Арнольд Фанк — Это не предел
В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске с 22 февраля по 1 марта пройдет Эхо II Московского международного фестиваля архивных фильмов. Среди прочего, в программе «Карта ветров» можно будет увидеть «Белый ад Пиц Палю» — классику горного фильма. О его режиссере Арнольде Фанке, бравшем самые разные вершины, читайте в портрете Алисы Насртдиновой.
Лавины, опасные спуски, жутчайшие морозы, отвесные скалы, переворачивающиеся ледники — доктор Фанк просыпался, продремав от холода пару часов, пил кофе, чтобы согреться, и, взвалив на себя камеру и лыжи, уходил прочь со всей съемочной командой от остывающего шале, затерявшегося в горах. Снимать нужно было быстро, пока следующая снежная буря не отрежет их от всего остального мира (в такую погоду и за дверь-то выходить приравнивалось к самоубийству). На подобные риски Фанк шел вовсе не от неуемной бравады, отнюдь. Кажется, он просто не умел по-другому, не понимал, как это: по-другому. В самом буквальном смысле.
Съемочный процесс заменил доктору Фанку исследовательскую лабораторию
Хилый и болезный мальчишка Арнольд из Франкенталя (оттуда в 1906 году он переезжает со своей семьей в Фрайбург, где и проживет до самой своей кончины в 1974), все детство страдает от тяжелой формы астмы и подолгу лежит на больничных простынях. Результат — атрофия мышц и необходимость учиться ходить заново после каждого очередного приступа. Спасают его только высокогорный воздух санатория в Давосе, активные занятия лыжами и альпинизм. Отныне — в горах его сердце. Восторг от легкого головокружения и застрявший однажды в горле возглас восхищения — детские впечатления подтолкнут молодого человека изучать как поэтику гор, так и их эстетику.
Решительный и жаждущий знаний Фанк едет сначала в университет Мюнхена, потом Берлина и наконец добирается до Цюриха. Посещает семинары по философии, — но эта наука ему быстро наскучила, и он так увлекается геологией, что пишет диссертацию по окаменелостям Санкт-Галлена, а после Первой мировой войны получает докторскую степень. Чуть ли не с самой первой своей документальной картины он будет фигурировать в титрах как «Доктор Арнольд Фанк», никак иначе. Забавным каламбуром в биографии Фанка станет то, что служа в военное время в контрразведке, он тесно сотрудничает со знаменитой немецкой шпионкой Мадмуазель Доктор. В пересказе Лени Рифеншталь эта подробность приобретает оттенок пикантности.
Профессиональный геолог и альпинист, Фанк на лыжах исходит все Альпы с фотокамерой наперевес. В 1913 году он сопровождает киноэкспедицию на горный массив Монте-Роза и знакомится там со своим будущим оператором Зеппом Альгейером. Мимолетная встреча с кинематографом — и, вернувшись с войны, он тут же покупает собственную кинокамеру, а позже с несколькими друзьями из Фрайбурга организовывает «Фрайбургское общество горных и спортивных фильмов». Маленькая кинокомпания выпускает фильмы про лыжников, анимационные ролики, документальные картины и даже фотоальбомы с раскадровкой лыжных прыжков, служащих инструкцией для спортсменов. Здесь доктор Фанк снимает свои первые документальные фильмы, порой одновременно выступая в качестве режиссера, оператора и монтажера.
С женщинами ему везло меньше, нежели с горами
Эти фильмы Фанк показывает в арендованных на собственные деньги кинозалах, ибо ни один прокатчик не хочет связываться с мало популярными у публики документальными лентами. Но доктор геологии упорно настаивает на своем: его горные фильмы совсем не походят на снятые в стандартной открыточной манере травелоги. Фанк со всей основательностью подходит к кинопроцессу, воспроизводя чуть ли не полный цикл самостоятельно. Отголосок отцовского подхода к делу (тот был сахарозаводчиком) прозвучал и в последнем периоде жизни Фанка. Когда режиссеру будет запрещено снимать фильмы из-за связей с национал-социалистической партией (в которую он вступит в 1940 году и для которой сделает несколько ничем не примечательных картин), он до самой смерти будет заниматься лесной промышленностью. Особенно язвительные уточняют — великий режиссер стал лесорубом.
Через окошко видоискателя Фанк приглядывался к природе давно — сами по себе статичные планы не представляли для него интереса. Съемочный процесс заменил доктору Фанку исследовательскую лабораторию; он смотрел на горы под самыми невероятными ракурсами, желая обнаружить те, что передали бы идею гор, их эйдос: динамику, изменчивость, фактурность поверхностей, движение света и тени, свечение и блеск. Он пытается найти небывалое изображение, от которого возникло бы ощущение небывалости магической, волшебной. Иначе говоря, он ищет фотогению. Доктор Фанк понимает, что в горах время движется совершенно иначе и включает замедленную и ускоренную съемку в каждый свой документальный фильм, рождая абстрактную поэзию. В подзаголовке одного из его ранних фильмов значится: «Альпийская симфония в образах» («Борьба с горой», 1921), а документальный фильм «Белый стадион» об Олимпийских играх 1928 года может стать в один ряд с поэтическими очерками о городах, приобретшими большую популярность во второй половине 1920-ых.
Маниакальный интерес к горам вслед за Фанком проявляют его же актеры и во многом последователи — Лени Рифеншталь и Луис Тренкер
Успех документальных лент был ошеломительный — кинокомпания УФА предложила заключить контракт, но только на условиях, что у поставленной картины должен быть сюжет. В 1926 году выходит полнометражная «Священная гора» с Лени Рифеншталь и Луисом Тренкером в главных ролях. Фанк, впрочем, дошёл до этого решения и сам, двумя годами ранее он снял игровую картину «Гора судьбы», на съемках которой познакомился с проводником Тренкером, заменившим исполнителя главной роли. Рифеншталь будет вспоминать, что ходила на ежедневные кинопоказы этого фильма до тех пор, пока не решилась разыскать режиссера. Мысль о том, чтобы сыграть у Фанка, лишила ее покоя и перевернула жизнь. В свою очередь, Рифеншталь лишила покоя самого доктора Фанка. Отвергнутый, он сильно переживал и был способен на «безумства», — правда, уже на следующий день предлагал свою дружбу. Но продолжал ревновать, писать любовные записки, строить козни более удачливым кавалерам — доктор геологии еще долго не терял надежды. С женщинами ему везло меньше, нежели с горами. И, как выяснится, «безумства» были регулярной тактикой Фанка в деле обольщения противоположного пола. Иногда срабатывало.
Съемочная группа Фанка, как правило, состояла из 5-6 человек, профессионально занимавшихся спортом — альпинизмом, горными лыжами. Лыжными инструкторами и горными проводниками были операторы Ханс Шнеебергер (по прозвищу Снежная Блоха), Ричард Ангст и начинающий режиссер Луис Тренкер. Зепп Рист, снявшийся в нескольких фильмах Фанка и впоследствии ставший профессиональным актером, был чемпионом Европы по прыжкам с трамплина в свободное от работы в Нюрнбергской полиции время. Неоднократно принимал участие в съемках и знаменитый летчик-ас Эрнст Удет. Актеры повисали над бездной на тросах, стояли под обрушивающейся лавиной, босыми ногами карабкались на скалы. Операторы часами замерзали в снегах, ожидая правильного освещения, уходили высоко в горы в изменчивую погоду, чтобы найти еще пару новых ракурсов. Персонажи Фанка были более чем реальны, он все время находился с такими людьми — это с ними он каждый день разжигал огонь, чтобы согреться, и с ними ложился спать, кутаясь в тонкое одеяло. Герой/актер/человек интересовал Фанка только с точки зрения взаимоотношений с природой. С суровой, жестокой природой — квинтэссенцией стихии. В мире, который знал Фанк, физическая сила прямо пропорциональна силе духовной. Живущие в горах по определению «герои» — у доктора Фанка нет в этом никаких сомнений. Открытым остается лишь вопрос о том, сможет ли человек — перед камерой или за ней — в каждом конкретном случае совладать со стихией. Не жажда превосходства, но возможность стать равным.
Маниакальный интерес к горам вслед за Фанком проявляют его же актеры и во многом последователи — Лени Рифеншталь и Луис Тренкер, которым вскоре доведётся снимать собственные фильмы о горах. Ещё в бытность актёрами Фанка они зачастую сами брались за камеру, если единственный оператор уходил в горы снимать сход лавины с другого склона. Так начинала снимать Рифеншталь. Для определения операторского почерка Зеппа Альгейера, Ханса Шнеербергера, Альберта Беница, Вальтера Римля и Ричарда Ангста, постоянно работавших в горах с Фанком, Рифеншталь и Тренкером, даже ввели специальный термин — фрайбургская школа. Конечно, каждый из перечисленных режиссеров создавал свой, уникальный киномир. Но общая тематическая и визуальная составляющая объединяет их картины в жанр «горных фильмов» — Bergfilm. И этими тремя именами жанр горных фильмов в своем классическом изводе и ограничивается, — что, впрочем, вовсе не говорит о том, что эти фильмы возникли из ниоткуда и ушли в никуда. Предшественниками эстетики и метафизики горных фильмов были немецкие романтики, а среди последователей — Вернер Херцог с его «Криком камня».
В отличие от героев фашистских фильмов, персонажи Фанка героичны, но они отнюдь не небожители
Установка на исследовательскую дотошность в «правдивом» отображении природы на экране с первых же фильмов уступает место пониманию того, что природа остается немой в отсутствии фиксации кинокамерой. Работа над документальной короткометражкой «Феномен облаков в Малое» (1924) подводит мысли Фанка к вариации на тему романтического трансцендентализма в духе Шеллинга. Знания человека о себе и об окружающем мире приводят к сознательному выражению бессознательной жизни в природе. В игровые же фильмы Фанка подключается иконография пейзажа, перенесенная им из картин Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге и Йозефа Антона Коха. Но в случае Фанка важно понимать, что природа, в отличие от концепций немецких романтиков, — это не итог проекции человеческого духа. Режиссер делает природу, стихию главным действующим лицом фильма, вводя соответствующую ремарку в титры. Герой на экране оказывается проводником, медиумом, посредством которого мы можем считывать язык природы. Балаш пишет, что «природа встречается с человеком и сама становится живым существом». Человек — это зеркальце, подносимое к спящей природе, чтобы по запотевшему стеклу удостовериться: она дышит.
В документальных картинах «Борьба с горой» (1921), «Чудо лыж» (1920), «Охота на лис в Энгадинском национальном парке» (1922) фигура человека в пространстве кадра присутствует всегда, но либо на правах декоративного элемента (массовые сцены на съемках с верхнего ракурса, на сверхобщем плане, в контровом свете, при замедленной съемке), либо же в качестве спускового механизма, приводящего в движение снег (прыжки, повороты) и создающего орнамент на снегу лыжными следами. В игровых картинах Фанк отыскивает и вычленяет в человеке ту же подлинность, которую он обнаружил в горах. Подлинность тела он видит в физическом совершенстве — силе и ловкости, а подлинность духа — в архитектуре лица. И если общий план с силуэтом героя тут же отсылает к универсальности, к человеку вообще, то крупный план Фанка наделяет универсальность чертами индивидуального. Не световые маски из грядущего нацистского кино, но фактурные лица, с глубокой светотеневой прорисовкой. Однако человеческого в «обретших лицо» героях тоже мало — они по-прежнему отлитые из бронзы изваяния, высящиеся на горных кряжах («Священная гора», 1926, «Бури над Монбланом», 1930). Суровая природа, от которой неотделим Фанк, порождает подобный облик героев сама — нещадное солнце и неистовый ветер создают соразмерное себе лицо. Застывающий на этом лице снег или лицо, покрывающееся коркой льда, — природа забирает себе то, что ее по праву. Доктору Фанку остается только зафиксировать новый ледник или небывалую геологическую породу.
