Спасение по правилам: Хоррор
Цикл лекций «Спасение по правилам»:
Зло и Добро
Сегодняшняя встреча из цикла «Спасение по правилам: Религиозные мотивы в жанровом кино» — пятая по счёту. И в отличие от четырёх предыдущих жанров, которые мы здесь рассматривали, — утопии, фантастики, поляра, мелодрамы — жанр хоррора не создаёт трудностей для поисков религиозных мотивов: он всегда основан на той предпосылке, что в мире, предъявленном на экране, присутствует абсолютное Зло.
Даже если в хорроре нет сверхъестественного; даже если в финале нам указывают на маньяка, бывшего причиной всех бед, — суть произошедшего не может быть объяснена вмешательством одиночки, пусть даже бесконечно изобретательного и злобного. Нагнетание страха, составляющее драматургическую и стилистическую основу жанра, настолько самодостаточно, что никакая сюжетная конкретика соперничать с ним не способна. Есть атмосфера сгущающегося Зла; есть события, которые призваны мотивировать это «сгущение»; и есть фигура маньяка, который, если вглядеться попристальней, является лишь частной мотивировкой, одной из персонификаций Зла, увиденного в том или ином обличии в соответствии с нуждами стиля и фабулы.
Итак, само определение фильма ужасов подразумевает, что Зло бывает абсолютным, а, следовательно, хоррор не может быть описан и объяснен никакими строго материалистическими концепциями.
Кадр из фильма Марио Бавы Маска Сатаны (1960)
Встаёт закономерный вопрос: есть ли противоположный Злу и, желательно, более сильный абсолют? Существует ли в мире хоррора абсолютное Добро, которое противостоит абсолютному Злу? Вопрос отнюдь не праздный: например, в японской традиции это не так. В японских хоррорах по ту сторону обыденного есть лишь Дьявол, лишь мир призраков; и нет никакого сюжетного или морального спасения. Однако, к счастью, сегодня мы посмотрим не японский, а итальянский фильм ужасов.
В Италии, стране глубоко католической, культурной традицией предполагается наличие пары к абсолютному Злу. Добро зачастую отсутствует на уровне фабулы — оно может лишь подразумеваться на сверхъестественном уровне и на него может возлагаться смутная надежда персонажей или автора: например, героиня перед решающей схваткой мельком заметит высящуюся на далёком горизонте церквушку, что послужит предвестием благополучного исхода. Каким бы жестоким, разнузданным и кровавым ни был итальянский хоррор, надежда на выигрыш главных героев остаётся всегда. И это не случайная победа, добытая благодаря напряжению внутренних сил, а победа, одержанная вследствие морально правильного поступка.
Джалло
В Италии фильм ужасов начинает активно развиваться с середины шестидесятых годов и достигает расцвета в первой половине семидесятых. Как известно, итальянский хоррор получил название «джалло» — «жёлтый» — по цвету обложек, под которыми в больших количествах издавались страшные и кошмарные бульварные истории. Джалло год от года становится всё популярней и среди зрителей, и среди кинокритиков, поэтому рассказывать о его выдающихся деятелях и стилистических особенностях особой необходимости нет — следует лишь опровергнуть одно распространённое заблуждение.
Кадр из фильма Дарио Ардженто Суспирия (1977)
В связи с фильмами джалло часто бездумно употребляют прилагательное «барочный» в значении «избыточный», что неверно. При всей невзыскательности этого сугубо коммерческого, довольно дешёвого и на дешёвую же публику рассчитанного жанра, режиссёры, снимавшие джалло, не были всеядны в том, что касается стиля. Дело в том, что круг тем и мотивов джалло — если говорить о сюжетах — достаточно узок: буквально
Поэтому главные мастера джалло чудесным образом, не сговариваясь, поделили между собой основные стили западной культуры. Скажем, для
Надо заметить, что отчётливая стилистика совсем не подразумевала наличия у режиссёра авторских амбиций. Тот же Серджо Мартино их, судя по всему, не имел: вперемешку с выверенными, обладающими изысканной образной системой фильмами ужасов он снимал совершенно бездумные и бездарные эротические комедии, антиутопии или комедии про футбол. Если вам вдруг случайно попадётся один из этих фильмов — не смотрите. Жизнь
Кадр из фильма Серджо Мартино Странный порок госпожи Уорд (1971)
Некоторые режиссёры, глядя на то, что получается у Бавы, у Ардженто, у Мартино, изначально ставили перед собой задачу вывести жанр джалло на орбиту высокого кино. Очень часто это кончалось провалом: часто любопытным или даже продуктивным — но безоговорочным. Так, например, Джузеппе Патрони Гриффи фильм за фильмом аккуратно пытался скрестить материал и приёмы джалло с темами и мотивами Висконти или, скажем, раннего Бертолуччи. Эстетически результат стремился к нулю, потому что механическое сочленение частей не помогало, а найти точку соприкосновения у режиссёра не получалось.
Жанр джалло стал отмирать на рубеже
Кадр из фильма Микеле Соави Водолей (1987)
Микеле Соави
По образованию Микеле Соави актёр — закончил одну из миланских актёрских студий, снялся в нескольких фильмах у скандального режиссёра Джо Д’Амато (это такой Тинто Брасс, который совсем не думает, что он художник; не обманывает себя). Соави хвалили как актёра; он был молод, красив, очарователен, гибок — но его
На протяжении следующих десяти лет Соави снимет ещё три фильма, итого четыре, — все в жанре джалло. Обычно, когда жанр умирает, даже самые молодые энтузиасты в своих фильмах не могут заглушить призвука усталости. У Соави ничего подобного: его фильмы энергичны, изобретательны и очень своеобычны. Несмотря на то, что Соави гордится тем, что начинал у Ардженто, а Ардженто гордится тем, что у него начинал Соави (в
Кадр из фильма Микеле Соави Церковь (1989)
Уж если к
В финале «Водолея» маньяк показывался зрителю на сцене маленького заброшенного театрика, одетый в костюм гигантской птицы с шелестящим голубым оперением, к этому моменту уже изрядно выпачканным в крови. На сквозняках, продувавших заброшенный театр, перья шевелились, вокруг летал пух, обрывки декораций, костюмов и человеческой плоти. И та нежность — медленная, трогательная — с которой Соави показывал эту фигуру, была для джалло нова и непривычна. Если в авторах джалло
Кадр из фильма Микеле Соави Секта (1991)
Ветер — принципиальный образ в кинематографе Соави. В
Кадр из фильма Микеле Соави О смерти, о любви (1995)
Сегодня мы будем смотреть третий фильм Микеле Соави, «Секту» (1991). Вообще, второй и третий его фильмы образуют некую дилогию в интересующем нас ракурсе — второй фильм называется «Церковь» (1989). Он эффектнее, с образной точки зрения масштабнее и изобретательнее. Можно сказать, что это более «молодой» фильм. В нём, как, впрочем, и всегда у Соави, всё исключительно красиво: и огромные декорации; и способ съёмки; и ветер, который развевает гигантские полотнища ткани, так что они попадают в часовые шестерёнки дьявольского механизма церкви и «заедают» его; и прекрасный дуэт Фёдора
«Секта» сделана суше, жёстче; менее броско, более подробно. Сложный механизм образов, который всегда предлагает Соави, в этом фильме виден лучше всего. Постепенность развития сюжета и накапливания Зла по внятности и детальности может быть сравнима только с «Ребёнком Розмари» (1968) Романа Полански. А в центральном образе «Секты» сконцентрирована вся поэтика Соави: по мере того как вокруг главной героини сгущаются силы Зла, небольшой аквариум с рыбками прорастает синими кристаллами. И в страшном финале, когда речь идёт уже о том, быть этому миру или нет, рыбки впечатаны в кристалл, в котором воды больше не осталось. Джалло, конечно, в переводе означает «жёлтый», но, пожалуй, лучшего образа, чем этот пронизывающий, нарастающий, синий, ночной цвет, в истории жанра создано не было.
Читайте также
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Хоакин Феникс — Мантихора, мифический зверь
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой