Квартальный баланс


— Пан Ежи, глядя на киноафишу газеты «Глос Выбжежа», мы заметили, что прокатчики Троймяста пошли не самым трудным путем в своей экономической и репертуарной политике. Примерно 70 % фильмов, которые сегодня демонстрируются в Гданьске, Гдыне и Сопоте — фильмы производства США.


— В нашем прокате нет значительного преимущества фильмов США.

— Но очевидно абсолютное преимущество фильмов США.

— Мы стараемся представить и польскую продукцию. Сейчас билет в кино стоит примерно от полутора до трех тысяч злотых. При том экономическом кризисе, который мы сейчас переживаем, хлеб стоит дороже, чем билет в кино. Но хлеб и масло купить надо, за воду и отопление платить надо, а в кино при нашей нищете ходить как бы необязательно.

Сейчас поход в кино — это принятие решения. Надо выйти вечером из дома, оплатить очень недешевый транспорт и купить очень недешевый билет. Так что я не могу сказать, чтобы кинотеатры у нас были заполнены.

А кинотеатры должны обеспечить свое существование и покупать новые фильмы. Нынче нужны немалые средства на содержание кинотеатров (поднялись цены на воду, электроэнергию, и т. д.). Естественно, что кинотеатры предпочитают фильмы со стопроцентной гарантией прибыли. И поэтому в прокате неизбежно начинают доминировать фильмы, на которые зритель точно пойдет. У людей сейчас достаточно сложная жизнь, чтобы еще заниматься проблемами отвлеченными. Им просто не до этого.

— Вы хотите сказать, что польское кино сплошь занято отвлеченными проблемами?

— Польское кино всегда было по своей природе очень политическим. Но мода на политическое кино уже прошла. В то время как фильмы Вайды и его поколения продолжают выяснять отношения с системой. Теперь нет спроса на кино этого типа.

Всеми этими белыми пятнами истории ежедневно занимаются газеты и телевидение.

— Но ведь современное польское кино — не только Вайда и его поколение. Вероятно, имеются в виду не только содержание фильмов и доступность эстетики, но, скорее, какие-то материальные возможности? Или невозможности.

— Сейчас и кинопроизводство и прокатчики должны включиться в экономическую игру, которая ставит свои жесткие условия.

— К сожалению.

— Не к сожалению. С 1 февраля в Гданьском воеводстве идет речь уже об иной структуре проката. До недавней поры у нас была централизованная система и 17 окружных предприятий, которые занимались и распространением кинофильмов, и материальным обеспечением кинотеатров. А сейчас изменится сам принцип функционирования кинотеатров. Они будут самостоятельными предприятиями, где работодателем будет владелец кинотеатра. Он может владеть кинотеатром, а может его арендовать. Мы предполагаем продажу кинотеатров частным лицам. Вопрос покупки не так прост, для этого нужны разработанные юридические основания и люди, которые бы хотели вложить деньги. Мы предвидим, что некоторое время экономическая ситуация будет нестабильна. Потом, скорее всего, будет уничтожена централизованная система, в результате чего возникнут 5–7 прокатных фирм. Они будут заниматься самостоятельной репертуарной политикой, имея право на закупку фильмов у студий и продажу их кинотеатрам. Я говорю сейчас о государственных фирмах проката. Но при этом будут существовать и частные прокатчики. Тогда возникнет нечто вроде конкуренции. Шансы на выживание получит тот, кто будет продавать фильмы дешевле, и у кого будет интереснее репертуар. Государственная система проката опиралась на дотации. Например, существовала система льгот, действующая при закупке фильмов за границей. Так, если доллар стоит 1500 злотых, то при закупке фильма прокатчики расплачивались из расчета 500 злотых за доллар. Остальное компенсировало государство.

Сегодня существует только небольшая часть дотаций, предназначенная для ремонта кинотеатров. А цены на доллар одинаковы теперь для всех.

— Что изменилось конкретно для отдельно взятого кинотеатра?

— В прежней системе не действовали здоровые экономические законы, а только планы, инструкции, циркуляры — часто неразумные и всегда немобильные. Скажем, предписывалось определенное количество работников в кинотеатрах. Сейчас в системе, например, арендованных кинотеатров ту же работу выполняет меньшее количество людей, и то, что они заработали, принадлежит только им. Теперь каждый владелец кинотеатра будет иметь собственный счет в банке и платить прокатчику. То, что останется, можно делить между сотрудниками.

— Каковы функции министерства в этой новой системе?

— Участие министерства должно быть минимальным. Прежде всего оно должно ввести налоговые льготы для проката польского кино. Комитет признал, что национальное кино нуждается в определенной квоте. Польский фильм должен обходиться прокатчику дешевле. Министерство будет платить 40 % дотации владельцу кинотеатра, который купит пусть не коммерческую, по художественно значительную польскую картину.

— А как будут складываться отношения фирмы проката и киностудии?

— Будет действовать двоякая система продажи лицензий: либо мы покупаем за 10 миллионов лицензию на картину и на этом прекращаем со студией финансовые отношения, либо — принцип договора, по которому 30 % от прибыли перечисляется студии. Первая форма — это риск для проката, ибо он не в состоянии сразу оплатить все лицензии, для студии же она наиболее выгодна.

— То есть Вы считаете, что студия не может существовать на проценты от продажи своей продукции?

— Киностудия не в состоянии себя окупить. По нашим сведениям, каждый фильм дотирован, и не обязательно государством. В Польше уже существуют частные продюсеры, которые финансировали несколько картин. Спонсорами иногда выступают и государственные фирмы, не имеющие отношения к кино, но желающие вкладывать в него деньги. Это крайне разумная и полезная система.

— То, что Вы рассказываете о новой концепции проката — уже реальность?

— Мы начали разрабатывать эту концепцию с осени 1988 года. Сегодня в Гданьском воеводстве в новой системе задействовано уже 50 кинотеатров.

В конечном итоге кинотеатры должны стать полностью самостоятельными предприятиями, у которых основная форма собственности — частная. Также должна существовать государственная сеть кинотеатров,- и это будет общественная собственность города или деревни; каждый муниципальный совет должен владеть некоторым количеством таких кинотеатров. Эта система осуществится, я надеюсь, после выборов в территориальное самоуправление.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: