Спасение по правилам: Военный фильм
Цикл лекций «Спасение по правилам»:
Военные фильмы принято объединять в отдельный жанр скорее для удобства, нежели в строгом академическом смысле этого понятия. Как и гангстерский фильм, как и вестерн, военный фильм полностью определен своим материалом. Но те два жанра — постепенно, с разной скоростью —
Говоря о войне в кино, мы, как правило, подразумеваем войну не абы какую, а одну из двух: Первую или Вторую Мировую. Даже фильм о Крымской или
На современный слух словосочетание «религиозные мотивы в военном фильме» кажется несколько скандальным. Мы все большие пацифисты. Мы точно знаем, что война это плохо, а религия это хорошо, даже если на самом деле, внутренне, не верим ни в то, ни в другое (как правило, именно так и есть). Так уж принято считать. И корни этого убеждения уходят сквозь
На Западном фронте без перемен. Реж. Льюис Майлстоун, 1930
Потеря смысла
Отсчет военного фильма в кино, если не брать в расчет
Первая мировая война вообще уникальна в истории человечества удивительным обилием вранья, фальши и бессмыслицы, которые, процарствовав над полями Европы в течение четырех с половиной лет, породили (как уже доводилось говорить на одной из предыдущих лекций) такой культурный феномен, как абсурд. И некоторые механизмы этого вранья важны для нашей сегодняшней встречи. Да, люди давно уже перестали делать вид, что они воюют «за истинную веру», место религиозной идеи заняла национальная (хотя наиболее удачным представителям человеческого рода, вроде солдата Швейка, и она была чужда), но самая инертная часть военной машины — официальная пропаганда — все еще существовала по правилам времен Очаковских и покоренья Крыма. И, скажем, представить сестру милосердия, которая работает на поле боя, в виде ангела с крестом на шапочке, являющегося раненым воинам, было в рамках этой пропаганды одним из самых распространенных ходов. До того, чтобы представлять штабных генералов в виде
И хотя в ближайшие двадцать лет выходят «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Ремарка, «Смерть героя» Ричарда Олдингтона, «Случай с унтером Гришей» Арнольда Цвейга и многие другие подобные романы, — эта пропагандистская слащавость проникает в большинство фильмов о Первой мировой войне, появившихся в тот же период и с середины
Сама война показана там без прикрас, со всеми ее ужасами и несправедливостями; показана как испытание для стойкости человеческого духа, — испытание, которое эта стойкость подчас и не выдерживает. А в финале, как джокер из рукава шулера, вкидывается образ Христа-Искупителя, или свет проливается на страдальцев через окно косым лучом, или прекрасное лицо очередной голливудской звезды начинает излучать на портретном плане
Последнее уточнение здесь наиболее важно. Самое страшное в Первой Мировой войне — ее тотальная бессмыслица. И сказать, — пусть бездоказательно, пусть на чисто визуальной риторике, — что все это творилось ради хоть
Однако ввести религиозный мотив на правах терапевтической функции, ввести его бездоказательно — значит выполнить некоторый социальный заказ. И сколь бы искренне не верили в его необходимость авторы, — с точки зрения эстетики здесь говорить, увы, не о чем. И, например, фильм Льюиса Майлстоуна «На Западном фронте без перемен» (1930) — именно потому, что очень хорош, умен и технически изобретателен, — аккуратно проваливается в каждой из сцен, где начинают звучать эти утешительные мотивы.
Подлинно же выдающиеся произведения на военную тему, снятые между мировыми войнами, — те, в которых режиссеры были озабочены цельностью высказывания и связностью всех элементов, — говорят, скорее, об обратном. Так в самом первом шедевре на эту тему, в фильме Абеля Ганса «Я обвиняю!» (1919), главный герой,
В этом «подходе» к военной теме, разумеется, можно усмотреть религиозный мотив, но только благодаря масштабу осмысления. С любой другой точки зрения война — что, наверное, нормально — лишь ослабляет веру человека в смысл и порядок, якобы Богом установленные на этой земле. Но полностью отразить эту утрату смысла, без прикрас и без жалости, за все двадцать лет, прошедшие между войнами, отважился, кажется, один лишь Георг Вильгельм Пабст — в «Западном фронте 1918 года» (1930), по сей день остающемся лучшим фильмом о Первой мировой войне. Шансов на существование Бога в 1918 году Пабст не оставил.
Ватерлоо. Реж. Сергей Бондарчук, 1920
Взлетай и смотри
Вторая мировая, с этой точки зрения, как ни страшно это прозвучит, выгодно отличалась от Первой. На Второй мировой ни у кого не возникал вопрос: «А за что мы, собственно, воюем?»
На Первой это не было известно решительно никому. Ни солдатам, которых отправляли гибнуть в окопах. Ни мирным жителям в тылу, которые, конечно, очень переживали за своих родных, отправившихся на фронт, но понять происходящее
Со Второй мировой все было куда определенней: тоталитарные государства — что нацистское, что фашистское — воевали для установления своего правления во всем мире, во имя торжества высшей расы, завоевывали жизненное пространство, — а все остальные воевали с ними, чтобы им этого не позволить. С другой стороны, на Второй мировой войне не было и той внутренней апатии, которая сопровождала Первую. Отчасти еще и
Но вот с точки зрения религиозных мотивов ее последствия странно двойственны. С одной стороны, понятно, что классический вопрос любого умного верующего человека: «Как Бог мог это попустить?» — после Второй мировой имел, мягко говоря, очень мало шансов на ответ. Прежде, во время Первой мировой, официальная пропаганда могла еще хоть
У человека с минимальным нравственным чутьем язык не повернется.
С другой стороны, военные фильмы, снятые на тему Второй мировой, с завидным постоянством обнаруживают в себе пресловутые религиозные мотивы. Это особенно отчетливо видно на таком принципиально атеистическом материале, как советское кино, где, скажем, Тарковский, не переводя дыхания, переходит от «Иванова детства» к «Андрею Рублеву» (и даже перетаскивает вслед за собой Колю Бурляева), а Элем Климов называет свой фильм цитатой из Апокалипсиса «Иди и смотри». Не говоря уже о главном официальном художнике советского экрана Сергее Федоровиче Бондарчуке, который истово демонстрирует свою приверженность социалистическим, то бишь атеистическим, идеалам с каждой трибуны — до той самой секунды, пока он с трибуны не сходит и не встает за камеру. Потому что когда звучит команда «Мотор!», его герой в «Судьбе человека» падает на землю, раскинув руки крестом, и камера над ним взмывает. А его же герой в «Они сражались за родину» из глубины окопов в разгар сражения следит за багряными сполохами в небесах и прозревает там едва ли не ангельские бои.
И, наконец, в самом великом фильме Бондарчука «Ватерлоо» камера, дождавшись момента, когда
Тонкая красная линия. Реж. Терренс Малик, 1998
Война не от мира сего
Ко всему этому нужно дать одно уточнение. При всем исключительном качестве упомянутых фильмов, военная тема интерпретирована в них
Есть вариант, который, пожалуй, лучше всего был сделан в «Тонкой красной линии» Терренса Малика: когда войне противопоставлена ослепительная красота Божьего мира, который о войнах ничего не знает. Война как нечто, привнесенное в мир извне. Чуждое ему.
Если мы говорим о войне как об Апокалипсисе или об Апокалипсисе как о войне, мы тем самым,
Для Терренса Малика такая точка зрения неприемлема. Божий мир — со всеми его паучками, травкой, деревцами, цветом неба и цветом зелени, шорохами и трепетами — противопоставляется войне именно по религиозному признаку. Первое сотворено Богом, второе — нет. Другое дело, что для «Тонкой красной линии» совершенно необязательны рамки христианской или
Самое сложное, разумеется, ввести религиозный мотив не «в глобальных масштабах», как у Бондарчука, Климова или Малика, а в масштабе человека. Вернуться с высокого неба обратно и вглядеться в того, кто войной уязвлен, или даже того, кто ею порожден.
О людях и богах. Реж. Ксавье Бовуа, 2010
Война внутри человека
В 1952 году французский режиссер Андре Кайатт снимает фильм под беспощадным названием «Все мы убийцы». Которое само по себе не имеет отношения к нашей теме — фильм всего лишь ратует за отмену смертной казни. Юрист по профессии, Кайатт в жанре судебной драмы доказывает, что у общества нет права лишать человека жизни.
К нашей теме это имеет отношение постольку, поскольку главный герой этого фильма, в самом точном и в самом страшном смысле этого слова, — дитя войны. Шпана, отморозок, выросший на улицах оккупированной Франции, ничего не имеющий против того, чтобы, скажем так, подработать на гестаповцев, — в общем, существо, которое к моменту Освобождения, к середине фильма, каждый зритель ненавидит и презирает всей душой. И абсолютно правомерно. В главном герое, как нам убедительно, шаг за шагом, демонстрировали, нет ровным счетом ничего человеческого.
Кайаттовский «трюк» начинается в тот момент, когда герой уже сидит в камере смертников, впервые оставшись наедине с собой. И оказывается, — тоже постепенно, шаг за шагом, — что даже вот «это» — все еще человек. А значит — может остановиться, задуматься; исправиться. Для Кайатта это не «общечеловеческая» великодушная риторика. Кайатт подробно, не упуская деталей, с хирургической точностью показал потерю человеческого облика — и с той же мерой подробности, столь же логически неоспоримо показывает и его возвращение.
Тем самым Кайатт в этом своем фильме (возможно, мимоходом, без особых намерений) представляет войну как религиозную проблему — то есть как проблему человеческой души. Да, конечно, война ужасна, ибо лишает жизни миллионы людей. Но едва ли не ужасней она тем, что в условиях войны, даже оставшись живым, практически невозможно остаться человеком.
На самом деле основной религиозный вопрос к военному фильму ставится именно так.
На рубеже ХХ и XXI веков появилось несколько фильмов, которые этот же вопрос ставят и решают сложнее, — но, к сожалению, религиозные мотивы в них даны «в лоб», на уровне фабулы. В этих фильмах священнослужители в ситуации войны вынуждены оказаться героями. Впрочем, в подлинно религиозном фильме служителя Бога можно рассматривать как сюжетную метафору: ведь, в конце концов, обычный человек, забывший о Боге, — это всего лишь
«Жизнь за жизнь» (1990) Кшиштофа Занусси, «О людях и богах» (2010) Ксавье Бовуа, — эти и подобные им фильмы обращаются к религиозным героям, скорее всего, потому, что в
Другое дело, что если Занусси в фильме «Жизнь за жизнь» рассказывает о священнике Максимилиане Кольбе, оказавшемся в концлагере, то Вайда год спустя снимает фильм о Януше Корчаке, оказавшемся в концлагере. И с легкостью обходится без сана для своего героя, демонстрирующего ничуть не меньший героизм и величие духа. Пожалуй, самый неприятный для идеалистически настроенного зрителя ответ на этот вопрос дает Роман Полански в своем «Пианисте» (2002), где он не просто не требует от человека героики, но и прямо говорит: если человек выживает во время войны, то это не то чтобы «
Рим, открытый город. Реж. Роберто Росселлини, 1945
Моральная дистанция
История про человека, который сохраняет верность себе в условиях войны и уже поэтому может быть причислен мирянами к героям, а людьми верующими — едва ли не к святым, была впервые рассказана в последний год войны, когда Роберто Росселлини снял фильм «Рим, открытый город» (1945).
Кинематограф Росселлини — один из самых сложных для анализа феноменов в истории кино. Убежденный католик и по происхождению, и по жизни, Росселлини отказывался руководствоваться в своем творчестве
Когда герой фильма Росселлини, скажем, отважится на убийство, то камера приблизится к нему почти вплотную, потому что ведь надо разглядеть его попристальнее, повнимательнее: мы до сих пор думали, что это человек, а это, кажется, не человек; он, кажется, решил границы человечности преступить, — так что на это
К моменту съемок фильма «Генерал Делла Ровере» Росселлини был уже многоопытным мастером. И задача, которая ставится в этом фильме, с точки зрения риторики элементарна: показать, как последний прохвост, прощелыга, мошенник, не озабоченный решительно никакими вопросами о смысле или там Боге, оказывается поставлен войной перед моральным выбором — и обнаруживает, в точном религиозном смысле слова, свое божественное происхождение. Рассказать подобную историю — так, знаете ли, эффектно, на задумчивых крупных планах, на мелькающей светотени — дело, в
Но Росселлини интересует, как подобное может произойти на самом деле. Он подлинный художник, и поэтому его интересуют детали. Четкая конкретика каждого этапа извилистого человеческого пути. И Витторио де Сика, играющий заглавную роль в этом фильме, — бывший jeune premiere, обаятельнейший
Читайте также
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Хоакин Феникс — Мантихора, мифический зверь
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой