Жан Виллар: Вестник
Врата ночи. Реж. Марсель Карне, 1946
Играя или заставляя играть, художник
создает не вымысел, а реальность.
Жан Вилар
В один из первых послевоенных месяцев, когда над Парижем сгущаются сумерки и витает камера Марселя Карне, солдат по имени Диего едет в вагоне метро, чтобы оповестить жену сослуживца, что она уже год как вдова. Он не знает еще, что тому удалось выжить, как тот не знает, что удалось выжить Диего. Не знает, что познакомится («ныне же», как в аналогичном случае выразился Христос) с женщиной, которую любил уже много лет, но никогда не встречал, и станцует с ней лучший в истории кино вальс, и потеряет навек. Не знает, что хотя война уже и кончилась, но никакого завтра не будет, и счастья не будет, потому что с войны не возвращаются. И нынешний Париж населен не теми, кто пережил войну, а теми, кто ее не пережил, —
Для Вилара, создателя Народного театра и основателя Авиньонского фестиваля, кино было занятием побочным, снимался он от случая к случаю: для приработка, из интереса, по дружбе. За двадцать пять лет — полтора десятка ролей, в основном эпизодических; самое большее (за исключением дебютных «Врат ночи») —
Правосудие свершилось. Реж. Андре Кайатт, 1950
Как и все ученики великого Дюллена,
Именно эта неизменность дистанции и порождала эффект отчуждения при
Потому большинство героев Вилара неуязвимы для окружающих (разве что для себя самих). В изысканнейшем фильме Мишеля Девиля «Рафаэль, или Распутник» хромой старый сенатор, циник и негодяй, безответно и преданно влюблен в прекрасную молодую вдову Аврору: единственное доступное его черствой душе чувство, которое он и сам воспринимает как необъяснимый курьез, причуду натуры. Однажды Аврора, дотоле спокойно сносившая его ухаживания, узнает, что этот импозантный старик является владельцем трущоб и обращается со своими жильцами как со скотом; полная возмущения, Аврора прилюдно отказывает ему от дома. «Я злоупотребляю властью денег, вы — властью красоты, — без малейших признаков смущения отвечает седовласый сенатор, направляясь к дверям. — Мы созданы друг для друга». Фильм закончится их бракосочетанием. Метания и смятение героев, взаимное самопожертвование порока и добродетели, — вся трагическая сложность этого мира в конечном счете лишь вновь подтвердит правоту очередного героя Вилара. Нет, конечно же, не правоту его взглядов. Правоту его рассчетов.
Приключения Тиля Уленшпигеля. Реж. Жерар Филип и Йорис Ивенс, 1956
Судьба у Карне даже пыталась еще предотвратить неотвратимое: направить будущего убийцу в другую сторону, не пустить будущую жертву к месту, где должна разыграться трагедия. Ведала ли она о тщетности своих усилий — вопрос для любителей отвлеченных спекуляций; но с тех пор герои Вилара почти никогда не вмешивались в ход событий. Все ведая, все проницая, они ничему не пытались помешать и никому — помочь; так сенатор у Девиля даже пальцем не шевельнул, чтобы поспособствовать браку, о котором одном лишь и мечтал, — он просто дождался. Те редкие случаи, когда это правило нарушалось, лишь подтверждали его справедливость. В «Беспокойных водах» Анри Калефа у героя Вилара, живущего на окраине приморской деревушки, одна обязанность: звоном колокола возвещать о наступлении прилива, чтобы тот не застал врасплох рыбаков и купальщиков. Как и сенатору, ему все же знакома страсть, и тоже любовная; но, в отличие от сенатора, ставшего для Вилара последней ролью, звонарь Улисс еще добивается своей возлюбленной, обещая в обмен на благосклонность рассказать ей то, чего никто больше не знает (и чего, с точки зрения правдоподобия, никак не мог бы знать и он сам, если б только его играл не Вилар). Сделка заключена, желаемое достигнуто; и пока Улисс, впервые в жизни, нежится в объятьях любимой, наступает прилив. Звонарь спохватывается, принимается трезвонить, — но это уже не сигнал, это запоздалая весть о беде: трое детей утонули. Взгляд Вилара устремлен уже не на любимую — на камеру, на автора, на зрителя; и Улисс вешается на веревке колокола.
А когда любимый актер Вилара, премьер Народного театра Жерар Филип единственный раз в жизни решается сам встать за камеру и экранизировать «Тиля» — с собой в главной роли, разумеется, — то предлагает главрежу и наставнику роль герцога Альбы. Здесь — не только цеховая шутка на тему «месть актера», кастинг в жанре капустника; Альба Вилара — также в первую очередь «человек неотсюда». Обряженный в тяжелый костюм, скрытый под многослойным гримом, Вилар несет смерть и разрушение одним лишь своим вторжением в центр кадра: Альба хочет стать судьбой Фландрии, переменить ее сообразно высшим божественным законам, для него всеведение уже не самодостаточно, оно — лишь средство к управлению окружающими, низшими, местными. Меланхолия губной гармошки парижского клошара сменяется в фильме Филипа смертоносными трубами герольдов, как в фильме Калефа она оборачивалась погребальным набатом. На сцене Народного театра режиссер Жан Вилар творил новую реальность с нуля, ставя весь ход вещей на службу цельному эстетическому замыслу; стоило актеру Жану Вилару на киноэкране хоть немного вмешаться в реальность имеющуюся, зримую, объективную, как та разверзалась, подобно ветхой материи, и сквозь прорехи наружу вырывалась гибельная стихия — будь то вода или огонь.
Беспокойные воды. Реж. Анри Калеф, 1949
Самому Вилару гибель сулила иная стихия. В 1967 году он решил расширить Авиньонский фестиваль, включив в него кинопрограмму, и показал «Китаянку» Годара; год спустя герои «Китаянки» штурмовали дворец Шайо и срывали фестиваль в Авиньоне, распевая «Вилар, Бежар, Салазар» и выкрикивая оскорбления в адрес старичья из официального