18+
13

8

Мне кажется, что главное у Бергмана — это длящаяся реальность. И очевидно, что предел этому опять-таки положил Бергман — потому что продлевая реальность, он в какой-то момент осознает конечность этого процесса и приходит к выводу, что описание чего бы то ни было в кино уже невозможно в принципе и таким образом уже сам фильм должен жить в этой реальности. И в «Персоне» он рвет пленку… В 60-е годы выходят три картины, которые закрывают процесс языкообразования в кинематографе и подводят черту под самой концепцией авторства: «8 1/2» Феллини, «Персона» Бергмана и «Эмпайр Стейт Билдинг» Уорхола. Феллини нарушил привычную конвенцию, на каждом шагу показывая, что фильм рождается по воле тех, кто в нем действует и что совершенно непонятно, кто автор, а кто герой. Но это, конечно, литературно, это уже было у Пиранделло, зато за два года до «Персоны» Энди Уорхол снимает свой небоскреб, причем устанавливает камеру так, чтобы в кадр попадала только верхушка здания, и снимает эту абсолютно статичную модель восемь часов , изгнав какое бы то ни было движение из кадра. Тем самым он делает смерть в кино категорией не просто описания, но самоописания, показывает, что восемь часов просмотра этого фильма — это восемь часов прошедшей жизни, и глазу не отдохнуть, не отвлечься от зрелища смерти. Но Уорхол уже одной ногой постмодернист, хотя и маскирует свои экзерсисы под крутой авангард. А Бергман, безусловно, последний модернист мирового кинематографа, и именно Бергман создает кадр, который ставит жирную точку в истории модернизма. Бергман — это последний киноавтор, который в «Персоне» в конце концов показывает, как в его фильме рвется пленка, когда взаимоотношения героинь приобре-тают такой болезненный оттенок, что не выдерживает сама материя фильма. Это, если угодно, конец авторства — когда автор отказывается описывать нечто, испытывает на разрыв саму художественную материю. Это предельный жест художника, за которым в иных искусствах в практике столетия начинается уже концептуальное творчество.

Охотник
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»