До своего предела эта история доходит в картине 1929 года «Белый ад Пиц Палю», которую Фанк ставит вместе с Георгом Вильгельмом Пабстом. Фанк привычно берет на себя натурные съемки, а Пабст прорабатывает сюжетную линию. Рифеншталь вспоминает, что подобной работы с актерами в других фильмах Фанка не встретится. Собственно, именно она и настояла на приглашении Пабста. Фанка всегда упрекали в примитивности сюжетов, топорности главных героев и в неумении работать с актерами. Доктор геологии писал сценарии к своим фильмам за три дня, а после на полгода уезжал со съемочной группой в экспедицию. Его действительно мало интересовала драматургия фильма — конфликт неизменно был одним и тем же. То, что до этого Фанк уловил и зафиксировал — история про героев, порожденных пространством и ему принадлежащих, — при содействии Пабста обернулось экзистенциальной трагедией.
Вечность — точка притяжения сюжета, финальный аккорд
Восхождение на гору как ритуальное восхождение к смерти — герой Густава Диссля, доктор Крафт, уже несколько лет бродит вокруг горы, пытаясь найти погибшую там возлюбленную. Мария покоится в своем ледяном саркофаге в утробе горы, она теперь часть её — воссоединиться с невестой Крафт может, только оставшись рядом с ней. Герой ищет Смерть, всеми мыслями стремится к Ней и воспринимает Её как счастье быть рядом с Марией. Образ Смерти, — невеста во льдах, — найти который пытается Крафт, не сопряжен с физическими страданиями героини. Наоборот: невероятной красоты кадр. В нем, в конечном счете, заключается главная идея Лица — в этом состоянии покоя как предельного совершенства, предельной свершённости. Ибо в момент своей кончины герои обретают статику, и над ними не властны больше ни время, ни страсти, ни стихия, — вообще ничего. И это даже не смерть вовсе — она сама замерзла, застыла; это фаустовское «Остановись, мгновенье!». Это — вечность.
О том же будет начало фильма «S.O.S. Айсберг» (1933), где в кадре мы видим только тень пишущей руки на стене Платоновой пещеры, — жив или мертв разыскиваемый всеми профессор, не так уж и важно. Он прошел свой путь, за ним должны пройти и другие. То, что у Фанка прежде и после будет существовать разорванно, полуфразами и в основном на визуальном уровне, Пабст встраивает в «Белый ад» на уровне сюжета. Кадр с лицом Марии не «работает» без пламенеющего от колкого снега лица Крафта. Общий план, которым начинается и заканчивается каждый фильм Фанка, — не более чем видовая картинка, лишенная всякой метафизики, не выстрой Фанк весь оставшийся фильм на динамике и сиюминутной изменчивости окружающего мира.
Вечность — точка притяжения сюжета, финальный аккорд. Остальное экранное время фильмов строится на стремлении к этому пределу. Важно: в отличие от героев фашистских фильмов, персонажи Фанка героичны, но они отнюдь не небожители. И вечность не делает их таковыми, поскольку достигнув ее, они теряют себя — свою оболочку, индивидуальность, дух. Они лишь способны на подвиг, и режиссера интересует то, как они его совершают. Столкнувшись с природой, персонажи начинают существовать сообразно миру, в котором оказались. Она их дотягивает до себя, обещает вечность, — и иногда дарует её.
Тяжело дышащий школьник Арнольд прижался носом к окну и восхищенно смотрел на огромные белые шапки Альп, пока паровоз быстро мчал его из Германской империи в маленький швейцарский городок Давос. Он впервые видел горы так близко.