Из архива — Александр Расторгуев об «инженерном» кино
К выходу книги «Расторгуев» публикуем архивную запись — мастер-класс в «Порядке слов». Это актуальный именно сегодня рассказ о том, как интернет и фасеточное зрение современного зрителя размыкают границы стремительно устаревающего кинематографа.
Расторгуев купить
На этой неделе, когда в сети начали появляться первые эпизоды проекта DAU, мы предлагаем вам обратиться к другому новаторскому фильму-мозаике — проекту «Норильск. Фильм», который так же был задуман как необъятное, кроссплатформенное, вторгающееся в реальность кинополотно, возникающее в глазах каждого конкретного зрителя. По замыслу Александра Расторгуева и его соратников Алексея Пивоварова и Павла Костомарова фильм должен был складываться из фрагментов прямо на сайте. В своем архиве мы нашли видеозапись мастер-класса, в ходе которого Расторгуев рассказывает о видении будущего кинематографа, «инженерном кино», размыкании традиционного хронометража и линейного повествования, а также открывающихся мультимедийных возможностях. На записи, увы, отсутствует часть видеодорожки, но мы верим, что лекция представляет огромный интерес даже в таком виде. Книгу о кинематографе Александра Расторгуева можно заказать у нас на сайте.
Александр Расторгуев:
Если сегодня есть смысл о чем-то говорить, то нужно говорить о стратегии возможных форм кино, которыми придется заниматься в ближайшее время. Они, на мой взгляд, лежат не в плоскости авторских высказываний, а в плоскости работы с контекстом. И вообще в плоскости инженерных решений.
‹…› Мне кажется, что кино сегодня — это такая плохая архаика. То, что будет происходить, то, чем надо заниматься в ближайшее время — это такие кросс-платформенные проекты. Некая форма высказывания, которая существует сразу на нескольких площадках. Придумывать такие штуки, решать инженерные задачи — это и есть задача сегодняшних режиссеров. На мой взгляд, это самое сложное и самое прикольное. Математические ребусы. Перевод наработанных конструкций в плоскость художественных решений. Это такие унитазы, которые везде лежат и их надо внести на выставку, придать им новые концептуальные смыслы.
Ситуация сейчас такая: для того, чтобы тихим голосом говорить нежные слова, ты должен сначала построить фундамент.
‹…› Он [интернет] меняет высказывание. Когда вы выкладываете в интернет какой-то ролик, и под ним возникают лайки и обсуждения, внутри этого обсуждения формируется понимание. Это не какая-то критика, которая выйдет в легких и тяжелых журналах, не ученые, которые потом напишут про это книги, не обсуждения фильма в кулуарах, которые потом растворяются в дыму, а зафиксированные вещи. Они создают контекст. Если это высокое искусство, они создают контекст высокого искусства. Если это запчасть проекта, который не виден сразу, то эти комментарии свяжут ниточки, паутину большого проекта.
‹…› Сейчас снимаются миллионы фильмов в год. Снять кино, которое заметят — очень тяжело. Это инженерная задача. Не просто прийти и сказать бесконечно прекрасное и нежное слово или спеть новым голосом роскошную песню, а предложить человеку приключение, которое больше, чем один его вечер, или больше, чем весь его жизненный опыт. Предложить ему приключение личного открытия.
‹…› Нам казалось, что мы сделаем игровую историю с пацанами с улицы. А потом мы поняли, что у нас даже на это нет денег. У нас не было настоящего художника, не было возможности выбирать натуру. Мы работали очень маленькой, компактной группой. И предложили людям камеру, чтобы они поснимали у себя дома. Какие на окнах стоят вазы, какие обои… Мы дали камеру для визуального сбора информации. А потом в эти камеры попали их мамы, сестры, дети, девушки. И мы поняли, что они сделают это интереснее и лучше. В том способе, которым они будут это делать, будет больше художественности. Самая главная интенция современного искусства — стремление к архаическим, простодушным формам выражения.
‹…› Напрямую сказанные поэтические высказывания — они сейчас не будут услышаны. Извините меня за бухгалтерский тон, но, к сожалению, а может и к счастью, ситуация сейчас такая: для того, чтобы тихим голосом говорить нежные слова, ты должен сначала построить фундамент. А потом выйти посреди этого поля и сказать: «Отче наш», — например.
‹…› Мы изобрели такое кино, мы изобрели такие новости. И пока больше ничего не можем изобрести.