Рецензии

Сказка льда и пламени — «Фрау» Любови Мульменко

В прокате «Фрау» — вторая режиссерская работа Любови Мульменко, удостоенная двух наград на фестивале «Маяк». О терапевтическом значении фильма и его героях рассказывает Павел Пугачев. Также напоминаем, что недавно мы выпустили книгу со сценарием картины.

«Фрау». Реж. Любовь Мульменко. 2023
Photo Фрау купить

Ваня (Вадик Королёв) хочет любить. Не просто любить, а служить даме сердца. Он настоящий рыцарь, хоть и не имеет ни меча (но есть топорик), ни титула (но есть работа в лавке «Охотник и рыболов»). Одна проблема: ему нужна фрау. Не девушка, не партнерша, а именно фрау. В голове уже есть идеальный образ, но ему непросто соответствовать. Да, есть, конечно, Катя (Виктория Лемешенко) из столовой, она предположительно вкусно готовит ромштекс и красиво кладет пюре, и подруга-братуха (Дарья Коныжева), с которой можно порыбалить и ее даже зовут «Колян». Но обе — не фрау.

У судьбы своеобразное чувство юмора. В Пермском театре оперы и балета Ваня очаровывается Кристиной (Лиза Янковская), балериной, танцующей главную партию в «Жизель». Она и правда похожа на фрау! Особенно из зала или когда Ваня встречает ее цветами после спектакля. У нее свое кино: балет этот чертов не то чтобы страсть всей ее жизни, да и вообще страсти никакой нет, одни неврозы да вялотекущие недоотношения с женатым хирургом-травматологом (Алексей Розин), а тут еще этот чудик с рюкзаком за спиной и васильками в руках. Вроде милый, не пристает, убегает после каждой короткой встречи. Эй, а давай встречаться? Ну, давай.

«Фрау» не «кино для своих», а честно сделанная жанровая работа
«Фрау». Реж. Любовь Мульменко. 2023
Отпуск до конца — «Дунай» Любови Мульменко Отпуск до конца — «Дунай» Любови Мульменко

Трудно не смеяться почти весь сеанс, еще труднее — не задаваться вопросами, сначала к героям, далее — к себе. Как и предыдущая режиссерская работа Мульменко, ни в чем более не похожий на новый фильм «Дунай», «Фрау» проникает в тебя, не ломая никаких стен и не пытаясь что-то объяснить, но взывая скорее к внутреннему диалогу. Как и дневник, что Ваня хранит в морозилке, «Фрау» хочется держать к себе поближе и показывать только самым близким. Но для входа в фильм не нужно особых приглашений. «Фрау» не «кино для своих», а честно сделанная жанровая работа. По-хорошему расчетливая, по-анимационному выверенная, совершенно при этом авторская. «Дунай» ловил воздух Белграда и складывался будто бы сам по себе, «Фрау» же — работа режиссера, не полагающегося на удачу. Тут больше навыка и профессии. Это зрительское кино, сделанное для живых людей, а не для гипотетического «зрителя» в головах продюсеров, не столько типовой ромком, сколько современная городская сказка. И, как и все хорошие сказки, готовит к столкновению с неизбежным.

Мульменко не пристает к героям с советами по обустройству жизни, не записывает их к терапевту

То, что герои категорически не подходят друг к другу, очевидно с первых сцен. Несоответствие подчеркивается и на уровне изображения: Ваня живет в почти симметричном мире с ровным заполняющим светом, мир Кристины — с более подвижной, готовой оторваться от героини камерой, тенями и контрастами. То же относится и к ведущим актерам, играющих в разных регистрах: трогательный мультгерой в лице Вадика Королёва и узнаваемый вне зависимости от гендера человек-невроз в исполнении Лизы Янковской. Интрига тут скорее в том, как долго они продержатся вместе и почему.

«Фрау». Реж. Любовь Мульменко. 2023

Любовь часто сопряжена со страхом. Порой любишь, когда страшно потерять. Когда страшно остаться одному. Когда просто страшно. Иногда этот страх всё рушит, иногда — привязывает к другому очень прочно. «Фрау» напоминает, что бояться все-таки глупо.

Ваню и Кристину легко разложить по психологическим полочкам, где «безотцовщина» и «трудности сепарации от родителей» соседствуют с «патриархальными установками» и «гетеронормативностью», а «тревожно-избегающий тип привязанности» тянется к «надежному». Но делать этого не хочется. Мульменко не пристает к героям с советами по обустройству жизни, не записывает их к терапевту, не будем делать этого и мы. «Фрау» — терапевтическое кино в том смысле, что дает задаться вопросами самому. Терапия тут не в авторских выводах, а в том пути, что зритель проделает вместе с героями. Вытерев слезы и дослушав песенку про цветок «небывалый, что зовется мечтою не зря», хочется пройти этот путь снова.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: