18+
24 МАЯ, 2015 // Интервью

Корнелиу Порумбою: «Я заложник парадокса»

Один из призов каннского «Особого взгляда», с формулировкой «За особый талант» получил румынский режиссер Корнелиу Порумбою за фильм «Сокровище». Мария Кувшинова поговорила с автором своего любимого фильма 68-го Каннского фестиваля, стараясь избегать вопросов, раскрывающих детали сюжета.

Режиссер Порумбою со времен своего дебюта «12:08 к востоку от Бухареста» (получившего в Каннах «Золотую камеру») работает на территории моральных головоломок. «Сокровище» — самая простая из них, и у нее больше шансов понравиться неподготовленному зрителю, но ее неожиданный финал, о котором говорить нельзя, способен вызвать катарсис. Главный герой, Кости, по просьбе соседа едет в его деревенский дом — искать сокровище, якобы спрятанное во дворе незадолго до национализации. Как всегда у Порумбою по ходу действия возникает множество комических ситуаций и неожиданных привнесенных обстоятельств. Соседа играет друг Порумбою Адриан Пуркареску, в семье которого действительно существовала легенда о спрятанном сокровище.

 

Корнелиу ПорумбоюКорнелиу Порумбою

 

— Вы правда ездили с Адрианом на поиски сокровища?

— Я снимал об Адриане документальный фильм, и он рассказал мне эту историю. Мы отправились в старый дом его семьи с небольшой группой профессионалов и попытались что-то найти, но не нашли ничего. И я решил, что вместо документального сделаю игровой фильм. Таких легенд много в разных областях Румынии. Я думаю, это как-то связано с идеей религиозного чуда — мы ведь православная страна.

— Все так плохо, что только чудеса помогут?

— Нет. Совсем нет. Пусть по чуть-чуть, но мы развиваемся.

— Румынское кино многим обязано особенной фактуре советских и постсоветских городов, но прошло уже почти тридцать лет, с тех пор как распался Восточный блок. Венгерский режиссер Корнель Мундруцо в прошлом году говорил, что постсоветской реальности больше не существует, она стала иной. Справедливо ли это для Румынии?

— Все меняется, да. Но конторы официальных учреждений, например, выглядят так же, как двадцать-тридцать лет назад, с небольшими добавлениями примет нового времени. Отделения полиции в провинции… Там все то же самое, большинство зданий построено в 1950-е. Бухарест — палимпсест из архитектуры разных эпох: 1930-е, советские здания, новые дома из стекла и металла — и все это может находится в одном квартале. Или квартиры… Семейный быт тоже меняется. Перед съемками этого фильма мы посмотрели 80 квартир, прежде чем нашли нужную, из четырех комнат.

«Сокровище». Реж. Корнелиу Порумбою, 2015«Сокровище». Реж. Корнелиу Порумбою, 2015

— У вас в фильме подробно показан процесс поиска сокровища при помощи двух датчиков. Это не очень кинематографичный процесс, как вам удалось сделать его таким увлекательным?

— Мы снимали процесс сканирования во дворе Адриана для документального фильма и постоянно смеялись. Когда я писал сценарий, то пересматривал эту хронику. Хотя сейчас мне кажется, что эту сцену надо было сделать покороче.

— Человека со сканером играет реальный специалист в этой области, не актер?

— Да, когда я делал кастинг, то смотрел и актеров, и не профессионалов. Мне нужен был специальный язык тела, надо было, чтобы машина выглядела как продолжением его руки. Для меня этот персонаж — что-то вроде моего собственного альтер-эго: он, как и режиссер, заступает на неизвестную территорию и сканирует ее, пытаясь найти сокровище.

— Когда герои начинают копать, и наступает ночь, начинает казаться, что они роют себе могилу…

— Да, это сделано специально. Мне хотелось привнести элемент вестерна, поиграть в клише: вот-вот охотники за сокровищем начнут убивать друг друга.

— Адриана играет Адриан, а главный герой Кости снялся у вас со всей своей семьей.

— Я встретился с семьей Кузина Тома, сыгравшего Кости, в галерее моей жены — его жена тоже художница. Мы сделали пробы и они оказались отличными. Я вообще настороженно реагирую, когда актеры пытаются привнести в сценарий что-то от себя, но Кузин действительно человек, что называется, интересной судьбы. Он был шахтером в юности, выполнял самые разные работы, уже тридцатилетним пришел в театр. Когда я увидел всю семью вместе, то меня поразило, как сильно он отличался от своего ребенка — они были похожи, но у ребенка на лице еще нет никаких следов прошлого.

— В конечном итоге он совершает некий поступок — именно ради своего сына.

— Мы, румыны, страшно носимся с детьми. Концепция такая: следующее поколение точно будет жить лучше, чем предыдущее. Люди бесконечно вкладывают в детей. Когда мы делали кастинг, к нам приводили дошкольников и младших школьников — у каждого было расписание на день: футбол, кинопробы, бассейн. Мы с ними говорили, а они валились от усталости.

«Сокровище». Реж. Корнелиу Порумбою, 2015«Сокровище». Реж. Корнелиу Порумбою, 2015

— Ваши фильмы известны своей сложной и безупречной структурой. Она возникает на стадии сценария, или на съемках, или в монтаже?

— Довольно многое происходит в монтажной, да. Из этой картины я удалил некоторые сцены — эпизоды, где Кости общается с сыном, отношения внутри семьи. Просто у отснятого фильма возникает своя структура, несколько иная, чем у сценария, и часть эпизодов из нее выпадает. Мои истории базируются на реальных событиях, происходящих вокруг меня. Я заложник парадокса: мне хочется переносить на экран реальную жизнь, но каждый раз я вынужден структурировать жизнь по-своему, собственной волей. И еще автор — этот тот, кто привносит в историю собственную мораль.

— В этом году на фестивали попало много румынских фильмов. Как будто возвращается новая румынская волна из середины нулевых. Почему так происходит?

— Все просто, мы получаем деньги на кино от государства, и в последнее время конкурс стали проводить дважды в год, а раньше был один раз. Это хороший ритм. Кристи Пуйю закончил фильм, Мунджиу снимет в этом году, у Митулеску есть фильм, который точно будет где-то на фестивалях, Адриан Ситару тоже сделал фильм, и Флорин Шербан. И у меня уже есть новый проект.

— О котором вы пока не хотите говорить.

— О котором я пока не хочу говорить.

Кэмп
Кабачки
Erarta
Рыцарь кубков
Бок-о-бок
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»