«Брат-2»: сцена с Фашистом. Две версии


Алла Курочкина1:

В сцене, где Данила впервые знакомится с Фашистом, Балабанов переворачивает распространенные представления о Багрове как о прямом наследнике милитаристского советского прошлого. Сам эпизод строится таким образом, что Данила вместе со своим другом Ильей фактически приходит к Фашисту за помощью — он поставляет им оружие времён Великой Отечественной войны. Всё это не смущает Багрова, главной миссией которого, по идее, является защита наших от не наших (с точки зрения исторической перспективы и социальной мифологии герой с прозвищем «Фашист» никак не может быть нашим). Таким образом, Фашист — персонаж, отчасти, олицетворяющий кратковременность исторической памяти людей новой эпохи. Данила готов «мочить хохлов», однако, нацистское приветствие перед самым носом, его совершенно не смущает. С другой стороны, риторика эпизода демонстрирует некую синонимичность персонажа Багрова (с его пресловутой стратегией «братания») и Фашиста:
Фашист: Это кто?
Илья: Данила. Свой.
Фашист: Свой? Свой своему поневоле брат — народная фашистская поговорка.

Мария Кувшинова:

Я бы скорее интерпретировала фигуру Фашиста не как олицетворение «кратковременной исторической памяти», а как сатиру на постмодернистское игровое сознание, на свойственную ему фрагментарность памяти, модернисту Балабанову совсем неблизкие. Фашист здесь — интеллигент-постмодернист, поэтому он и «брат» интеллигенту Илье с неправдоподобной и симптоматичной фамилией Сетевой, в которой предсказан крен в виртуальность, характерный для последовавшего за фильмом десятилетия. Данила не то чтобы «не смущен» (он отчасти смущен), просто он находится вне поля постмодернистских словесных и символических провокаций.

 

1 Фрагмент дипломной работы «Авторство в жанровом кино Алексея Балабанова», Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: