Фестивали

Пять скандинавских хитов сезона


«О лошадях и людях» (Hross i Oss/Of Horses and Men)

Оказалось, что исландское кино, под которое в этом году собрали отдельную программу, в смысле жестокости может дать фору корейскому: в начале конкурсной «Металлической головы» 15-летнему рокеру наматывает на молотилку волосы и скальп; в «Фероксе» школьник сначала хладнокровно избивает, а потом убивает насильника своего брата; в «X молодой толстяк-сенатор коротает Полярную ночь, предаваясь пьянству, насилию и разврату. Сразу в нескольких картинах запечатлено опасное вождение трактора. «О лошадях и людях» — полнометражный дебют актера Бенедикта Эрлингссона (он играл переводчика при исландском бизнесмене в «Самом главном боссе» Триера; сам бизнесмен — Фридрик тор Фридриксен — Эрлингссона продюсирует). Это сборник макабрических анекдотов про повседневную жизнь исландской долины, населенной грубыми, сильно пьющими людьми, которые существуют в тесном контакте с лошадьми (в начале фильма жеребец взбирается на кобылу, игнорируя всадника — и это еще не самый яркий эпизод). Смерти и тяжкие телесные тут внезапны и нелепы, публику кидает то в хохот, то в ужас — за этот аттракцион картина, видимо, и получила на фестивале приз зрительских симпатий.

«Тихий рев» (The Quiet Roar)

Под конец седьмого десятка у Марианны находят неоперабельную опухоль, и она отправляется в клинику, в которой под влиянием LSD и при помощи ассистентки в исполнении Ханны Шигуллы, погружается в свои воспоминания о прошлом: детях и муже, от которых давно ушла. «Тихий рев» — третий фильм шведского режиссера Хенрика Хельстрема, путешествие человека внутрь себя, через жизнь к смерти, принятию и покою. По настроению, ощущениям, он напоминает «Примесь»
(Upstream Color), это тоже визуальная медитация с медицинским экспериментом и при минимальном нарративе — только холоднее, яснее и взрослее. Оператор фильма Фредрик Вензель получил на фестивале приз имени Свена Нюквиста.

«Бетонная ночь» (Betongat/Concrete Night)

Финский режиссер Пирьо Хонкасало начинала в игровом кино, потом много лет снимала документальное (в числе ее работ — «3 комнаты меланхолии», выдающееся визуальное полотно о ритуалах и инициации, снятое в Чечне и в Нахимовском училище в Петербурге), а теперь снова вернулась к игровому. «Бетонная ночь» — тоже во многом киномедитация, хотя с гораздо более, чем в «Тихом реве», отчетливым сюжетом. Это экранизация романа про подростка, который проводит последнюю ночь с братом, осужденным и наутро уходящим за решетку. Поверив в монолог старшего о грядущем конце света и пожирающих человеческие тела скорпионах, младший отправляется в бетонный лес окраинного Хельсинки, чтобы приблизить гибель человечества. Черно-белое апокалиптическое кино, еще один пункт в списке «последних фильмов», в которых без иронии и оглядки задаются последние вопросы. Интервью с Пирьо Хонкасало читайте в блоге «Сеанса» на этой неделе.

«Бабушки на тропе войны» (Shirley&Hinda/Two Raging Grannies)

На фестивале второй год проходит конкурс скандинавского документального кино, и лишь немногие из восьми отобранных работ сняты, собственно, в Скандинавии; выходит так, что северные документалисты ищут сюжеты подальше от дома. «Бабушки на тропе войны» норвежского режиссера Хаварда Бустенса — комедийный роуд-муви про двух благообразных американских старушек на инвалидных колясках, которые пытаются выяснить причины глобального экономического кризиса: начав как вольнослушательницы университетского курса по истории финансов, они добираются до Уолл-стрит, чтобы ворваться на конференцию и спросить: «Почему вы все считаете, что экономика обязательно должна расти?»

«Публичные бани» (Bath House/Simhall)

Короткометражка про странный случай в публичной бане, все посетители и единственный сотрудник которой — анемичные животные в человеческой одежде. Кое-кто из них хулиганит и ворует из сейфа хлорку — и ситуация из просто странной становится опасной. Если бы в «Бесподобном мистере Фоксе» была Скандинавия, события «Публичных бань» происходили бы там.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: