18+
// Хроника

2017. 10 событий и тенденций российского кино

Редакция «Сеанса» в этом году не стала составлять свой топ русских фильмов. Мы решили взглянуть чуть шире: назвать десять событий и тенденций, определивших облик 2017 года в отечественном кинематографе. Главное, о чем мы писали, важное для нас и, верим, интересное вам.

Фото со спектакля «Сон в летнюю ночь» Седьмой студии Кирилла Серебренникова.

 

Дело «Седьмой студии». В августе Кирилл Серебренников под конвоем доставлен в Москву со съемок фильма «Лето». Следствие обвиняет режиссера в мошенничестве и отрицает факт постановки спектаклей, удостоенных «Золотой маски», утверждая, что деньги, потраченные на них, были украдены. Тем временем в декабре в Большом театре с шумом проходит премьера поставленного Серебренниковым балета «Нуреев».

Материалы по теме:
• Кинематографисты о задержании Серебренникова
• Любовь Аркус о деле «Седьмой студии»
• Фотографии со съемок фильма «Лето»

 

«Нелюбовь» и «Аритмия». Самыми обсуждаемыми отечественными фильмами года становятся не шумные блокбастеры, а авторские картины Андрея Звягинцева и Бориса Хлебникова. Успешный прокат «Нелюбви» подготовлен важной наградой в Каннах, а «Аритмии» — главным призом «Кинотавра». Картины активно обсуждаются зрителями и сталкивают критиков, которые разделяются на два лагеря.

Материалы по теме:
• Рецензия на фильм «Нелюбовь»
• Рецензия на фильм «Аритмия»
• Врачи об «Аритмии»

 

Школа Александра Сокурова. Выходят в прокат первые полнометражные фильмы учеников мастерской Сокурова — «Теснота» Кантемира Балагова и «Софичка» Киры Коваленко. Александр Сокуров получает награду Европейской киноакадемии за вклад в киноискусство. 2017 год можно по праву назвать его годом.

Материалы по теме:
• Подборка материалов о Мастерской Александра Сокурова
• Рецензия на фильм «Теснота»
• Дайджест интервью Кантемира Балагова
• Рецензия на фильм «Софичка»

 

«Матильда». Реж. Алексей Учитель. 2017

Скандал на «Артдокфесте». Кинематограф продолжает оставаться крайне агрессивной средой. К традиционным «заминированиям» ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок» добавляются парализованные показы Беаты Бубенец на «Артдокфесте», шумная депутатская кампания по запрету «Матильды», которая завершается поджогами кинозалов и отказами от показа фильма из соображений безопасности. Кинематографисты вынуждены работать с оглядкой. Параллельно государство не оставляет попыток усилить давление на прокат, идут споры о введении новых сборов.

Материалы по теме:
• О программе «Артдокфеста-2017»
• Елена Фанайлова о срыве показа фильма «Полет пули»
• Рецензия на фильм «Матильда»
• Эксперты о «кинопрокатном взносе»

 

Ирина Горбачева и Дарья Жовнер. Два больших актерских дебюта в кино. Героини «Аритмии» и «Тесноты» — пожалуй, самые яркие и запоминающиеся женские кинообразы 2017 года в России.

 

«Осел». Реж. Анатолий Васильев. 2017

Операторские удачи. «Тесноту» Кантемира Балагова, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Осла» Анатолия Васильева сняли прекрасные операторы: Артем Емельянов, Даниил Фомичев, Саша Кулак.

Материалы по теме:
• Рецензия на фильм «Осел»
• Интервью с Александром Хантом

 

Госфильмофонд. Последние месяцы года мы обсуждаем ситуацию вокруг Госфильмофонда. Не только в связи с вынужденным уходом старшего куратора Петра Багрова, но  также вследствие планомерного сокращения научного отдела и сворачивания архивной работы. Проблемы Госфильмофонда кажутся частью одной большой тенденции: культурное поле продолжает сужаться.

Материалы по теме:
• Первые отклики кинематографистов на уход Петра Багрова
• Кураторы, критики и историки кино о ситуации вокруг Госфильмофонда

 

Со съемок фильма «Мешок без дна». Реж. Рустам Хамдамов. 2017

«Мешок без дна». Рустам Хамдамов заканчивает свой фильм, показывает его на Московском кинофестивале и даже выпускает в прокат. Изысканная черно-белая сказка по мотивам «В чаще» Рюноске Акутогавы (как и «Расемон» Куросавы) возвращает на большой экран Светлану Немоляеву.

Материалы по теме:
• Рецензия на фильм «Мешок без дна»
• Алексей Артамонов о Рустаме Хамдамове
• Интервью Петра Лезникова с Рустамом Хамдамовым

 

Out 1 Риветта в Москве. Силами «Электротеатра», «Синефантома» и Бориса Нелепо в Москве проведен беспрецедентный показ легендарного фильма-лабиринта, пройти который можно примерно за 12 часов. Представлять картину в Москву приехал Жан-Пьер Лео. Помимо таких спецсобытий — в России активно развивается и вполне будничный ретроспективный прокат. К нему постепенно подключаются не только энтузиасты-одиночки, но и большие сети (например, «Каро»).

Материал по теме:
• Андрей Карташов об Out 1

 

Перезагрузка главных журналов о кино. После смерти Даниила Дондурея главным редактором журнала «Искусство кино» становится Антон Долин. Редакция заявляет, что отныне журнал будет выходить раз в два месяца. А «Сеанс» впервые в своей истории объявляет подписку и переходит на ежеквартальный режим.

Beat
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»