Видео

Сеанс реального — «#ЯЗДЕСЬ» Валентины Булаевой

Сегодня в нашей новой рубрике «Сеанс реального» — премьера режиссерской версии картины Валентины Булаевой «#ЯЗДЕСЬ», рассказывающей о жизни после тюрьмы. Фильм будет доступен для просмотра в течение недели.

Еще на втором курсе ВГИКа (я училась в мастерской Алексея Учителя) я услышала от подруги, которая работает юристом в женской колонии, что у них там проводится конкурс красоты: «Если бы ты увидела этих девочек, никогда бы не подумала, что они сидят!» Меня это сразу зацепило. Было интересно: какие они и какие у них представления о красоте?

На пятом курсе нужно было делать диплом, и я вспомнила эту тему. Нашла такую же колонию в Новом Гришино (Дмитровский район Московской области). Но договориться снимать на таких объектах очень сложно. Прежде чем писать письма во ФСИН, лучше поехать на место и познакомиться с начальником колонии. Мой знакомый актер сказал: «Мы там выступали. Я могу туда позвонить и тебя представить». Мы приехали, рассказали, что хотим снимать о конкурсе красоты. Конечно, преподнесли так, что они такие хорошие, замечательные. Их колония достаточно образцовая — такой лагерь «Ромашка». Вряд ли нас бы пустили в другую. Мы им понравились и нам разрешили.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

В первый раз мы туда приехали в 2015 году и снимали их спектакль «Барышня-крестьянка». Я увидела, что все девочки — очень разные. Женщина везде хочет выглядеть хорошо и хотя бы на несколько минут побыть этой красавицей. Некоторые, наоборот, внешне очень похожи на мужчин. Кто-то специально так себя ведет, потому что им выгодно быть, как мужчина. Мне хотелось понять эту мутацию женской природы.

Там удивительные лица. Больше всего меня поражало (и я себя даже за это винила), что я сильнее сопереживаю тем, кто внешне более привлекателен. Это ужасно, но почему-то так. Наверное, потому, что поражаешься: как же так? Ты такая красивая, неглупая, и оказываешься здесь, да еще не в первый раз (это колония рецидивисток).

«Валя, как ты можешь снимать про таких людей?»

Подготовка к конкурсу красоты — это целая работа. В колонии три отряда, и они сами выбирают, кто будет их представлять («защищать честь») — по две девочки от каждого. Всего участвуют шестеро.

Мы хотели рассказать об этих шестерых девушках через их участие в конкурсе. Начали их интервьюировать. Это было непросто. Как расположить их к себе? Когда ты приезжаешь в место, где в них никто не верит (ведь они сидят по второму, по третьему разу), от них отказались близкие, родные, бросили мужья, и ты начинаешь искренне интересоваться их жизнью (а не преступлением), они раскрываются. У каждой интересная судьба. Среди них была и Наташа, которая меня потрясла своим жизнелюбием и невероятной энергией.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

Как получилось, что они попали в колонию? Из шести девушек, которые участвовали в конкурсе, пять сидели за наркотики, одна — за кражу. Мы разговаривали с психологом, который там работает. Есть статистика, что 80 процентов попадают туда потому, что их на это сподвигли их молодые люди — попробовать первый раз или еще что-то.

Я понимала, что столкнусь со стереотипностью восприятия своих героинь, но меня поражало, что среди людей, которых я знаю, были те, кто говорил: «Валя, как ты можешь снимать про таких людей?»

Я решила, что надо снять кино о человеке, который должен вкусить жизнь здесь и сейчас

Мы — два оператора, звукорежиссер (а иногда два, в зависимости от сложности смены) — ездили туда на протяжении года. Всего было десять смен. Снимали много репетиций. Девочки очень старались. Все они хорошо восприняли, что их снимают. Они этого хотели, ждали. Одна спросила: «Вы выложите это в интернет? Нам так хочется, чтобы родители нас увидели!» Тот, кто не хотел сниматься, закрывал лицо шалью.

Получилось очень много материала, но по ряду причин эта картина у меня не сложилась. Материал лежал. Было обидно и больно.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

А связь с Наташей не прекращалась. В колониях дают время позвонить — два раза в неделю по 15 минут — и она мне звонила просто узнать, как дела. Мы были как друзья. В какой-то момент она мне позвонила и сказала: «Я освободилась». Начала рассказывать, как сейчас складывается ее судьба. И мне захотелось снять кино про нее: как человек начинает новую жизнь.

Я видела вылизанные, наливные полы, в которых отражаются деревья, и понимала, что за этой тишиной — что-то жуткое

Мы встретились в Александровском саду — был май, все цвело. Она очень много рассказывала о том, где хочет побывать, и сказала, что может сделать это только сейчас, потому что потом у нее будет надзор. Я думала: все, человек вышел, он свободен. Оказывается, нет. Она вышла на полгода раньше по УДО. Там тоже есть ряд ограничений: нужно отмечаться, а уехать куда-то можно только с разрешения участкового. А через полгода отдельный суд решает, что дальше. И по практике часто присуждают восемь лет надзора, когда никуда нельзя выехать. Этот драматичный момент в ее судьбе меня потряс, и я решила, что надо снять кино о человеке, который должен вкусить жизнь здесь и сейчас.

Алексей Ефимович Учитель знал, что у меня есть материал из колонии. Министерство культуры как раз объявляло прием заявок. Он сказал: «Да, давайте подадим». Мы выиграли и начали съемки.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

Наташа была не против. Мне кажется, ей это было нужно: и чтобы повысить самооценку, а, может быть, чтобы больше поверить в себя — что она не сорвется. Мы с ней потом об этом говорили. Она спрашивала: «Валя, ты в меня верила?» Я говорю: «Верила, но очень переживала, волновалась». Потому что в ней очень много энергии, и, мне кажется, то, что мы были рядом эти полгода, тоже сподвигало ее не ударить в грязь лицом.

Человек на свободе, но на самом деле не на свободе, все равно под надзором

И потом ей было интересно участвовать в съемках. Она образованная, эрудированная — вообще какой-то самородок. У нас был брак по звуку, и она смогла заново озвучить нужные эпизоды. А в эпизоде с участковым она, можно сказать, сыграла как актриса. Это реконструкция реальной сцены, которая была у Наташи. Участкового играет актер Вячеслав Крикунов. В реальности все было даже жестче, участковый ее просто топил: «Ты сидела на героине. Ничего хорошего из этого не бывает. Все вы рано или поздно возвращаетесь». Ее это очень сильно задело, и она сказала: «Посмотрим». Когда она мне рассказала этот эпизод, я решила, что его надо повторить, но полиция не разрешила снимать на рабочем месте.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

Когда мы снова приехали в колонию в 2018 году уже конкретно для съемок «#ЯЗДЕСЬ», нас уже знали. У нас была только одна смена, два оператора, и мы пытались бегом снять все, что было можно: кадры, где девочки просыпаются, и потом на построении, когда они по очереди отходят в сторону, и каждый раз открывается новое лицо, новое лицо, новое лицо… Нам очень хотелось снять, как они разговаривают по телефону, но у них телефон оборудован не совсем по правилам, и администрация не разрешила.

Жизнь — это случай, и с Наташей у нас было очень много случаев

Я хотела передать это ощущение, что все вылизано, на всех эти платочки, но несмотря на то, что все выглядит благополучно, чувствуется, что это колония — очень странный, давящий мир. Когда я туда приехала в первый раз, меня потрясла эта тишина. Я видела вылизанные, наливные полы, в которых отражаются деревья, и понимала, что за этой тишиной — что-то жуткое. А в другой раз я совершенно случайно услышала, как из динамиков читают ПВР (правила внутреннего распорядка): «Запрещается то, то, то…» Это было слышно аж за полтора километра до колонии. Это происходит, когда кто-то нарушает режим, его сажают в ШИЗО, и включают на сутки эти ПВР на всю колонию. Мы просили дать нам эту запись, но нам не разрешили. Мы нашли текст в «Консультант плюс» и записали таким же монотонным голосом.

В одной из первых сцен жизнь в колонии показана через камеру видеонаблюдения (мы это снимали сами на GoPro, хотя в колонии, конечно, есть камеры). И потом также сняты эпизоды в магазине, куда Наташа устроилась на работу. Мы хотели сделать такой рефрен: человек на свободе, но на самом деле не на свободе, все равно под надзором.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

Жизнь — это случай, и с Наташей у нас было очень много случаев. Когда мы поняли, что будем снимать кино о ней, мы начали глубже общаться о ее конфликтах в жизни, и она рассказала по телефону, что они с папой не виделись десять лет. Оказалось, что папа не знал, что Наташа второй раз сидела в колонии — сестра Лена создала для него легенду, что она живет и работает в Новогиреево. Я сказала: «Как было бы здорово, если бы в кино вы встретились» — «Это невозможно». И минут через пятнадцать после того, как она положила трубку, Наташа мне перезвонила: «Валя, мне только что звонил отец!» Они решили встретиться.

Есть много таких болевых тем, о которых люди хотят говорить, а мы не хотим их слушать
Аня разочарована —  «Это я» Александра Расторгуева Аня разочарована — «Это я» Александра Расторгуева

Как снимать эту встречу? Я поняла, что не смогу снять на свою камеру — будет заметно. Нужна была маленькая камера типа такой, на какие снимают хоум видео. Я позвонила подруге, которая в свое время должна была участвовать в проекте Александра Расторгуева «Это я» (участникам давали камеры, чтобы они снимали самих себя — примеч.). Она в нем в итоге не участвовала, но камера у нее осталась. Я тогда была в другой стране. Прилетела ночью, из аэропорта заехала за этой камерой Расторгуева (это было так трепетно, и она принесла мне счастье), и в 10 утра уже снимала их в кафе. Нельзя было, чтобы кто-то сидел, перекрывал обзор, и я объяснила девочке-официантке, которая ко мне подходила, что люди не виделись десять лет и мне нужно обязательно снять этот момент в их судьбе. Когда она принесла мне кофе, она сказала: «Вы знаете, у меня тоже папа ушел». Есть много таких болевых тем, о которых люди хотят говорить, а мы не хотим их слушать.

В фильме есть первые моменты этой встречи. Он даже не обнял ее, и при этом очень нервничал: тряс ногами, даже не снял мокрую куртку. Очень интересно, как люди себя ведут в таких ситуациях.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

Сцена снята скрытой камерой. В продюсерской версии фильма, которая есть на платформах, у него замазано лицо, его не узнать. В режиссерской версии не замазано, но он ее и не увидит. Да и он там не является каким-то антигероем. В этом фильме вопрос этики для меня был в другом: помогаешь ли ты людям, которые тебе доверились, или наоборот. И мы понимаем, что помогли Наташе — она сама нам об этом говорила. И не только Наташе. Мама другой девочки мне сказала, что наше присутствие, съемки и интервью на них влияют, что ее дочь меняется: она стала по-другому рассуждать, относиться к жизни.

Если не выйдешь из этой среды, ты опять туда вернешься

Почему они так часто туда возвращаются? Наташа говорит, что многие на воле ломаются — им здесь тяжело, их воспринимают не как остальных людей. А в колонии проще — там все свои. Когда они выходят, они часто продолжают общаться с теми же людьми, из-за которых туда попали. Если не выйдешь из этой среды, ты опять туда вернешься. Многие пытаются сменить место жительства, чтобы не встречать тех же людей.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019
Человек специально развивался до того уровня, чтобы понять, где и почему произошел этот слом

Сестра Наташи Лена хотела поехать с мужем на море, и решили взять с собой Наташу. Участковый разрешил. У Наташи с сестрой сложные отношения. Раньше они не очень любили друг друга, но вся эта история с момента, когда Наташа попала в колонию, как-то их очень сплотила. Лена — очень чувствительная. Она логопед, дефектолог, работает со сложными детьми, которые плохо слышат, не понимают. Лена почему-то винила себя за то, что Наташа там оказалась. Лена — удивительный человек. Она пошла на специальные курсы, чтобы понять, что произошло. У них там бывают длительные свидания — они три дня живут в специальном здании рядом с колонией почти полноценной жизнью, не по режиму. Они пытались разобраться, что между ними произошло. Наташа потом мне звонила: «Валя, я проплакала все три дня» (а Наташа никогда не плачет, она очень боевая). Человек специально развивался до того уровня, чтобы понять, где и почему произошел этот слом. От недостатка любви. Наташа оказалась недолюбленным ребенком. Она не получала внимания и от старшей сестры. Когда в колонии Наташа показывает фотографии, она говорит: «Даже тут, в детстве, мы не держимся за руки». Они даже не держались за руки, не то чтобы обняться, поцеловаться в щечку. И еще ревность к маме, которая, казалось, почему-то больше любила Лену. Лена была очень покладистой, а Наташке всегда доставалось — она была такая непоседа: то на колготках спустится с третьего этажа, то ей чуть не снесло голову качелями.

Я очень полюбила всю их семью. Они очень открытые.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

Сцену с освобождением Насти мы снимали двумя камерами. Она не знала, что мы будем снимать ее освобождение, для нее это был сюрприз. С этой сценой получилось странно. Было очень холодно. Когда мы все сняли, я попросила оператора посмотреть, что получилось. Смотрим — все в рапиде. Я говорю: «А почему?» — «Наверное, на таком холоде Сонька [Sony] не тянет» — «Ладно. Но смотри, как здорово выглядит». Мы решили оставить в рапиде — ведь это важнейший момент в жизни человека. Сейчас у Насти все хорошо, она родила.

Ты для них просто никто, твоя судьба уже решена

Суд нам снимать не разрешили — прокурор не захотел. Нас пустили только записать аудио. Читают монотонно, быстро. Мне очень жаль, что мы это не сняли, потому что было ощущение: ты для них просто никто, твоя судьба уже решена. Это просто их отношение. Это страшно.

В 2019 году я смонтировала короткую версию фильмо — нужно было его сдавать, а времени на что-то длинное не оставалось. В 2020 я сняла еще сцену бокса у Наташи дома — просто поняла, что этой сцены не хватает — и смонтировала режиссерскую версию. Между ними разница сорок минут. В короткой версии нет кадров из колонии, нет моря, нет ее попыток устроиться на работу.

«#ЯЗДЕСЬ». Реж. Валентина Булаева. 2019

Сейчас Наташа работает в компании, занимающейся закупкой продукции для химчисток. На работе не знают, что она была в таких местах. Каждый год с нее снимают по ограничению, и потом она будет снимать судимость. Путешествует. Недавно ездила на Байкал. Посещает концерты любимых музыкальных групп. Занимается волонтерством — находит дом бездомным животным.

Я думала, что закончила с этой темой, но она меня до сих пор волнует. Осталось много материала, а, главное, интервью с другими девушками. Как-то раз я их пересматривала и думала: «Боже мой, такой материал». Еще оператор Коля так хорошо их снял. У меня есть мечта сделать о них сериал. Все они уже на свободе.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: