Что смотреть на «Послании к человеку»
«Франкофония». Реж. Александр Сокуров. Фильм закрытия
prw1
«Франкофония» встраивается в ряд — теперь уже длинный — музейных фильмов Сокурова. Это своего рода гибридное кино: документальная реконструкция, философское размышление и историческая фантазия в одном, — картина, которая совмещает в себе парадоксальность изложения и значительность замысла. Фильм Сокурова живет по каким-то своим, непривычным современному кино законам: может быть то бабочкой, то бегемотом, то Наполеоном, то Марианной. Он серьезен и в то же время ироничен, легок на подъем. Как если бы Ника Самофракийская перестала быть каменной, отрастила себе голову и вдруг упорхнула, чтобы посмотреть сверху и на Париж, и на кинематограф, и вообще на всю ту удивительную абсурдную жизнь, которая творится на Земле. Показ на петербургском «Послании» — российская премьера «Франкофонии», только что принятой профессиональной публикой двух крупнейших международных фестивалей: в Торонто и в Венеции.
2 октября в БДТ
«Странные частицы». Реж. Денис Клеблеев. Международный конкурс
Лето, студенческий лагерь: танцы, выпивка, веселье. Но главный герой документального блокбастера «Странные частицы» — молодой ученый Константин Анатольевич — приехал сюда с другими целями. Он будет учить студентов квантовой физике и мешать им радоваться жизни. О фильме Дениса Клеблеева, который вошел в главный, международный конкурс «Послания к человеку», «Сеанс» уже писал: это безупречное кино. «Странные частицы» будут бороться за главный приз фестиваля с еще девятью полнометражными документальными фильмами, а также короткометражными (документальными, игровыми, анимационными); всего претендентов на награду больше сорока. Что касается короткометражек, то на фестивале можно будет увидеть новую работу Виктора Косаковского («Ветрянка») и бронзового лауреата каннской программы Cinefondation («Возращение Эркина»). Важная подробность: в этом году «Послание к человеку» делает щедрый подарок петербургскому студенчеству — при предъявлении студенческого билета билеты на конкурсные фильмы можно получить бесплатно!
Международный конкурс — 26 сентября по 3 октября в «Великан Парке»
«Те, кто чувствует огонь». Реж. Морган Книббе. Международный конкурс
Молодой нидерландский документалист Морган Книббе снял фильм об одной из самых острых проблем современной Европы, которая в последние недели опять обосновалась в новостных заголовках, — беженцы, пытающиеся попасть в ЕС. Но режиссёр строит свою картину не как публицистику или репортаж, а преломляет трагический сюжет поэзией: душа мужчины, погибшего во время опасного путешествия через море, отправляется на поиски родных и наблюдает за жизнью беженцев на границах Европы. «Те, кто чувствует огонь», в котором звучит семь разных языков, — один из нескольких фильмов конкурса о тех людях, которые редко попадают в объектив кинокамеры. К ним же относится, например, «Свободная пуля», главным героем которой стал сенегальский священник-расстрига, и «По другую сторону», в котором режиссёр-итальянец погружается в пугающий мир маргиналов американского Юга.
Международный конкурс — с 26 сентября по 3 октября в «Великан Парке»
«Вместе». Реж. Денис Шабаев. Национальный конкурс
Роуд-муви об отце и дочери, которые редко видятся и почти никогда не остаются вдвоем. Теперь они наедине, в машине, две камеры наблюдают за обоими. Как и «Странные частицы», «Вместе» снят выпускником школы Марины Разбежкиной. Работа Дениса Шабаева будет соревноваться за приз национального конкурса документальных фильмов, которое в этом году оценивает жюри философов под председательством Михаила Ямпольского (открытые дебаты этой судейской коллегии обещают стать одним из самых ярких событий фестиваля). Кроме того, в программе — два с небольшим десятка фильмов самого разного рода, включая очерк о вере и психоделическом транс-театре («Заплыв»), историю военного журналиста, уехавшего на крайний север («Камчатка: лекарство от ненависти») и еще множество картин из самых разных регионов. Половина работ в конкурсе — режиссерские дебюты.
национальный конкурс — с 26 сентября по 2 октября в «Великан Парке» и «Лендоке»
«Небесное тело». Реж. Аличе Рорвакер. Специальный показ
В прошлом году на «Послании к человеку» был показан один из лучших фильмов 2014 года — «Чудеса» Аличе Рорвакер. К сожалению, автор не смогла представить тогда фильм лично. Осенью 2015 года фестиваль исправляет эту несправедливость. Один из самых многообещающих режиссеров современной Италии приезжает в Петербург, чтобы показать другой свой фильм — дебютное «Небесное тело» (2011) — и провести мастер-класс.
26 сентября в «Родине»
Dreams Rewired. Реж. Маню Лукш, Мартин Рейнхарт, Томас Тоде. Специальный показ
Видеомедитация, голосом Тильды Суинтон рассказывающая об истории электронных и электрических медиа с начала XX века. В картине используется уникальная хроника из более чем 200 источников, часть кадров демонстрируется впервые.
27 сентября в «Великан Парке»
«Асфальт». Реж. Самюэль Беншетри. Специальный показ
Один из каннских хитов этого года, нетипичная для французского кино трагикомедия про многоквартирный дом на окраине Парижа и его неудачливых обитателей. Изабель Юппер играет спившуюся актрису, которая безрезультатно ходит на кастинги, а Майкл Питт в роли глуповатого американского астронавта случайно приземляется на крышу, чтобы надолго застрять в гостях у доброй арабской тетушки.
27 сентября в «Великан Парке»
«Любовь 3D». Реж. Гаспар Ноэ. Программа «Кино сверхреальности»
В этом году на «Послании» представлена большая программа важнейших фильмов года. Называется она «Кино сверхреальности» (куратор — Андрей Плахов). Нашлось в ней место и одному из самых скандальных участников каннского фестиваля — фильму Гаспара Ноэ «Любовь». Картина, о которой с жаром спорили в начале лета, не выйдет в широкий российский прокат (почему — спросите Минкульт), так что показы «Послания» — возможно, единственная возможность посмотреть его в Петербурге на большом экране. Насколько важен этот просмотр, можно судить хотя бы по тому, что без «Любви» не возникло бы и другой спецпрограммы «Послания к человеку» — «50 оттенков всякого», погружающей зрителей в эротический киноконтекст этого года.
27 сентября в «Великан Парке»
«Дипан». Реж. Жак Одиар. Программа «Кино сверхреальности»
Победитель последнего Каннского фестиваля, новая работа Жака Одиара, российская премьера, проблемы эмигрантов, харизматичный главный герой, который из участника группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама» превратился во французского дворника (или попытался превратиться) — нужны ли какие-то еще рекомендации, чтобы посмотреть его на большом экране?
28 сентября в «Великан Парке»
«Кладбище великолепия». Реж. Апичатпонг Веерасетакун. Программа «Кино сверхреальности»
Тайский режиссер и художник, победитель Каннского фестиваля, опять погружается в тропические сны, наполненные преданиями и суевериями. Хотя действие на сей раз происходит в городе, все равно рядом джунгли и история, сращенная с мифологией. Город называется Кхонкэн, расположен на северо-востоке Таиланда, в провинции Исан. Здесь сильно влияние традиций соседней Камбоджи, культуры кхмеров с их склонностью к магии и анимизму. В Кхонкэне прошло детство режиссера, чьи родители были врачами, так что ему хорошо знаком мир больницы. В фильме этот мир присутствует как самодостаточный микрокосм. Премьера «Кладбища» состоялась в Каннах; фильм почему-то не попал в основной конкурс, однако очень понравился критикам. Режиссер подробно рассказал о своей картине в интервью «Сеансу».
1 октября в «Великан Парке»
«Мустанг». Реж. Дениз Гамзе Эргювен. Программа «Кино сверхреальности»
Фильм, сразу же после показа в каннском «Двухнедельнике режиссеров» получивший от журналистов лейбл «Турецкие „Девственницы-самоубийцы“». Главные героини — пять молодых сестер, которые носят европейскую одежду, но живут в патриархальной мусульманской провинции. Это очень ладно сделанное и (несмотря на постепенно нарастающий трагизм ситуации) очень зрительское кино, к которому сложно придраться, да и незачем, сейчас активно путешествует по миру: недавно «Мустанг» получил главный приз на сахалинском кинофестивале «Край света».
2 октября в «Великан Парке»
«Новейший завет». Реж. Жако Ван Дормель. Программа «Кино сверхреальности»
Сложно устроенная, насыщенная гэгами комедия о вздорном Боге, который живет в Брюсселе. Этому фильму, снятому автором «Господина Никто» сорок минут рукоплескали в Каннах, во время премьеры в рамках «Двухнедельника режиссеров» Подробнее о фильме — здесь.
29 сентября в «Великан Парке»
«30 лет анимации. Королевский Колледж Искусств»
Специальная программа анимационных фильмов, сделанных студентами знаменитого Королевского колледжа искусств. Среди выпускников этого учебного заведения: братья Куэй, которые изучали иллюстрацию в конце 1960-х годов, а также Пол Вестер, Фил Маллой и Вера Нойбауэр. на двух сеансах покажут сборник из короткометражек последних двадцати пяти лет. О стилистическом разнообразии представленных британскими кураторами работ можно судить хотя бы по двум роликам (ниже и выше). Это грустные, безумные, чудные фильмы.
27 и 28 сентября в «Великан Парке»
«Вдали от дома». Реж. Джей Розенблатт. Конкурс экспериментального кино In Silico
Новая работа выдающегося авангардиста Джея Розенблатта длится всего три минуты — это проявленная вручную кинохроника последних часов земной жизни Христа, снятая на целлулоидную пленку. Это лишь один из незаурядных сюжетов в нестандартном воплощении, собранных в конкурсе экспериментального кино In Silico. Здесь же можно увидеть буднично и необратимо погружающуюся под толщу идеологической (но при этом вполне материальной) воды Северную Корею, невероятные фигуры, сотканные в воздухе огромной стаей скворцов, связанных одной веревкой бразильских паломников, почти детективную история нелепой и трагической смерти, рассказанную в обратном порядке, трехмерную реконструкцию состоявшегося сто восемь лет назад теннисного матча, исповедь раскаявшегося убийцы, трогательный рассказ о воссоединении братьев, разлученных на тридцать лет, хронику абсурдного состязания небоскребов, одержимую «успехом» семью, разговаривающую цитатами из Ницше и Шопенгауэра, призраков, преследующих постояльцев шикарной гостиницы, построенной на месте вьетнамской тюрьмы. На первый взгляд между этими сюжетами нет ничего общего, но, тем не менее, вместе они составляют вполне конкретный «текст», в котором, как в романе-мозаике Кортасара, нет ни обязательного порядка, ни морали, ни четкой структуры, но зато есть что-то другое, трудно определимое, но важное, ради чего стоит пожертвовать и тем, и другим, и третьим.
25 фильмов, отобранных в экспериментальный конкурс, объединяет тема поиска новых тем и новых подходов ? поиска интуитивного и аналитического, систематического и «случайного». Для большинства режиссеров короткий метр ? лишь ступень на пути к «большому» кино. В экспериментальном коротком метре все немного по-другому. Экспериментальный конкурс ? это территория свободы от индустриальных стандартов и предрассудков, опробованных формул и клише, от диктатуры продюсеров, зрителей и реалий рынка, небольшое добровольное гетто для бессеребренников, фанатиков, затворников и нонконформистов.
Своеобразным контрапунктом к фильмам экспериментального конкурса служат ретроспективные показы фильмов классика «Центрнаучфильма» Владимира Кобрина Future Continuous, о которых читайте ниже.
С 28 сентября по 1 октября в «Великан Парке» и «Эрарте»
«Сокровище». Реж. Корнелиу Порумбойю. Программа «В роли самих себя»
59949-122294
«В роли самих себя» — так называется специальная программа Алексея Медведева, собравшая в себя фильмы, где реальная история и кинематографический сюжет прорастают друг в друга, а герои становятся актерами, одалживая самим себе на экране подлинные черты. Среди пяти фильмов медведевской подборки — словацкая «Коза» (премьера состоялась на Берлинале), бразильская «Кастанха», французская «Тусовщица» (лучший дебют в Каннах-2014), «После жизни» знаменитого японца Хирокадзу Кораэда. Но особое внимание привлекает румынское «Сокровище» Корнелиу Порумбойю — про незадачливого отца маленького мальчика, который вместе с товарищем отправляется в деревню на поиски сокровища. Фильм, как всегда у этого режиссера остроумный и изощренный, показывали в «Особом взгляде» минувшего Каннского фестиваля, где Порумбойю получил приз «За особый талант». Подробности в интервью для «Сеанса».
27 сентября в «Великан Парке»
«Future Continuous: Кинематограф Владимира Кобрина»
Обращение к кинематографу Владимира Кобрина «именно сегодня и именно сейчас» не случайно. За парадоксом и аллегориями киноязыка прослеживается квинтэссенция советской и российской истории. Владимир Кобрин проработал 30 лет на киностудии «Центрнаучфильм». Его фильмы финансировались государством, когда научно?популярное кино еще было востребовано системой. Но чем слабее становилось советско?российское кинопроизводство, тем ярче и самобытнее были фильмы Кобрина.
По воспоминаниям оператора его фильмов Михаила Камионского, ученые любили режиссера за то, что он не разжевывал научные истины, а «взрывал зрителю мозг». Этот «взрыв мозга» от интеллектуального монтажа Кобрина может испытать и зритель «Послания». В рамках спецпрограммы в киноцентре «Родина» пройдет круглый стол «Владимир Кобрин. Смерть научпопа — рождение автора», в котором примет участие постоянный оператор Кобрина Михаил Камионский, сейчас живущий в Германии.
27 и 28 сентября в «Родине»
«Войлок». Реж. Джейсон Бэнкер. Программа «50 оттенков всякого»
В рамках подчеркнуто сексуальной спецпрограммы об отношениях «50 оттенков всякого» состоится российская премьера новейшего фильма звезды американского независимого кино Джейсона Бэнкера. Когда-то он начинал как оператор-документалист, теперь стал продюсером и режиссером игрового кино.
У нас Бэнкер известен посетителям торрентов и фестивалей своим дебютом «Жабья тропа». «Тропа» была сплавом документальной драмы и хоррора, историей о том, как дрожит зыбь провинциальной реальности. «Войлок» играет с клише эротического триллера и гендерного фильма. В центре сюжета — актуальная художница Эми, которая разгуливает по Сан-Франциско в странных нарядах и совершает таинственные ритуалы.
Дополняют программу «50 оттенков всякого» две подчеркнуто британских картины: викторианская драма о фрустрации и призраках «Анжелика» с новой звездой Дженой Мэлоун и малобюджетный хит о полиамории и сексуальной свободе — «Игра в прятки», разыгранный в загородном доме четверкой актеров. Картина получила приз за лучший британский фильм в Эдинбурге.
«Войлок» — 1 октября в «Родине»
«Машина любви». Реж. Павел Руминов. Программа «50 оттенков всякого»
Можно ли проиграть bluray?диск в обычном видеомагнитофоне? Легко ли быть Ларсом фон Триером? Сколько живет любовь? Вопросов много, а ответов — нет. В жизни кинорежиссера Павла сложный момент: страсть ушла, а бывшая девушка Наташа напротив уйти никак не может. Может, она права? Так или иначе, голос возлюбленной звучит не только в телефонной трубке, но и в голове главного героя. Таков примерно сюжет нового фильма Павла Руминова «Машина любви», неофициальный показ-аттракцион которого пройдет в боевых условиях медиа-выставки Нового музея (о выставке см. ниже). В небольшом зале реконструированного видеосалона Павел Руминов покажет черновую версию картины, которую не видел еще никто и в которой он играет самого себя, а потом поговорит со зрителями о подробностях создания фильма и эпохе VHS, которой посвящена выставка.
1 октября в «Видеосалоне» (Новый музей)
«Искатели!». Реж. Джереми Кун и Тим Скаузен. Программа «Перемотка»
Феноменальная документальная история о двух мальчишках, которые потратили свое детство на то, чтобы переснять знаменитый фильм Стивена Спилберга об «Индиане Джонсе». Семь лет производства, десятки опаснейших трюков, исполненных подростками, одержимость кино и домашним видео (они снимали свой ремейк на VHS). Сегодня главным героям фильма уже по сорок, но они не оставили надежду снять самую сложную сцену — драку на аэродроме и взрывающийся самолет. Кун и Скаузен (соавторы фильма «Наполеон Динамит») следуют за вчерашними мальчишками, чтобы запечатлеть очередную порцию приключений.
«Искатели!» — один из трех фильмов программы «Перемотка», своеобразного трибьюта эре видеопрокатов и видеосалонов. Два других опуса: развязная фантазия на тему поточного джалло — «Монтажер» и глубокое документальное исследование наследия студии Cannon («Электро-бугало»), которая подарила миру фильмы с Чаком Норрисом и Дольфом Лундгреном и прочими американскими ниндзя.
29 сентября в «Великан Парке»
«Фассбиндер: любить, не требуя». Реж. Кристиан Браад Томсен. Специальный показ
detailed_picture
К 70-летнему юбилею Фассбиндера «Послание к человеку» покажет новейший документальный фильм о немецком гении — его премьера состоялась несколько месяцев назад в рамках Берлинале. «Фассбиндер: любить, не требуя» — это обстоятельный анализ Фассбиндера, человека и режиссера. В центре картины — уникальное интервью, снятое в конце 1970?х. Автор фильма, датчанин Кристиан Браад Томсен, познакомился с Фассбиндером еще в 1969 году, когда его «Любовь холоднее смерти» освистали на Берлинале. После этого они встречали много раз, Томсен брал у Фассбиндера интервью, записывал его на камеру, разговаривал с ним. В ходе фестиваля Томсен представит фильм, а за день до показа прочтет лекцию, посвященную знаменитому коллеге и герою.
29 сентября в «Великан Парке»
«От Калигари до Гитлера: Немецкое кино в эпоху масс». Реж. Рюдигер Зухсланд. Программа «Революция по-немецки: болевые точки»
В двухчасовой ленте, навеянной исследованиями Зигфрида Кракауэра, режиссер проводит параллель между кинематографом Веймарской республики и изменениями в немецком обществе с 1918 по 1933 год, т. е. с буржуазно?демократической революции до прихода национал?социалистов к власти. Откуда кино могло знать о психической травме, полученной после Первой мировой войны, страхе, кризисе и ожидании сильного лидера? Как оно смогло выразить предчувствие эпохи фашизма, предсказать его ужасы; моральный и политический упадок либерального общества?
Фильм Зухсланда вошел в программу «Революция по-немецки. Болевые точки», которая продолжает на фестивале немецкую тему. В той же программе — новейшая документальная лента «Немецкая молодежь», рассказывающая о возникновении террористической группировки RAF (Фракции Красной Армии).
30 сентября в «Великан Парке»
«Согласные на всё»
Специальная программа, состоящая из трех фильмов об одних и тех же героях — партизанской арт-группе The Yes Men (или же «Согласные на всё»), чей метод политического активизма называется «глушение культуры». Как правило, два активиста, которые составляют группу, маскируются под то, что они сами больше всего ненавидят, и разыгрывают подрывные мистификации: например, на их счету выпуск фальшивого тиража New York Post, посвященного глобальному потеплению, а в фильме «Согласные на всё посылают всех» они наряжаются в костюмы корпоративных топ-менеджеров и устраивают пресс-конференции от имени крупных компаний (не без успеха). Главное, пожалуй, достоинство The Yes Men — умение говорить о серьёзных проблемах (и менять отношение к ним) с юмором. Глуши культуру!
27 и 29 сентября, 1 октября в «Великан Парке»
«Священное семя». Реж. Оли Грудер. Программа «Верю не верю»
В программу Сэма Клебанова «Верю не верю» вошло шесть документальных фильмов о религии в современном мире и о том, как она уживается с секулярным обществом. «Священное семя» особенно интересно тем, что представляет взгляд изнутри: режиссер Оли Грудер до тридцати лет жил светской жизнью, а потом примкнул к общине хасидов. Тему для своего фильма он избрал животрепещущую: мастурбацию, которая в трактовке некоторых иудейских богословов является одним из самых страшных грехов. Несмотря на то, что в еврейских религиозных кругах тема табуирована, да и к кино отношение неодобрительное, режиссер получил поддержку от своего раввина.
29 сентября в «Великан Парке»
«Земля картелей». Реж. Мэтью Хайнеман. Программа «Панорама»
Во внеконкурсной программе «Панорама» — призер документального конкурса «Санденса», жесткое кино о нарковойнах вокруг границы Мексики и США, спродюсированное Кэтрин Бигелоу. Главные герои — лидеры добровольческих отрядов, действующих по обе стороны границы, в регионе, который уже десятки лет держит гангстерский картель под названием «Тамплиеры». Слово «война» в этом случае не преувеличение: камера Мэтью Хайнемана иногда оказывается посреди самых настоящих уличных боев.
29 сентября, 2 октября в «Великан Парке»
«Взгляд тишины». Реж. Джошуа Оппенгеймер. Программа «Панорама»
Продолжение «Акта убийства», без которого просмотр первого фильма едва ли можно считать полноценным зрительским опытом. На этот раз геноцид в Индонезии описывается не через палачей, а через жертв — стариков и их младшего сына, рожденного, чтобы заменить убитого старшего. Наверное, «Взгляд тишины» лучше «Акта убийства», но без первого фильма второй был бы невозможен. Подробнее о картине здесь.
27 сентября в «Великан Парке»
«Я Шарли». Реж. Эммануэль Леконт, Даниэль Леконт. Программа «Панорама»
Первая в кино попытка осмыслить произошедшее в редакции «Шарли Эбдо» в январе этого года, на днях впервые показанная публике на фестивале в Торонто. В документальном фильме, который в оригинале по-французски называется «Насмешка над смертью», используется много архивных кадров и новостной хроники, но самые эмоциональные моменты — интервью тех членов редакции, которые остались в живых. Естественно, не обходится и без этических вопросов, которыми в связи с трагедией задавались многие.
2 октября в «Великан Парке»
Ретроспектива Брийанте Мендосы
В этом году современный филиппинский классик Брийанте Мендоса возглавляет главное жюри фестиваля. В различных программах будут показаны три его ленты. В том числе и последняя, премьера которой прошла совсем недавно в Каннах — «Ловушка».
Мендоса вошел в число европейских фестивальных фаворитов примерно в то же время, что и Апичатпонг Веерасетакун: в 2008-м его удостоили награды в Каннах за режиссуру фильма «Бойня» (его тоже можно будет увидеть в рамках «Послания»). Это было кино из категории «невыносимых»: оно отслеживало, как ставший полицейским парнишка втягивается в орбиту чудовищного насилия, проходит школу жизни, готовясь к доблестной карьере в правоохранительных органах. Тогда филиппинские блогеры, недовольные «негативным образом» своей страны, подвергли Мендосу травле, но он на следующий же год выпустил еще один мрачный фильм — «Лолу». В случае с «Ловушкой» независимый оппозиционный режиссер взялся за проект, посвященный защите окружающей среды и поддержанный правительством Филиппин. Впрочем, фильм от этого не превратился в пропаганду. Подробнее о нем и о режиссере читайте в нашем материале.
«Ловушка» — 30 сентября в «Великан Парке»
«Лола» — 1 октября в «Родине»
«Бойня» — 2 октября в «Родине»
Ретроспектива Пьетро Марчелло
P1
Еще один из членов жюри — ставший уже знаменитым итальянский документалист Пьетро Марчелло. Только что он участвовал в конкурсе Локарно с фильмом «Прекрасная и потерянная» о герое комедии дель арте, который путешествует по Италии в компании говорящего быка (как уже можно догадаться, слово «документалистика» применительно к Марчелло следует понимать расширительно). Петербургу повезло — на «Послание» привезут эту картину, а также два других фильма Марчелло: фильм о классике документального кино «Молчание Пелешяна» (интервью о фильме можно прочитать в «Сеансе») и мощнейшую «Пасть волка», которую хочется порекомендовать к просмотру каждому, кто любит итальянское кино. Этот снятый в непарадной Генуе документальный фильм выглядит как забытый шедевр неореализма и рассказывает о героях, которых не увидишь даже на «Артдокфесте».
27-29 сентября в «Великан Парке»
Ретроспектива Желимира Жилника
ZIL1
Желимир Жилник принадлежит к тому редчайшему типу режиссеров, кто своими фильмами фактически придумал и изобрел свою страну в кино. Историю распавшейся Югославии можно изучать по его картинам. Он всегда был где?то рядом со своей камерой: участвовал в студенческих протестах 1968?го, наблюдал приведшие к власти Слободана Милошевича политические волнения, снимал репортажи о митингах против него, запечатлел окончательный переход страны к капитализму. Фильмография Жилника на сегодняшний день насчитывает 55 картин. Задача этой ретроспективы — проследить, как менялся творческий метод режиссера в зависимости от тех ограничений — социальных, политических, экономических, — с которыми ему приходилось сталкиваться. Перед нами режиссер, которому все время приходилось — порой болезненно — перепридумывать самого себя и свой метод, но при этом он не отступил от принципов, сформулированных в картине?манифесте «Черный фильм» (1971).
Жилник — еще один тайный гений европейского кино. «Сеанс» подробно писал о нем в своем номере «Длинная дистанция», теперь пришла пора встретиться с автором лично и посмотреть его кинофильмы. Их привезли восемь (четыре коротких метра и четыре — полных). Данная программа подготовлена как пролог к первой в мире полной ретроспективе Желимира Жилника, которая пройдет в Португалии на фестивале DocLisboa 2015.
27-30 сентября в «Родине»
Ретроспектива Рудольфа Томе
RUD1
Немецкий контекст фестиваля расширяется за счет приезда знаменитого современника Фассбиндера — режиссера Рудольфа Томе, который привезет на «Послание» три свои картины, снятые в золотое десятилетие немецкого кино. «Красное солнце» — парадоксальная криминальная драма о коммуне террористок?феминисток, сделанная с оглядкой на Годара, — чем?то похожа на психоделические эксперименты «Нового Голливуда»; потенциально сенсационный сюжет безмятежно разыгран в поп?артовых декорациях. Вендерс называл «Красное солнце» «первым в Германии игровым фильмом», имея в виду, что предыдущие были неосмысленными подражаниями Голливуду. «Сделано в Германии и США» тоже цитирует Годара в названии, но эта картина — совершенно иная: впервые попав в Нью?Йорк, Томе уже отказался от «американских» гангстерских сюжетов и сделал маленький, глубоко личный фильм о том, как распадается брак, со своей женой в главной роли. Фассбиндер плакал во время премьеры на Берлинском кинофестивале и спустя почти десять лет включил фильм в десятку лучших немецких картин послевоенного времени. Наконец, «Берлин Шамиссоплатц» — еще одно кино о любви, но не распадающейся, а, напротив, зарождающейся. Сюжет строится вокруг градозащитных протестов — но это только фон для тонко выписанной истории о романе студентки и архитектора, каждый из которых застрял в бесперспективных отношениях. Ранние фильмы Томе остаются потаенной классикой немецкого кино, которую после семидесятых почти невозможно было увидеть на большом экране даже в Германии.
28, 30 сентября и 2 октября в «Великан Парке»
Конференция «История кино как медиаархеология»
Медиаархелогия — молодая наука, изучающая исчезающие и исчезнувшие форматы и их влияние на изображение и содержание. На конференции в Петербурге выступит голландско-американский ученый Томас Эльзасер, который считается отцом медиаархеологии, а также Ольга Шишко, Михаил Степанов, Маша Годованная и Николя Рей (который также покажет свой фильм «Советская власть плюс электрификация», снятый в постперестроечной России на 16 мм камеру).
27 сентября на «Новой сцене Александринского театра»
Выставка RaumZeitPiraten
Оптико-акустическая инсталляция-перфоманс арт-коллектива RaumZeitPiraten(Германия) в пространстве музея современного искусства Эрарта.
«Эскизы невесомости» ? это серия вписанных в заданное пространство оптико-акустических инсталляций. Эти мирные архитектурные вторжения создают сюрреалистические композиции из света и звука. Основные элементы инсталляции ? различное лабораторное оборудование, оптические и акустические сенсоры, аудио-колонки, светодиоды, лазеры, увеличительные стекла, зеркала, моторчики. С их помощью создается особая мультимедийная среда, расширяющая возможности синестетического восприятия и изучения поэтического потенциала науки.
Событие проходит в рамках кинофестиваля Message to Man (26.09 — 3.10) и фестиваля синтеза искусства CROSS ART (30.09 — 5.10)
Выставка «Видеосалон в Новом музее»
В Новом музее на Васильевском острове в дни «Послания к человеку» «Сеанс» откроет выставку об эпохе видео. Помните импровизированные залы с рядами стульев и цветным телевизором, где за рубль можно было посмотреть американский боевик, фильм с Брюсом Ли и другие произведения категории B? Именно такое пространство — видеосалон — мы воспроизведем в музее. Также в программе — воспоминания очевидцев, артефакты тех времен и главный знаток отечественной видеокультуры, культовый кинокритик Станислав Ф. Ростоцкий.
С 26 сентября в Новом музее
Дело Beat: как показывать документальное кино о культуре и музыке в России
Алена Бочарова и Кирилл Сорокин создали один из самых успешных в России фестивальных проектов — Beat Film Festival, который доказал: документальное кино может быть востребовано самой широкой публикой. Beat специализируется на фильмах о музыке — ленты о Дэвиде Боуи, Blur, Нике Кейве и других собирали на фестивале полные залы, — но спектр постепенно расширяется, и в этом году в программу вошли документалки о Уильяме Берроузе и об американской уличной моде («На стиле»). География тоже ширится: Beat устраивает выездные фестивали в городах России, а «Здорово и вечно» о Егоре Летове стараниями Алены и Кирилла вышел в общенациональный прокат. О своем опыте Алена и Кирилл расскажут на мастер-классе на студии «Лендок».
3 октября в «Лендоке»
Читайте также
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой
-
«Кривенько-косенько, как надо» — Федор Кудрявцев о своем «Ровеснике»
-
«Все должно быть сказкой» — Вениамин Илясов о фильме «Эра»
-
«Находить рифмы в совершенно непохожих фильмах» — Вадим Рутковский о «Новом движении»