«Наземные бассейны — удел рабочего класса»

Мэттью Портерфилд
— Как вас угораздило стать режиссером?
— Я изучал кино в Нью-Йоркском университете. Сначала поступил на психолога, но моя подруга в то время была студенткой киношколы — она делала фильмы, а я спал на лекциях, так что я перевелся со своего факультета. Тоже хотел делать кино. В детстве я всегда увлекался театром, фотографией, пластическим искусством. Мне казалось, что в кино все это совмещается, но до поступления в университет никогда не держал в руках камеру. ?
— Но, кажется, вы еще работали и в детском саду…
— Да, в конце концов я бросил университет. В течение года или даже двух занимался звуком для чужих картин, но устал делать фильмы, которые мне неинтересны, так что нашел другую работу. Устроился воспитателем в детский сад и провел там четыре года, пока не уехал из Нью-Йорка. Было очень интересно.
— ?Вы всегда сами пишите сценарии к своим фильмам? Кажется, ваш отец писатель.?
— ?Я всегда сам пишу сценарии, хотя иногда сотрудничаю с кем-то еще. Обычно на один сценарий у меня уходит два года. Я узнал много нового о дисциплине, наблюдая, как отец работает над рукописями. Я могу писать целый день, каждый день в течение двух-трех недель, но потом мне нужен минимум месяц, чтобы отдохнуть, прежде чем начать новый проект.??

Putty Hill. Реж. Мэттью Портерфилд, 2010
— В центре сюжетов ваших фильмов всегда семья или другой социальный конструкт, который ее заменяет, как в Putty Hill. Почему вас так волнует эта тема?
— Я думаю, семья — это тот социальный конструкт, который определяет вашу культуру, будь то семья, в которой вы родились, или семья, которую вы обрели со временем. Меня интересует только личность в отношениях с другими людьми.??
— Еще вас волнуют разводы. Это что-то личное?
— Я разведен, так что, снимая развод в «Раньше я был темнее», я думал о своей личной истории, хотя фильм вовсе не автобиографичен. Ситуация в фильме — чистый вымысел, хотя я имею отношение ко всем персонажам.
— Почему вы посвятили «Раньше я был темнее» музыкантам? Название фильма — это же, кажется, строчка из какой-то песни…
— I used to be a darker — это слова из песни Jim Cain американского певца Билла Каллахана. Я слушал этот альбом, когда разводился, он стал моим эмоциональным маяком во время подготовки сценария.
??
— Все ваши фильмы сняты в вашем родном Балтиморе, и в кадре обязательно есть дом с бассейном. Бассейн что-то символизирует?
— ?Бассейн, скорее всего, символ лета. Есть разные бассейны, которые также символизируют социальный класс, к которому принадлежат их владельцы. Наземные бассейны — обычно удел «синих воротничков» или рабочего класса, населения того района, в котором я вырос. Бассейн, встроенный в землю — признак большего богатства.
?— Это вы открыли Скай Феррейру как новую звезду?
— Скай уже была на пути к тому, чтобы стать звездой, когда я нашел ее, но Putty Hill — первый фильм, в котором она снялась.
— ??А Адель Экзаркопулос как попала к вам в «Раньше я был темнее»? Почему у нее такая маленькая роль?
— Французский агент по кастингу помогала мне найти кого-нибудь, кто сыграет сцену с главной героиней на пляже — она прислала сцены с Адель, и актриса мне очень понравилась. Я провел с ней пробы по скайпу, и тут же утвердил на роль. Изначально было написано пятнадцать страниц сцены на пляже с Адель — около восьми минут экранного времени. В итоге я все вырезал, потому что эта линия отвлекала от главной темы — балтиморской семьи. Теперь эти сцены есть на французских и американских DVD как бонус.??

Раньше я был темнее. Реж. Мэттью Портерфилд, 2013
— Кажется, вы больше сочувствуете женским персонажам. По крайней мере, ярче их раскрываете. Почему так?
— Большинство моих друзей — женщины. Я не доверяю мужчинам.??
— Почему вы обычно работаете с непрофессиональными актерами?
— Частично из-за ограниченных бюджетов, но, в основном, потому, что реальные люди интересуют меня больше, чем актерская игра. Это другой опыт для аудитории — посмотреть на кого-то, кого они никогда не видели прежде, вместо того, чтобы смотреть на известного актера в роли нового персонажа. Меня вдохновляют Висконти, Брессон, Лоуч и Кошта, их давние традиции работы с актерами-новичками. Я думаю, что это вносит элемент неожиданности, достоверности, а также неловкости, что мне тоже очень нравится.?
— У вас есть положительный опыт сбора средств на Kickstarter. Вы еще планируете обращаться за помощью к этому ресурсу?
— У меня очень хорошее впечатление от Kickstarter . Мы запустили две успешные кампании. Одну, чтобы закончить мой второй фильм Putty Hill, вторую, чтобы собрать деньги на съемку «Раньше я был темнее». Я определенно буду использовать этот сайт снова.
— ??А что это за история с татуировками имен людей, профинансировавших ваш фильм?
— Мы сделали специальное видео для Kickstarter, к фильму «Раньше я был темнее». Смысл такой: «Во время кампании по сбору денег я делаю татуировку с названием фильма у себя на руке». А потом мы подумали: может быть, выбивать на моем теле инициалы людей, которые помогли деньгами. У меня итак полно татуировок, почему бы не сделать еще несколько?

Мэттью Портерфилд
— ??Сейчас над чем-то работаете?
— Я только что закончил новый сценарий о жизни бывшего заключенного в Балтиморе, его возвращении в общество. Мы начали искать финансирование и надеемся снять фильм в будущем году. В то же время, этим летом я собираюсь написать и снять короткометражку в Берлине, но пока не знаю, о чем именно в ней пойдет речь.
— ??Что вы думаете о том, что ваши фильмы есть на торрентах?
— Есть территории, где мои фильмы доступны для зрителей только на торрент-сайтах, иначе их просто нельзя увидеть. Так что торренты — это круто. Я просто надеюсь, что люди с возможностью выбора выберут монетизацию своего интереса к моей работе, оплатив канал, загрузив фильм через легальный сайт, или купив DVD.
Читайте также
-
Константин Бронзит: «Я был молодой и глупый»
-
Появление героя — Разговор с Бакуром Бакурадзе
-
Анна Старобинец: «Территория сказки — это территория смерти»
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»