“Солнце” Александра Сокурова


«Солнце» – удивительно глубокое продолжение величественного цикла фильмов про Личность и Историю. Я знал об этом замысле, но мне казалось совершенно невозможным его осуществление. Потому что японская история и японская культура для нас, европейцев, на самом деле – непостижима. Но у Сокурова получился абсолютно общечеловеческий фильм. Особое впечатление на меня произвело вот это столкновение двух культур: западной, в ее самом вульгарном варианте – американском, и восточной, в несколько европеизированном виде (Япония во время войны еще очень хотела походить на Европу). Напряженность этого конфликта, когда священная для японцев фигура, почти Бог, кажется американцам комиком Чаплиным, не отпускает. Я был просто заворожен многообразными и постоянными противопоставлениями, исполненными сильнейшего драматизма; стычками цивилизаций, которые воплощает художник, воспитанный европейской культурой. Думаю, что в историю кино войдет эпизод бомбежки Токио. Сейчас, когда мы с нашими германскими коллегами задумались о том, как представить войну в Эрмитаже, у нас высветились три символические точки Второй мировой: Ленинград, Дрезден и Хиросима. Cокуровские кадры налета на Токио грандиозны. Я полагаю, что у них будет своя жизнь в мировой культуре, возможно, даже отдельная от фильма.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: