хроника

Вечная весна в золотом городе — Лучшие мультфильмы 2023 года

«Груз-200» для самых маленьких, запрещенная китайская гимнастика, ниндзя-черепашки и другие чудеса мировой и отечественной анимации — в итогах года от Юрия Михайлина, куратора онлайн-фестиваля «Высшие формы».

«Вечная весна» (Eternal Spring)

Реж. Джейсон Лофтус. Канада

В 2002 году восемнадцать последователей духовно-телесной практики фалуньгун (внешне похожей на гимнастику) смогли подключиться к нескольким станциям телевизионного вещания в Чанчуне. Они хотели рассказать правду о себе и своем учении, а также о гонениях со стороны китайского правительства, которым на протяжении тринадцати лет подвергались последователи практики. Трансляция длилась 45 минут, после нее начались новые массовые облавы и аресты.

Молодой художник Дасюн, который также практиковал фалуньгун, но не участвовал в захвате вышки, понял, что надо уезжать из страны. В Канаде Дасюн стал известным художником, иллюстрировал комиксы по «Звездным войнам» и «Лиге справедливости». Спустя пятнадцать лет его пригласили в качестве художника для работы над мультфильмом о захвате вышки.

У Дасюна сложное отношение к акции: «Цена оказалась слишком высока». Он встречается с выжившими участниками событий и их родственниками, показывает им уже нарисованный материал (один из самых впечатляющих эпизодов — о Чанчуне его детства) и на основе многочисленных воспоминаний воссоздает ход событий тех дней.

Процесс анимационной реконструкции тоже становится частью сюжета — это одновременно и фильм, и фильм о фильме. Многослойное повествование выстроено безупречно. Внутри основного сюжета много изумительных маленьких историй о человечности и свободе. Например, про хмурого мужика по кличке Грузовик, которого арестовали, а он, воспользовавшись моментом, просто взял и пошел к выходу из тюрьмы, и никто его не остановил.

В десятках частных судеб удалось отразить трагедию огромной страны, но фильм выходит далеко за пределы социально-политического и становится удивительным свидетельством силы памяти.

«Лео» (Leo)

Реж. Роберт Марианетти, Роберт Шмигель, Дэвид Уочтенхейм. США, Австралия

Очень смешной и изобретательный фильм про говорящую ящерицу Лео (Адам Сэндлер) и черепаху Сквиртла (Билл Берр), которые обитают в школьном аквариуме. Однажды Лео узнает, что подобные ему ящерицы живут только 75 лет. С трудом подсчитав, что ему уже 74, он понимает, что жизнь прошла зря, и решает сбежать, чтобы напоследок насладиться жизнью. Но пришедшая на замену учительница хочет научить детей ответственности, и поручает детям брать Лео по очереди домой на выходные.

«Черепашки ниндзя: Погром мутантов» (Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Mayhem)

Реж. Джефф Роу, Кайлер Спирс. США, Япония, Канада

На удивление удачный перезапуск давно известной истории. Во-первых, это отлично выглядит. Изображение не похоже ни на какую другую анимацию, и, возможно, создано при помощи рисования в VR.

Тимур Селиванов: «Очень важно вглядываться в бросовое» Тимур Селиванов: «Очень важно вглядываться в бросовое»

История рассказывается заново и не совсем канонично. Черепашек тут сделали именно подростками (и их озвучивают актеры-ровесники героев), а движущей силой сюжета стало их желание пойти в школу, завести друзей и разногласия с учителем Сплинтером — пожилым папой в самодельном халате, который обставляет им комнату в канализации, переживает и заботится, проецируя на будущее детей личные травмы. Главным злодеем сделан не Шредер, а другой мутант, с которым черепашки прекрасно понимают друг друга, благодаря чему получается показать зло как особую сторону стремления к добру.

Чудесный актерский состав: Сплинтера озвучивает Джеки Чан, Бибопа — Сет Роген (он же один из авторов сценария), Рокстеди — Джон Сина, Ящерицу — Пол Рад, а Крокодила — Роуз Бирн.

«Харви» (Harvey)

Реж. Жанис Надо. Канада, Франция

Для меня, пожалуй, лучший короткометражный мультфильм года (если не брать российские) — про весну, детство и смерть папы. Харви любит супергероя Скотта Керри, который может уменьшаться и становиться почти незаметным. Мальчик решает, что, возможно, и его отец просто уменьшился и теперь борется со злом. В фильме много психологически точных моментов, он хорошо нарисован, и, главное, очень простой, что сегодня большая редкость.

«Наша форма» (Our Uniform)

Реж. Егане Могаддам. Иран

Мультфильм про хиджаб и разные трудности, связанные с необходимостью его носить, а также о счастье избавления от него (например, за границей). Анимация нарисована поверх разных тканей (в том числе тех, из которых делают хиджабы). Фильм уже вошел в шортлист «Оскара».

«Омичка»

Реж. Лиза Скворцова

В 2017 году минский журналист Юрась Усков влюбился в заголовок «Шестьсот жителей Кузбасса собрали двести тонн папоротника и теперь не знают, что с ним делать» и начал собирать коллекцию подобных заголовков. А Лиза Скворцова сделала из них один из лучших мультфильмов года. Омичка закатывает огурцы, сосед добивается ее любви, гимнасты принимают роды у медведицы, мужик угоняет трактор. Все очень смешно, грустно и страшно, но с хэппи эндом — влюбленные выбрасывают из окна телевизор.

«Город золотой». Реж. Рим Шарафутдинов. 2023

«Город золотой»

Реж. Рим Шарафутдинов

Рим Шарафутдинов много лет делал пластичную и веселую, построенную на гэгах анимацию с простыми сюжетами. В «Городе золотом» он применил эту манеру к исторически точной фактуре, что внезапно произвело совершенно убийственный эффект: представьте, что «Груз 200» был бы мультфильмом.

Хотя ничего внешне жуткого тут нет. Один день из жизни мальчика в 1980 году: очередь в магазине, бочка с квасом, прогулки с другом по городу, кинотеатр с «Пиратами XX века», встреча с хулиганами, двор с развешенным бельем. Все нарисовано точно, с большой любовью к деталям и вызывает широкую амплитуду эмоций — от умиления и ностальгии до дикого ужаса.

При внешней простоте и даже примитивности фильм попадает куда-то очень глубоко, в такие области сознания, куда сегодня в российской анимации никто не заглядывает. Фильм не следует никаким тенденциям, а просто есть сам по себе, как случайное откровение из другого мира.

«Ива белая»

Реж. Артем Москалев

Героиня возвращается в загородный дом, где она давно не была, и наблюдает за природой. Вроде бы таких фильмов уже много, но в этом все сделано настолько точно, и детали не банальны, так что ему веришь.

«Ваша дама. Часть 1»

Реж. Валентин Ольшванг

Почти классическая, чуть ли не буквальная экранизация «Пиковой дамы». Обычно подобное вызывает вопрос: «Зачем смотреть, если можно прочитать?», но Валентин Ольшванг создает мир, который можно ощутить физически, и так убедительно все разыгрывает, что почти полностью погружаешься в давно знакомую историю и, кажется, действительно понимаешь одержимость Германна.

Ольшванг много лет работал художником над «Шинелью» Юрия Норштейна. В итоге «Ваша Дама» получилась тоже отчасти «Шинелью», но на пушкинском материале (хотя тут не перекладка, а впечатляющая рисованная анимация, иногда тотальная). Создан схожий мир, некоторые композиции будто взяты из фильма Норштейна (вероятно, неосознанно). Но это совсем не мешает, даже наоборот — получилась «одна вселенная» петербургского чиновничьего XIX века.

Пока вышла только первая часть фильма, но и она уже выглядит вполне законченным произведением.

«Неправильный коврик»

Реж. Иван Максимов

Пока внучка гуляла, бабушка перевернула коврик под дверью, и девочка не смогла найти квартиру, в которой живет. Грустная и пугающая история о поиске дома. Иван Максимов впервые работает в кукольной анимации, и получается прекрасно.

«Сон бабушки». Реж. Мария Зерминова. 2023

Документальная анимация

Особенная радость прошедшего года — появление ярких, новых по звучанию документальных мультфильмов. Большинство российских авторов анимадока чаще сосредотачиваются на описании внутренних проблем, из-за чего взгляд оказывается замкнут в себе. «Сон бабушки» Марии Зерминовой или «Житие братьев-близнецов» Марии Максимовой направляют внимание на другого человека и окружающий мир. Меняется и интонация фильмов — «Мой голос» Натальи Барковой и «Семечко» Марии Пискуновой хотя и рассказывают о личных трудностях и кризисах, пытаются посмотреть на них со стороны и тоже выходят из замкнутого круга переживаний (при помощи пения или фотографирования природы).

Под конец хочется отметить долгожданную онлайн-премьеру фильма Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе». Мультфильм вышел в 2015 году, но только сейчас стал доступен широкому зрителю. Последние пять лет Демин не снимает, больше сосредоточен на работе со студентами. Очень ждем его новых работ.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: