ноября 1940 года

начальник 6-го отделения 2-го отдела УГБ ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

По приезде в Киев 22 ноября я по приглашению ДОВЖЕНКО был у него в гостях дома в Липках. ДОВЖЕНКО показывал мне приобретенную им литературу в Черновицах и Львове, долго беседовал на разные темы, преимущественно связанные с жизнью Киевской киностудии.

ДОВЖЕНКО говорил: «Нина Владимировна (т.е. ЭЙДЕМАН– секретарь парторганизации студии) – это одноглазая ворона, и окружающие ее люди смотрят на мое назначение худож[ественным] руководителем26 косо. Вообще фабричное „политбюро“ не в восторге от того, что я делаю на студии. Они долго заправляли на студии, а теперь их командованию пришел конец, и они бесятся.

Вот приехал САВЧЕНКО из экспедиции, и они вывесили огромный плакат: „Привет съемочной группе “Богдан Хмельницкий”“. Зачем это? Зачем такая нескромность?

Потом они всемерно раздувают выдвижение ЛУКОВ картины „Большая жизнь“ на Сталинскую премию27. Они приняли статью в „Правде“28 всерьез. Да и сам ЛУКОВ стал настолько нескромен, что я к нему меняю свое отношение. Он каждый раз показывает мне свои „достижения“: письма, рецензии и т.д. Откуда такая нескромность? Противно это.

«Большая жизнь». Реж. Леонид Луков. 1939

Всю жизнь я стремился найти скромного, культурного человека, который работал бы на студии, помогал бы мне. В Ленинграде есть такие скромные люди, как АРНШТАМ29, РАПОПОРТ30. А в Киеве нет. Я в свое время взял в Киев САВЧЕНКО, а он теперь стал мне настоящим врагом. Это – рыжий, злобный человек».

Далее ДОВЖЕНКО говорил о своем предстоящем вступлении в партию. Говорил о том, что кончил, наконец, писать свою автобиографию. Получилось большое, длинное произведение. Обещал показать. В этот вечер [это] не удалось [сделать], так как он уехал к грузинам (на встречу с грузинской делегацией).

Об этой встрече был отдельный разговор. ДОВЖЕНКО сперва не хотел идти, потом ему позвонил (в кабинет директора студии) тов. Н.С.ХРУЩЕВ и пригласил его, после чего он пошел. СОЛНЦЕВА тогда получила письменное приглашение, но сперва не хотела итти. Она сказала, что возмущает неровность отношения к ней: то ее приглашают, то нет. ДОВЖЕНКО же уговаривал ее пойти. В конечном счете, она пошла.

В общих разговорах (в присутствии СОЛНЦЕВОЙ) вспомнили о самоубийстве ОХРИМЕНКО31. ДОВЖЕНКО рассказывал СОЛНЦЕВОЙ, что ОХРИМЕНКО покончил с собой после небольшой выпивки с Максимом РЫЛЬСКИМ32; что в прошлом (или позапрошлом) году в аналогичной обстановке покончил с собой брат ОХРИМЕНКО и т.д. Ничего существенного, ни внешне информационного он не рассказал. СОЛНЦЕВА очень сожалела об ОХРИМЕНКО.

Когда ДОВЖЕНКО прилег после обеда отдохнуть, СОЛНЦЕВА рассказала историю своей встречи с генерал-лейтенантом Г.Г.СОКОЛОВЫМ33, который якобы влюбился в нее во время пребывания в Черновицах. Об этом она шутливо упоминала и при ДОВЖЕНКО; но после того, как он прилег, рассказала подробно с большим интересом о встрече в Буковине (знакомство произошло в связи с необходимостью получения разрешения на съемки на границе), о телефонном разговоре в Москве и, наконец, о встрече в Киеве в вагоне поезда, когда ген[ерал] СОКОЛОВ проезжал из Москвы через Киев. Говорила о том, как сильно увлечен ею генерал СОКОЛОВ. Упоминала фамилии людей, наблюдавших его чувство к ней (ген[ерал]-майоры НИКОЛЬСКИЙ и ПЕТРОВ).

Во время пребывания у ДОВЖЕНКО мне удалось из разговоров установить следующие связи:

1) ДУДКО34 – хирург, очень близкий человек, часто бывает.

2) ПОПОВ Демьян Владимирович – врач-гомеопат, пользуется большим уважением, бывает в гостях.

3) ЛЯТОШИНСКИЙ Борис Николаевич – композитор, очень дружен, бывает иногда в гостях.

4) КОСТЕЦКИЙ – художник, рисует большой портрет ДОВЖЕНКО у них в доме.

Примечание Т[ов.] Кобушко.

1. Что есть на Костецкого (художника), продумайте целесообразность его «В» , предварительно изучив его связи через «Сергеева» и др.

2. Т[ов.] Смолкину надо перепроверить, действительно ли Костецкий систематически поддерживал отношения с Довженко.

3. Послана ли выписка о Солнцевой в о[собый] о[тдел] КОВО.

4. Агент. […] донесений «Альберта» направить в Москву.

Верно: [подпись]

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.357-360. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

 

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о кадровой политике А.П.Довженко на Киевской киностудии художественных фильмов

г. Киев, не ранее 2 декабря 1940 г.

 

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІV отдел НКВД УССР 6-е отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 4 ноября 1940 года

начальник 6-го отделения 2-го отдела УГБ ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

В проводимой А.П.ДОВЖЕНКО политике так назыв[аемой] украинизации Киевской киностудии наблюдаются серьезные искажения правильной партийной линии в этом вопросе, сводящиеся к следующему:

  1. Еще не подобрав новых режиссеров-украинцев, ДОВЖЕНКО энергично и злобно выживает со студии имеющиеся режиссерские кадры (ПЕНЦЛИН, АННЕНСКИЙ35, САДКОВИЧ и другие), мотивируя тем, что надо расчистить место для украинцев36Конечно, все эти режиссеры получат без особого труда постановки на других киностудиях, дело не в их судьбе. Но Киевская студия может остаться без значительной части своих, в общем качественно небогатых, режиссерских кадров, что еще утяжелит положение студии.
  1. Подбор и выдвижение новых режиссеров-украинцев идет, главным образом, по принципу стягивания и консолидации вокруг себя людей, покорных ДОВЖЕНКО, исключительно слепо идущих за ним, например:

1) Выдвигается в качестве «молодого украинского кадра» ассистент ДОВЖЕНКО М.ВИНЯРСКИЙ – еврей, подхалим ДОВЖЕНКО, переехавший с ним в Киев из Москвы, человек, не гнушающийся лакействовать перед ДОВЖЕНКО, разыгрывающий перед ним «ученика», хитрый, беспринципный, пройдошливый парень. ВИНЯРСКИЙ не лишен некоторых способностей, но непонятно, в чем его преимущества (политические, деловые), скажем, перед ПЕНЦЛИНЫМ?

2) Выдвигается ассистент режиссера ИЩЕНКО37 на самостоятельную постановку – незнающий кино, сумбурный, неприжившийся в театре человек. В деловом отношении стоит гораздо ниже даже такого режиссера, как АННЕНСКИЙ. Поручение ИЩЕНКО самостоятельной постановки было бы пагубным.

3) ДОВЖЕНКО добивается приглашения на студию и поручения постановки театральному режиссеру ДОВБИЩЕНКО38, который на студии уже работал и, по словам многих работников, положил на полку (т.е. сделал брак) свою картину39 (документальную).

4) В последние дни ДОВЖЕНКО заговорил о необходимости выдвижения ассистента режиссера ЛЯХОВЕЦКОГО40 – малоодаренного, безвольного, пассивного человека.

5) ДОВЖЕНКО добился поручения постановки ИГНАТОВИЧУ41 – бывшему на студии вторым режиссером. ИГНАТОВИЧ, несомненно, в деловом отношении самый сильный из всех лиц, выдвигаемых ДОВЖЕНКО. Однако, при всем том, он несравненно слабее, скажем, даже ПЕНЦЛИНА или АННЕНСКОГО, которые сами по себе отнюдь не принадлежат к высококвалифицированным режиссерам.

Кроме того, ИГНАТОВИЧ – выученик КУРБАСА42, и это наложило на него неизгладимый отпечаток. Политическое его лицо неясно. Приступая к постановке фильма «Борислав сміється»43, он сразу же с благословения ДОВЖЕНКО стал искажать это задание, выпячивая в режиссерском сценарии роль крестьянина ПИВТОРАКА и, наоборот, сводя на второй план роли рабочих-бунтарей. Кроме того, ИГНАТОВИЧ сразу проявил себя как покорный «ученик» ДОВЖЕНКО. ДОВЖЕНКО под давлением «подкрепил» ИГНАТОВИЧА еще одним режиссером – КУЧВАЛЬСКИМ43 (тоже слабым).

6) КРАСИЙ44 и ВОЛОДАРСКИЙ45 поставили в прошлом совместно картину «Кубанцы» – слабая картина. ВОЛОДАРСКОГО ДОВЖЕНКО хочет уволить со студии. КРАСИЮ добивается дать самостоятельную постановку. КРАСИЙ – подхалим, хитрый, организационно ловкий человек, с очень ограниченными творческими данными.

Один из доносов на Александра Довженко. Фото: Отраслевой государственный архив Службы безопасности Украины

Наряду с этим, ДОВЖЕНКО сознательно и активно отталкивает от студии многих украинцев, ценных для студии, а именно:

1) БУЧМА А.М.46 выразил желание совместно еще с кем либо поставить сценарий «Олекса ДОВБУШ»47. Была проведена большая подготовка, все согласовано в ЦК, в Москве и т.д. Но вдруг БУЧМА не приступает… Почему? По студии идут упорные слухи (об этом мне говорили ЮРКО48, ЦАП49, СИРОТА50 и др.), что ДОВЖЕНКО отговорил БУЧМУ. Это вполне вероятно, ибо в личных беседах в Киеве ДОВЖЕНКО говорил, что относится резко отрицательно к приглашению БУЧМЫ.

2) ДОВЖЕНКО очень отрицательно относится к КОРНЕЙЧУКУ. Раньше это выявлялось в открытой форме. Сейчас это более замаскировано. В личных беседах в Москве ДОВЖЕНКО много раз ругал КОРНЕЙЧУКА, говорил о нем как о карьеристе, малоодаренном писателе, плохом человеке, зазнайке и т.д. В последнее время ДОВЖЕНКО стремится к дискредитации и отталкиванию от студии КОРНЕЙЧУКА путем опорочивания его пьесы «В степях Украины», путем всяческого отдаления момента включения постановки в кино этой пьесы в план и т.д. Резкая неприязнь ДОВЖЕНКО к КОРНЕЙЧУКУ – общеизвестна.

3) Резко отрицательно относится ДОВЖЕНКО к растущему способному режиссеру Киевской студии коммунисту, украинцу И.А.САВЧЕНКО.

Игорь Савченко

Чрезвычайно характерно, что, ратуя за украинских режиссеров, ДОВЖЕНКО всеми мерами дискредитирует САВЧЕНКО, не останавливается перед тем, чтобы издеваться над тем, что т. Савченко «рыжий», […]52 «САВЧЕНКО неприятный человек» и т.д.

ДОВЖЕНКО требовал у директора студии снятия плаката со словами привета группе «Богдан Хмельницкий». ДОВЖЕНКО устроил (30.ХІ) крупнейший скандал директору студии за то, что тот предложил САВЧЕНКО помогать КРАСИЮ в работе над картиной.

Отрицательное отношение ДОВЖЕНКО к САВЧЕНКО является общеизвестным.

––––––––

Уже одних этих фактов достаточно для того, чтобы сделать некоторые выводы о направлении «украинизации» в Киевской киностудии.

Выдвигая СОЛНЦЕВУ, ВИНЯРСКОГО, ДОВБИЩЕНКО, ИГНАТОВИЧА и т.п., ДОВЖЕНКО одновременно тормозит активное участие в работе студии КОРНЕЙЧУКА, БУЧМЫ, САВЧЕНКО и т.п. Вместе с тем, со студии изгоняются (фактически лишаются постановки) режиссеры, давшие студии картины среднего уровня («Истребители, «Пятый океан»53).

Такая политика ДОВЖЕНКО вызывает исключительно нездоровую, лихорадящую студию обстановку, чувство неуверенности у всех работников, полную зависимость от его ежедневно меняющегося настроения.

Известно, что ДОВЖЕНКО – человек неустойчивый, повседневно меняющий свои взгляды на людей и на дела в зависимости от настроения. При проведения «украинизации» студии ДОВЖЕНКО зачастую под флагом «украинизации» пытается сорвать то или иное мероприятие, движимый, на мой взгляд, совершенно непонятными субъективными побуждениями. Приведу один, достаточно яркий пример.

В Москве художественный руководитель Главка режиссер РОММ и нач[альник] сценарного отдела Комитета АСТАХОВ при мне рекомендовали ДОВЖЕНКО включить в план Киевской студии постановку фильма «Адам МИЦКЕВИЧ». В поисках сценариста РОММ остановился на кандидатуре СПЕШНЕВА54. СПЕШНЕВ – средний сценарист-профессионал, друг РОММА. ДОВЖЕНКО сразу согласился, СПЕШНЕВ получил заказ, написал сюжетную заявку, пошла переписка…

При мне же в Киеве 2.ХІІ нач[альник] сценарного отдела студии ставит перед ДОВЖЕНКО вопрос: будем ставить фильм о МИЦКЕВИЧЕ55 или нет? ДОВЖЕНКО отвечает в общем утвердительно, но фактически запутывает дело: «Зачем нам прибегать к сценаристу из Москвы? Неужели нельзя было бы найти автора в Киеве?».

Не встретив поддержки, он начал придумывать другой вариант: «Надо связать СПЕШНЕВА с каким-нибудь литературоведом, например, с Еленой УСИЕВИЧ…» Ему говорят, что литературоведа можно взять как консультанта, но не как соавтора сценария. Короче говоря, разговор расстроился, свелся ни к чему.

Казалось бы, что в данном случае ДОВЖЕНКО стоял за украинских авторов56. Но буквально через полчаса в личной беседе ДОВЖЕНКО сказал мне, что хочет собрать в ЦК украинских писателей и разгромить их, заставить работать вместе с московскими сценаристами (?..).

Путаница – налицо. Субъективный, сугубо личный, по настроению, подход.

Примечание. Тт. Кобушко и Смолкину. Ознакомиться с этим донесением.

При посещении киностудии в разговорах с Юрко и др. осторожно сориентировать, каково положение на сегодня с расстановкой и использованием режиссерских кадров.

Надо определить «кадры» Довженко на студии, на кого он опирается, кого привлек и думает привлечь.

ВЕРНО: [подпись]

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.361-367. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» об отношениях А.П.Довженко с заместителем председателя СНК УССР Ф.А.Редько

г. Киев, 4 декабря 1940 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

2-й отдел НКВД УССР 6-е отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 4 декабря 1940 года

начальник отделения ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

В Москве неоднократно ДОВЖЕНКО упоминал в личных беседах со мной имя украинского руководящего работника – зампредседателя СНК УССР РЕДЬКО57.

Говорил он о нем без особого уважения, но все же положительно. Складывалось впечатление, что РЕДЬКО – единственный украинский руководящий работник, к которому ДОВЖЕНКО относится хорошо.

Приведу следующие факты:

  1. ДОВЖЕНКО упоминал, что он бывал с РЕДЬКО на охоте осенью этого года; отзывался очень положительно о проведенном вместе времени.
  2. ДОВЖЕНКО подробно рассказывал о каком-то совещании по вопросам архитектуры, на котором присутствовал (или председательствовал) РЕДЬКО. На этом совещания ДОВЖЕНКО выступил с большой речью, в которой (по его словам) он поставил острые вопросы, смутившие всех присутствовавших. Например, он сказал, что надо восстановить на церквях кресты и т.д.58 Упоминал, что на этом совещании был еще художник (или архитектор) профессор КРИЧЕВСКИЙ59, которого речь ДОВЖЕНКО особенно смутила.
  3. Упоминал о своих разговорах с РЕДЬКО об украинской культуре, о своих планах украинизации Киевской киностудии. По рассказу ДОВЖЕНКО, по тону его рассказа, видно было, что он нашел у РЕДЬКО полное сочувствие своим планам увольнения со студии неукраинцев60.
  4. В связи со слухом об аресте академика ВАВИЛОВА61 ДОВЖЕНКО рассказывал о том, что слыхал от РЕДЬКО, что методы академика ЦИЦИНА62 на Украине потерпели, якобы, крах, и что РЕДЬКО с сокрушением говорил о том, что «у нас спешат с экспериментами».
  5. Помнится, был еще какой-то разговор о западных областях УССР, о плохом качестве наших работников, посланных туда. В этом разговоре тоже упоминался РЕДЬКО.

Подчеркиваю: ДОВЖЕНКО говорил о РЕДЬКО без особого уважения, но явно положительно, несколько снисходительно и, вместе с тем, дружески.

В Киеве упоминаний о РЕДЬКО не было. Однако в Киеве я дважды слыхал от других о близости ДОВЖЕНКО и РЕДЬКО, а именно:

1) СИРОТА А.Г. – нач[альник] сценарного отдела киностудии, рассказывая мне о чудачествах ДОВЖЕНКО, о его своевольничании, рассказывал также и о том, что на одном совещании в СНК УССР, где обсуждалось архитектурное оформление нового моста, ДОВЖЕНКО выступил с большой речью, о которой ДОВЖЕНКО сам рассказывал СИРОТЕ. Шла речь об оформлении моста, проект которого в основном уже был утвержден ЦК и СНК. ДОВЖЕНКО заявил, что сам факт утверждения его не касается, что несмотря на утверждение, проект никуда не годится и т.д. После речи ДОВЖЕНКО наступила тишина, а ДОВЖЕНКО сказал: «Все, теперь можно расходиться». Но потом, вспомнив о РЕДЬКО, который председательствовал, ДОВЖЕНКО с комическим оттенком извинился, что присваивает себе права председателя, и тогда выступил РЕДЬКО.

СИРОТА рассказывал все это с целью показать, что с ДОВЖЕНКО невозможно «справиться», что он в качестве художественного руководителя студии не годится. Мол, раз зампред СНК ничего с ним не может поделать, то, тем более, мол, на студии с ним не «справятся».

Из этого разговора опять таки можно сделать предположение о большом влиянии ДОВЖЕНКО на РЕДЬКО.

2) 3.ХІІ я был с ЮРКО (директор Киевской студии) у артиста БУЧМЫ. Ожидая его прихода (ушли, не дождавшись), мы рассматривали коллекцию охотничьих ружей на стене. Зашла речь об охоте; во время разговора ЮРКО рассказал, что ДОВЖЕНКО ездит на охоту с РЕДЬКО, что на этой почве у них дружба.

Верно: [подпись]

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.377-379. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

Агентурное донесение секретного сотрудника «Альберт» о недостатках в работе Киевской киностудии художественных фильмов

г. Киев, 5 декабря 1940 г.

 

СТРОГО СЕКРЕТНО

ІV отдел НКВД УССР 6-е отделение

АГЕНТУРНОЕ ДОНЕСЕНИЕ

ИСТОЧНИК: «АЛЬБЕРТ»

Принял: 5 декабря 1940 года.

нач[альник] 6-го отделения 2-го отдела ГЕРСОНСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДОНЕСЕНИЯ

Основные причины плохой работы Киевской киностудии сводятся, на мой взгляд, к следующему:

1) Отсутствие политически актуальных и художественно ценных сценариев. Брак по картинам «Годы молодые», «Фроим Сокол», «Здравствуй, Владивосток», огромные переделки по картинам «Академики», «Ветер с Востока» – связанные с недоброкачественностью пускаемых в производство сценариев.

Этот важнейший участок на студии абсолютно не обеспечен. Смешно сказать, заготовкой сценариев занимается три человека: СИРОТА, ДОЛЬД63, ЛАЗУРИН64, из которых первый – преимущественно организатор, второй – сам пишет сценарии (рвач, работает и для театра и для других мест, мало заботится о студии), третий (ЛАЗУРИН) – человек усталый, малоактивный.

Такое беспомощное положение сценарного отдела является первой крупнейшей причиной отсутствия сценариев и, отсюда – плохой работы студии.

2) Резкий недостаток на студии квалифицированных режиссеров. Только ДОВЖЕНКО, ЛУКОВ, САВЧЕНКО и РООМ могут считаться квалифицированными режиссерами. Такие же люди, как КАВАЛЕРИДЗЕ65, ШМИДТГОФ66, САДКОВИЧ, АННЕНСКИЙ, ПЕНЦЛИН, хотя и могут давать картины, но только среднего уровня. Ими надо руководить, а руководить некому. Числящиеся же на студии режиссеры ФРЕНКЕЛЬ67, ШТРИЖАК68, ГРИЧЕР69, УМАНСКИЙ70, хотя и занимаются постановкой фильмов, но систематически дают брак, деквалифицировались из-за долгих простоев и т.п.

Правильно было бы перевести в Киев 2-3 опытных режиссеров из Москвы и Ленинграда, продумано расставить кадры. До сих пор это не делалось. Поэтому многое зависело от плохой работы режиссеров.

Надо учесть, что и РООМ, являясь квалифицированным режиссером, делает большие политические ошибки, в частности при постановке фильма «Ветер с Востока».

То, что делает (и пытается делать) ДОВЖЕНКО в плане украинизации режиссерских кадров, я описываю отдельно.

3) Отсутствие на студии крепкого директора. Это прямая трагедия Киевской студии. СЕМЕНОВ71, ИЦКОВ, КАНТОРОВИЧ72 – все они работали недолго, временно, не успевши войти в курс дела, как их убирали по тем или иным причинам.

Новоназначенный директор ЮРКО по своим деловым качествам не соответствует назначению, абсолютно не способен руководить крупным художественным и хозяйственным коллективом. Семь месяцев его пребывания на студии достаточны, чтобы его точно определить. Его нерешительность, колебания, слабоволие, отсутствие малейших навыков к практической работе, медленность, полное непонимание своих задач и незнание людей, его неспособность противостоять ДОВЖЕНКО – ставят его в отчаянное положение.

Надо сигнализировать, что сплоченная группа руководящих работников студии (партийных старых) ведет самую непримиримую борьбу против ЮРКО, заявляя о своем недоверии ему. ЭЙДЕМАН, БРОДСКИЙ73, КАНЕВСКИЙ74 (член бюро), ЦАП, СИРОТА в один голос говорят, что ЮРКО надо снять. Говорят правильно, но слишком много, причем иногда забывают о необходимости работать, компенсировать недостатки ЮРКО своей работой.

Такое положение на студии при наличии еще одной сложности – ДОВЖЕНКО – является невозможным для практической работы, неприемлемым.

Без устранения этих недостатков в руководстве студией невозможно ее поднять. Нужен крепкий директор, который бы работал на студии 2-3 года подряд, имея большую поддержку ЦК и Ком[ите]та п[о] д[елам] кино.

4) ДОВЖЕНКО. Его роль в развитии Киевской студии нуждается в глубоком анализе. Внешне он поднимает студию своим талантом, своей заботой о внешней культуре (сад, огород, цветы и т.д.), много отдает времени общественной жизни.

Но если заглянуть глубже, ДОВЖЕНКО систематически разваливает студию, ослабляет единоначалие, вносит массу сумбурных, неправильных предложений, систематически подрывает дисциплину и авторитет руководства, а также большинства режиссеров. Достаточно упомянуть, что вчера вечером 4.ХІІ после просмотра материала, СОЛНЦЕВА сказала мне: «ДОВЖЕНКО хорош только для себя, его советы другим всегда неточны и двусмысленны. Он – не педагог». Это большая и важная проблема.

Для оздоровления Киевской студии ДОВЖЕНКО должна быть создана отдельная мастерская во 2-м корпусе студии, а основная студия должна быть резко, категорически, организационно и практически отделена от него.

Примечание. Т[ов.] Герсонский. Как идет дело с подбором хорошей кандидатуры на вербовку под Довженко. Надо форсировать это мероприятие и как можно быстрее. [Подпись]. 23.ХІІ.40 г.

«Альберт» хотя и близок к Д[овженко], но он не дал нам глубокого анализа деятельности Д[овженко] и [Киевской] киностудии. То, что он сообщает, мы знали и без него, даже больше. [Подпись].

Верно: [подпись]

Александр Довженко

Справка: «Альберт» – агент 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР. Связь с ним в Киеве осуществлялась по заданию Москвы.

Донесение частично использовали в спецдоклад[е] о настр[оениях] укр[аинской] интеллигенции.

Копия донесения направляется в Москву. [Подпись]

На первой странице документа резолюция фиолетовыми чернилами: «Тов. Смолкину. Доложите намеченную для „В“ кандидатуру. [Подпись]. 25/ХІІ».

ОГА СБ Украины, ф.65, ед. хр.С-836, т.1, ч.ІІ, лл.373-376. Машинопись на бланке. Заверенная копия.

Конец второй части. Продолжение следует…

Примечания:

1Большаков Иван Григорьевич (1902-1980) — советский государственный деятель, организатор кинопроизводства. В 1939 г. возглавил Комитет по делам кинематографии при СНК СССР; в 1946 г. министр кинематографии СССР; с 1953 г. был первым заместителем министра культуры СССР, заместителем министра внешней торговли СССР, заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами.Назад к тексту.

2Вышинский Андрей Януарьевич (1883-1954) — советский политический деятель, юрист, дипломат; генеральный прокурор СССР в сталинских судебных процессах 1930-х гг.Назад к тексту.

3Речь идет о собрании актива Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, состоявшемся в Москве 15-16 августа 1939 г., на котором присутствовало более 300 киноработников. Мероприятие было посвящено приему дел новым руководством Комитета и задачам кинематографии во второй половине 1939 г. С докладом выступил председатель Комитета И.Г.Большаков, в дебатах приняли участие заместитель председателя Совнаркома СССР А.Я.Вишинский, режиссеры М.И.Роом, Г.В.Александров, А.П.Довженко и др. «Громом аплодисментов встретили участники актива предложение режиссера А.Довженко послать приветствие вождю народов всего мира товарищу Сталину. Текст приветствия, зачитанный тов. Довженко, был принят единогласно», — сообщала газета «Кино». И далее: «С большим вниманием выслушал актив яркое и содержательное выступление режиссера А.Довженко.

— У меня создается впечатление, говорит тов. Довженко, — что наше искусство сейчас болеет “благополучизмом”. Эта болезнь вызывает холод и штамп, которые уже начинают чувствоваться в некоторых наших картинах.

— Наши успехи значительны, — продолжает А.Довженко, но они станут еще большими через 2-3 года, когда к творчеству придет созревающая талантливая молодежь. Мы должны сказать этой молодежи, что ей надо учиться работать у партии и правительства, учиться у жизни, у полей и площадей, у армии и железных дорог, учиться друг у друга. Наша действительность — самый замечательный учитель. Кто внимательно прислушивается к ней, кто глубоко проникает во все поры жизни, тот будет работать хорошо, тот сможет сердечно и просто показать на полотне все то лучшее, что свойственно великому народу нашей счастливой родины.

Далее тов. Довженко говорит о необходимости деловой товарищеской критики. Такая критика сейчас отсутствует, хотя даже самые талантливые произведения не лишены ошибок, которые следовало бы разобрать. — Разница между нами, гражданами Союза Советских Социалистических Республик, и прочими людьми, населяющими земной шар, — говорит тов. Довженко, — заключается в том, что наше общество построено не на частной собственности. В мировой же драматургии, насчитывающей тысячелетия, все основано на действиях и страстях человека, воспитанного в условиях частнособственнического общества. Старыми драматургическими приемами невозможно поэтому строить современное советское художественное произведение, полное больших страстей и великих дел. Поэтому мы должны учиться новой драматургии не только у великих драматургов прошлого, но и у самого замечательного драматурга — у народа, который творит новую жизнь» (На собрании актива Комитета по делам кинематографии при СНК Союза ССР: [Ред. ст.] // Кино. — 1939. — 18 августа).Назад к тексту.

4Чернявский Лев Николаевич — российский деятель в области культуры и искусства. Назад к тексту.

5Подчеркнуто красным карандашом.Назад к тексту.

6В оригинале было: «и т.д.». Вместо этого вписано слово «очень» (предположительно).Назад к тексту.

7Так в тексте. Скорее всего, речь идет о С.Разине.Назад к тексту.

8Дом творчества кинематографистов «Болшево» построен в 1930-х гг. Расположен в г. Королев Московской обл.Назад к тексту.

9Каннский фестиваль должен был состояться в 1939 г.; 15 августа 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «О международном фестивале в г. Канны» (Кремлевский кинотеатр. 1928-1953: Документы. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. — С.563). Советский Союз должен был представлять фильм М.Ромма «Ленин в 1918 году». Из-за начала Второй мировой войны фестиваль не состоялся.Назад к тексту.

10Здесь и далее в документе подчеркнуто красным карандашом.Назад к тексту.

11Слово «живет» вписано от руки, подчеркивание — машинопись.Назад к тексту.

12Речь идет о подписанном 23 августа 1939 г. договоре о ненападении между Германией и Советским Союзом, более известным, как пакт Риббентропа-Молотова. В тайном протоколе к договору определялись сферы взаимных интересов. После подписания договора СССР начал сближение с Германией.Назад к тексту.

13 Косиор Станислав Викентьевич (1889-1939) — советский партийный и государственный деятель; один из организаторов голода в Украине 1932-1933 гг. В 1928-1938 гг. — генеральный секретарь и первый секретарь ЦК КП(б)У, в 1938 — заместитель председателя Совнаркома СССР. Расстрелян. Назад к тексту.

14Любченко Панас Петрович (1897-1937) — советский партийный и государственный деятель; с 1934 г. председатель Совнаркома УССР. Покончил жизнь самоубийством.Назад к тексту.

15Речь идет о документальном фильме «Освобождение» (Киевская киностудия художественных фильмов, 1940, автор сценария А.Довженко, режиссеры А.Довженко, Ю.Солнцева).Назад к тексту.

16Отношения с председателем Комитета по делам кинематографии И.Большаковым вскоре ухудшились до того, что Довженко даже сравнивал его с Гитлером: «Два врага искалечили мне жизнь. Первый Гитлер, отнявший у меня народ, хату и несчастных родителей. Второй — Большаков, выгнавший с работы мою жену, отнявший у меня деньги, связал мое творчество по рукам и ногам и пригревает у себя моих убийц», — записал кинорежиссер 21 апреля 1942 г. (Довженко О.П. Щоденникові записи, 1939-1956 = Дневниковые записи, 1939-1956 / О.П.Довженко; худож.-оформлювач О.М.Іванова. — Харків: Фоліо. — С.108-109).Назад к тексту.

174 июня 1940 г. Уинстон Черчиль выступил перед Палатой Общин с речью, известной, как «Мы будем сражаться на пляжах», где сообщил о постигшей союзников военной катастрофе и предупредил о возможном вторжении Германии.Назад к тексту.

18 Смолич Юрий Корнеевич (1900-1976) — украинский писатель, журналист, театральный критик; информатор советских органов госбезопасности.

Бажан Микола Платонович (1904-1983) – украинский поэт, переводчик, сценарист, критик, общественный и государственный деятель; информатор советских органов госбезопасности.
Назад к тексту.

19Речь идет о резиденции митрополитов Буковины и Далмации. Сейчас здесь расположен Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича.Назад к тексту.

20Дефензива — государственная организация в Польше, занимавшаяся контрразведкой и выполнявшая роль политической полиции.Назад к тексту.

21Слово «Хрущева» вписано от руки.Назад к тексту.

22«Сталин» вписан от руки.Назад к тексту.

23Трест «Украинфильм» расформирован еще в марте 1938 г.Назад к тексту.

24Вишневский Всеволод Витальевич (1900-1951) — советский писатель, драматург, сценарист. Назад к тексту.

25Здесь и далее в документе квадратными скобками обозначен текст, зарисованный черным цветом.Назад к тексту.

26А.Довженко был назначен художественным руководителем Киевской студии художественных фильмов в октябре 1940 г.Назад к тексту.

27Фильм производства Киевской киностудии «Большая жизнь» (1939, первая серия) таки получил Сталинскую премию II степени в 1941 г. Отметим, что вторая серия указанной киноленты («Союздетфильм», 1946) была запрещена.Назад к тексту.

28В 1940 г. газета «Правда» опубликовала две рецензии на фильм «Большая жизнь» — случай довольно редкий. Рецензия в номере от 17 января была положительной, однако как недостаток указывалось усложнения сюжета: «Следует упрекнуть авторов фильма в излишнем усложнении сюжета. К чему, в самом деле, первая сцена с отъездом молодого инженера Петухова. Ведь в центре картины — Харитон Балун. Побочная линия сюжета быстро теряется, ускользает от зрителя. Незачем было ее и вводить» (Кружков Н. «Большая жизнь»: (Новая картина производства Киевской киностудии. Реж. Л.Луков, сценарий П.Нилина) // Правда. — 1940. — 17 января). В донесении же речь идет о рецензии от 3 ноября. Отсутствие подписи, полностью хвалебный тон указывает на ее заказной характер. Сначала автор (авторы) сокрушается, мол, критика не оценила все преимущества фильма. А они — огромные! Далее перечисляются все достоинства, а в конце звучит почти как ода: «Творческие работники советского кино одержали не одну блестящую победу, идя по пути, который указал им Ленин и который указывает товарищ Сталин. Созданы произведения, которыми по праву гордится наш народ, которые стали деятельными участниками современности, социалистического строительства, нашей суровой и прекрасной борьбы за полное и окончательное торжество коммунизма. К числу таких произведений и принадлежит “Большая жизнь”» («Большая жизнь»: [Ред. ст.] // Правда. — 1940. — 3 ноября). По странному стечению обстоятельств через несколько дней исключительно положительная рецензия появляется и в «Известиях» (Мирлэ М. «Большая жизнь»: (Производство Киевской киностудии // Известия. — 1940. — 14 ноября). Поэтому неудивительно, что картина получила Сталинскую премию.Назад к тексту.

29Арнштам Лев Оскарович (1905-1979) — советский сценарист, кинорежиссер.Назад к тексту.

30Рапопорт Владимир Абрамович (1907-1975) — советский кинооператор и кинорежисер.Назад к тексту.

31Охрименко (Охременко) Вадим Иванович (1900-1940) — украинский писатель, сценарист, журналист.Назад к тексту.

32Рыльский Максим Тадеевич (1895-1964) — украинский поэт, переводчик, публицист, общественный деятель, языковед, литературовед.Назад к тексту.

33Соколов Григорий Григорьевич (1904-1973) — советский военачальник, генерал-лейтенант.Назад к тексту.

34Дудко Николай Емельянович (1901-1978) — врач-хирург. Муж П.П.Довженко — родной сестры А.П.Довженко.Назад к тексту.

35Анненский Исидор Маркович (1906-1977) — советский кинорежиссер, сценарист.Назад к тексту.

36Здесь и далее в документе подчеркнуто простым карандашом.Назад к тексту.

37Ищенко Александр Семенович (Ищенко Иван Моисеевич) (?-1952) — украинский театральный режиссер, актер, ассистент А.П.Довженко. Назад к тексту.

38Довбищенко Виктор Семенович (1910-1953) — украинский режиссер, театровед, педагог.Назад к тексту.

39Речь идет о короткометражном агитфильме «Чей кандидат?», снятым режиссерами В.Довбищенко и В.Галицким.Назад к тексту. \

40Ляховецкий Владимир Филиппович (1906-?) — украинский кинорежиссер; ассистент режиссера в фильмах А.П.Довженко «Иван», «Щорс».Назад к тексту.

41Игнатович (наст. Балинский) Игнат Игнатьевич (1898-1978) — украинский театральный и кинорежиссер, актер, педагог.Назад к тексту.

42Курбас Лесь (наст. Курбас Александр-Зенон Степанович; 1887-1937) — украинский режиссер театра и кино, актер, теоретик театра, драматург, публицист. Жертва сталинских репрессий.Назад к тексту.

43Фильм снят не был.Назад к тексту.

44Кучвальский Виталий Павлович (1907-после 1962) — украинский кинорежиссер.Назад к тексту.

45Красий Николай Павлович (1908-1963) — украинский кинорежиссер.Назад к тексту.

46Володарский Матвей Израилевич (1908-?) — советский кинорежиссер. Назад к тексту.

47Бучма Амвросий Максимилианович (1891-1957) — украинский актер, театральный режиссер, педагог.Назад к тексту.

48Постановку фильма «Песня об Олексе Довбуше» (автор сценария Л.Дмитерко) Комитет по делам кинематографии при СНК СССР поручил А.М.Бучме и М.П.Красию. Подготовительный период был установлен с 1 октября по 31 декабря 1940 г. С 1 января в Карпатах должны были начаться натурные съемки зимних эпизодов. В октябре А.Бучма и М.Красий начали разработку режиссерского сценария. К участию в работе над фильмом пригласили также художника А.Петрицкого и композитора К.Данькевича (В групі фільму «Пісня про Олексу Довбуша»: [Ред. ст.] // За більшовицький фільм. — 1940. — 23 жовтня). В конце концов, фильм передали И.Кавалеридзе, однако из-за войны картина завершена не была.Назад к тексту.

49 Юрко Петр Николаевич — организатор кинопроизводства, директор Киевской киностудии. Назад к тексту.

50Цап Абрам Львович — организатор кинопроизводства. Погиб во Второй мировой войне.Назад к тексту.

51Сирота Александр Григорьевич (1901-?) — заведующий сценарным отделом Киевской киностудии.Назад к тексту.

52Несколько слов вычеркнуто.Назад к тексту.

53Режиссер фильма «Истребители» (1939 г.) — Е.Пенцлин, «Пятый океан» (1940 г.) — И.Анненский.Назад к тексту.

54Спешнев Алексей Владимирович (1911-1994) — советский сценарист, кинорежиссер.Назад к тексту.

55Мицкевич Адам (1798-1855) — польский поэт, деятель национально-освободительного движения.Назад к тексту.

56Подчеркивание — машинопись. Дата — предположительная.Назад к тексту.

57Редько Федор Андреевич (1905-1981) — украинский государственный деятель, историк, литературовед.Назад к тексту.

58Подчеркнуто красным карандашом.Назад к тексту.

59Кричевский Федор Григорьевич (1879-1947) — украинский художник, педагог.Назад к тексту.

60Выделено синим карандашом двойной вертикальной линией.Назад к тексту.

61Вавилов Николай Иванович (1887-1943) — советский ученый-генетик, академик АН СССР и АН УССР. Арестованный по сфальсифицированным обвинениям. Умер в тюрьме.Назад к тексту.

62Цицин Николай Васильевич (1898-1980) — советский ботаник, генетик, селекционер. Академик АН СССР. Поддерживал идеи Т.Д.Лисенко.Назад к тексту.

63Дольд-Михайлик Юрий Петрович (1903-1966) — украинский писатель, сценарист.Назад к тексту.

64Лазурин (наст. Баевский) Соломон Моисеевич (1899-1959) — украинский сценарист.Назад к тексту.

65Кавалеридзе (1887-1978) — украинский скульптор, кинорежиссер, драматург, сценарист, художник кино.Назад к тексту.

66Шмидтгоф (наст. Лебедев-Шмидтгоф) Владимир Георгиевич (1900-1944) — советский кинорежиссер.Назад к тексту.

67Френкель Лазарь Самойлович (1904-1978) — украинский кинорежиссер, сценарист, актер.Назад к тексту.

68Штрижак Александр (Арон) Залманович (1894-1941) — украинский кинорежиссер.Назад к тексту.

69Гричер-Чериковер Григорий Зиновьевич (1898-1945) — советский кинорежиссер, сценарист.Назад к тексту.

70Уманский Александр Михайлович (1902-?) — украинский кинорежиссер.Назад к тексту.

71Семенов Д. — директор Киевской киностудии.Назад к тексту.

72Канторович Абрам Григорьевич – организатор кинопроизводства. В конце 1930-х гг. директор Киевской киностудии, главный диспетчер Главного управления по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.Назад к тексту.

73Бродский Б.Л. — главный инженер Киевской киностудии.Назад к тексту.

74По всей видимости, речь идет о Каневском Борисе Михайловиче (1908-?), окончившим Киевский ГИК, впоследствии режиссером Киевской киностудии.Назад к тексту.

BEAT
Косаковский
Manhattan
Proskurina
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»