Рецензии

Токсичные мстители — Еще один «Отряд самоубийц»

В прокате и на HBO Max вышел новый «Отряд самоубийц». Свежую кровь в супергероику впрыскивает Джеймс Ганн. Чем этот кинокомикс отличается от десятков других, размышляет Павел Пугачев.

На берег островного государства в Карибском море высаживается кучка американских наемников. Нескольких одаренных уголовников, которым обещали скостить срок за выполнение особо опасного и совершенно секретного задания, отправили отобрать оружие массового поражения у военной хунты. Кто-то из них покажется зрителю смутно знакомым, но особо привязываться не стоит — многих весело превратят в фарш еще до вступительных титров.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет». Реж. Джеймс Ганн. 2021
И все же это вполне традиционная супергероика, не сильно удивляющая после «Дэдпула» и двух сезонов «Пацанов».

Если вы вдруг не смотрели «Отряд самоубийц» 2016 года, то можете не торопиться наверстать упущенное. Студия Warner Bros., кажется, и сама не прочь забыть о странном и поразительно невразумительном даже по меркам студийного продукта фильме, собранном из отснятого Дэвидом Эйром материала. Но, вызвав недоумение у критиков, та хаотичная двухчасовая нарезка удивительным образом собрала огромную кассу, так что… Появился новый «Отряд самоубийц». В оригинале даже название не стали менять, лишь добавили определенный артикль.

«Джокер» —  Шутки в сторону «Джокер» — Шутки в сторону

Фильм Джеймса Ганна — самостоятельное творение, очередная попытка доказать, что дорогущий, созданный под пристальным присмотром многочисленных департаментов комикс может быть радикальным авторским высказыванием. Или, по меньшей мере, казаться таковыми. Судя по радушному приему «Джокера» и четырехчасовой версии «Лиги справедливости», определенные успехи на этом тернистом пути достигнуты.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет». Реж. Джеймс Ганн. 2021

Залогом удачи нового «Отряда» стало то, что Warner перехватил у Disney Джеймса Ганна — режиссера «Стражей галактики» отстранили от текущих дел из-за скандала с разлетевшимися по сети идиотскими шутками десятилетней давности (в давно удаленном твиттер-аккаунте режиссер хохмил про изнасилования, инцест и холокост, — пришлось оправдываться за ошибки юности). Пока обсуждали этику, режиссер подписал выгодный контракт с конкурентами. Тут же последовала восторженная реакция фан-базы постановщика, чуть было не «отменивших» Disney. В итоге одна корпорация стала выглядеть смелее, другая — прогрессивнее, в выигрыше остались все. Ганн снял «Отряд самоубийц», а также сезон его грядущего сериала спин-оффа, и вот-вот приступит к третьим «Стражам галактики» (снова с Disney и Marvel). Как безжалостна культура отмены!

Тут ради пары гэгов могут перебить деревню невинных людей, но потом обязательно напомнят, что поступать так не следует.

На «Отряд» режиссер получил карт-бланш, это заметно с первых кадров. Начинавший сценаристом на легендарной трэш-студии Troma Ганн вспоминает лихую молодость, но лишнего себе не позволяет. Да, это кино, пожалуй, не подойдет для семейного просмотра, но трудно поверить, что оно всерьез кого-то возмутит. Здесь, конечно, ругаются матом через слово (в дубляже эту лингвистическую особенность, разумеется, поправили), кровь льется литрами и части тела разлетаются на все стороны света, и все же это вполне традиционная супергероика, не сильно удивляющая после «Дэдпула» и двух сезонов «Пацанов». Чего не скажешь про ранние эксперименты ганновской alma mater — «Токсичных мстителей» и «Сержанта Кабукимена».

«Отряд самоубийц: Миссия навылет». Реж. Джеймс Ганн. 2021
В двенадцать лет каждый мечтал о фильме, в котором говорящая голосом Сталлоне ходячая акула разрывала бы людей на части

Ганн всегда играл по тем правилам, что диктовал ему выбранный формат. «Трома» так «Трома», «Марвел» так «Марвел». Пересматривая сегодня его первые режиссерские работы, удивляешься, насколько же это традиционное по драматургии и выразительным средствам кино. Неудивительно, что сентиментального и в меру нахального автора, фонтанирующего идеями и способного из любой похабщины собрать внятную историю, приметили крупные игроки. Ганн в «Отряде самоубийц» не собирается рушить каноны жанра, он, как и прежде, вполне себе моралист, хоть и довольно специфического толка. Тут ради пары гэгов могут перебить деревню невинных людей, но потом обязательно напомнят, что поступать так не следует. И, конечно, в фильме не забудут обсудить личную травму каждого из главных героев, порассуждать о проблемах отцов и детей, напомнить о важности демократических институтов и вреде наркотиков. Не обойдется и без актуализации феминистских тенденций: Харли Квинн эффектно выходит из потенциально токсичных отношений, объективирует направо и налево. В общем, подает положительный пример подрастающему поколению.

Этот фильм настойчиво хочет стать культовым. И нет сомнений, что в сентябре «Отряд самоубийц» будет самым обсуждаемым фильмом в школьных коридорах, распадется на тиктоки, гифки и скриншоты. Может тут и взрослый рейтинг, но Джеймс Ганн, наплевав на паспортные данные, обращается к внутреннему подростку. В двенадцать лет каждый мечтал о фильме, в котором говорящая голосом Сталлоне ходячая акула разрывала бы людей на части, огромная морская звезда крушила города, а герой болел бы скитлстрянкой и блевал радугой.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет». Реж. Джеймс Ганн. 2021

Это безобразие — как только ритм начинает буксовать, кому-нибудь отрывают голову или включают радио, — местами вызывает истерический хохот и даже радует глаз. Есть пара неописуемых сцен с Марго Робби и десяток узнаваемых цитат из «Спасения рядового Райана». Отдельно хочется отметить дебютировавшую в Голливуде португальскую артистку Даниэлу Мелшиор, которая играет заспанную повелительницу крыс. В конце концов, сама идея скрестить «Скуби Ду» (к киноверсиям которого Ганн писал сценарии на заре своей успешной карьеры) с «Дэдпулом» как минимум заслуживает внимания и шумной компании для совместного просмотра.

Тут, наверно, стоит задуматься, какими еще средствами жанр может пересобирать сам себя, как долго пародия может пародировать пародию и с каких пор дорогостоящие студийные проекты из фильмов-зрелищ превратились в фильмы-мемы. Но думать после такого зрелища — это роскошь, которую трудно себе позволить.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: