Сеанс-дайджест №94
Музыка для Мартина Скорсезе — «Крестный отец» и проблема поколений. — Иностранные критики смотрят русское кино. — Британский след в американском вестерне. — Производственная драма в «Чужом».

«Ирландец» — Ворох грехов
До телефонов наконец-то добрался «Ирландец», о котором пишет Василий Степанов. А Джей Хоберман рассказывает, как закалялся жанр гангстерского кино в 1970-е.
«Не умаляя мастерства адаптации Копполы, что сделало «Крестного отца» таким особенным? Как и всякий большой миф, фильм примирял крупные противоречия. Продолжая линию «Бонни и Клайд» и других праведных преступников поздних 1960-х, гангстеры «Крестного отца» вызывали больше симпатий, чем копы. В отличие от прежних гангстерских фильмов, «Крестный отец» фокусировался на семье и, еще более уместно для 1972-го, отсылал и разрешал так называемый «разрыв поколений», завершая бунт Майкла против отца тем, что герой буквально занимал его место в качестве главы семейного бизнеса. Принимая за должно послевьетнамский цинизм, фильм приравнивал организованную преступность к правительству США, не в последнюю очередь имея в виду их полномочия на убийства. (Майкл называет «наивным» представление жены о том, что правительство не опускается до убийств. В самом деле, «Крестный отец» даже заигрывает с идеей того, что мафия могла быть причастна к убийству Джона Ф. Кеннеди.)».

Мартин Скорсезе: «Я сказал, что фильмы Marvel — это не кино. Позвольте объясниться»
Vulture поговорил с Робби Робертсоном, который уже сорок лет помогает Мартину Скорсезе подбирать музыку для фильмов. Робертсон, автор песен The Band, выходец из повязанной с организованной преступностью еврейской семьи, рассказывает о своем увлечении гангстерами и творческих спорах с режиссером.
«Впервые я встретил Марти, когда он только закончил «Злые улицы». Наш тур-менеджер Джон Таплин, поработав с нами какое-то время, сказал что уходит и будет продюсировать фильмы. Я спросил: «Что, правда? Вот так раз — и всё?» В итоге он уехал и сделал «Злые улицы». Он сказал мне, что Марти очень талантливый парень, и есть в «Злых улицах» актер, о которым люди говорят, что это просто мощь. Он хотел, чтобы я посмотрел кино, и устроил мне показ. После этого Марти подошел поздороваться. Так мы впервые встретились, и после показа я подумал: «Вот парень, который все делает по-своему. Этот парень творит волшебство». Я также сразу понял, что Роберт Де Ниро — это что-то с чем-то, всем актерам актер. Как раз тогда Марлон Брандо сказал: «Тут появился новый выдающийся артист, и зовут его Боб Де Ниро». В следующий раз мы с Марти уже обсуждали «Последний вальс» (Робертсон играет главную роль в фильме — примеч. ред.)».
Тем временем стараниями GQ Де Ниро и Пачино в одном кадре говорят о своей дружбе и сотрудничестве. «Не так сели», — сказал бы Майкл Манн.
Родриго Прието говорит о работе над «Ирландцем»: как операторский цех должен был подстраиваться под дальнейшее омоложение артистов и при этом выполнять все требования Мартина Скорсезе. Говорит, что им пришлось стать первопроходцами — а как же фильм «Напарник» с трехлетним Гармашом?
«Напарник». Реж. Александр Андрющенко. 2017
«Ирландец». Реж. Мартин Скорсезе. 2019
«Для актеров это (камерная установка, оснащенная пространственными датчиками для последующей работы отдела по спецэффектам — примеч. ред.) было удобно, поскольку они чувствовали себя совершенно свободными от технологии. Главным для меня здесь было придумать систему, чтобы эти камерные установки не вышли слишком громоздкими и не диктовали нам, как снимать кино. Так что нам пришлось искать легкие материалы и способы подсоединить камеры к кабелям — их следовало синхронизировать, но не сделать слишком грузными для наших маневров. И все равно выглядело это чудно. Поэтому мы прозвали систему «трехголовым монстром» или «Гидрой», поскольку выглядела она и впрямь монструозно. Зато мы могли добиться любого кадра, который был нужен Скорсезе. Он не должен был чувствовать себя ограниченным в выборе. Стедикам, краны, все что угодно. Да, это была задачка».
Аттракцион недели: иностранные критики приехали к нам смотреть русское кино. Итоги этого запоя они подводят на сайте «Кольта» (пользуясь случаем, напомним о том, что ресурсу нужна ваша помощь). Алиса Саймон:
«В коммерческих, мейнстримных фильмах, вошедших в программу, мне бросился в глаза один момент: там явно присутствуют предубеждения против мусульман и персонажей из Средней Азии. Это меня сильно обеспокоило. Мне также показалось примечательным, что отрицательные герои постоянно цитируют классическую русскую литературу. Это должно их как-то извинить?»
Татьяна Шорохова и Максим Заговора [признан Минюстом РФ иностранным агентом — прим. ред.] в подкасте «Кино ТВ» обсуждают, почему же зарубежных критиков нужно привозить самолетами, поездами и автомобилями, чтобы они смотрели русское кино.

Кое-что о Бетт Дэвис в фильме «Всё о Еве» пишет Терренс Рафферти, специалист по хоррорам, и рассказ выходит под стать:
«Дэвис не была главным претендентом на роль. Продюсер Дэррил Ф. Занук желал видеть Марлен Дитрих; Манкевич предпочитал Клодетт Колбер, и добился своего. Но Колбер повредила спину незадолго до съемок, и Зануку с Манкевичем пришлось подсуетиться, чтобы найти ей замену. Они подумывали о театральной актрисе Гертруде Лоуренс, которая, к их ужасу, не одобрила то, как ее героиня буйно пьет и курит в сцене вечеринки — центральной для фильма, — и вместо этого предложила усадить ее за фортепиано петь песни. Так они обратились к Дэвис, хотя та была занята вплоть до начала съемочного периода — играла в провальном «Платеже по требованию» — а многие коллеги режиссера как могли предостерегали его от работы с актрисой. По словам Манкевича, Эдмунд Гулдинг, который снял Дэвис в четырех картинах, в особенности неистовствовал: «Ты что, спятил? Эта женщина уничтожит тебя, она разотрет тебя в пыль и попросту сдует».
Акция «хватай и беги»: Camera Obscura временно открыла бесплатный доступ к номеру о Шанталь Акерман.
Шанталь Акерман. Дом, в котором меня нет

«Когда я был совсем маленький, а брату Игорю было лет 10–12, нам подарили кинокамеру. В то время не то чтобы в каждом доме были кинокамеры. Это была редкость, изысканный предмет, требующий специфического ухода и умения с ним обращаться. Дело было в городе Грозном, на Кавказе, где мы с Игорем родились. Наш родной город не имеет никакого отношения к современному новострою. Ни по внешнему виду, ни по архитектуре, ни по людям. Его просто не существует, его стерли с лица земли бомбардировками. Это был многонациональный город, с русскими традициями в том числе. Можно сказать, мы с братом росли в одном из типичных провинциальных кавказских городов».
Игорь Алейников. «Здесь кто-то был»
«Искусство кино» публикует рассказ Глеба Алейникова о детстве, взрослении и опыте параллельного кино.

На новой неделе в Netflix выйдет «Брачная история» Ноа Баумбаха. Редджи Угву узнал у режиссера, насколько это личная картина, и что о фильме сказала бывшая жена Баумбаха.
«”При всем желании я бы не смог сделать автобиографический фильм”, — сказал Баумбах после того, как мы сели за разговор в его любимом итальянском бистро в Вест-Виллидж на Манхэттене. На нем был темный костюм из шерсти, прядь седеющих волос спадала над его глазом, подчеркивая выразительные линии его челюсти. «Мой фильм не автобиографический — он личный, и в этом есть значительное отличие”».
Снова в седле. Новая жизнь вестерна
В Москве Артём Хлебников начинает читать курс по истории вестерна. Параллельно на Cineticle будут выходить дорожные заметки, обозревающие фронтир главного американского жанра. Первым делом — о «Великом ограблении поезда».
«Разговор о жанре неизбежно берёт фильм «Великое ограбление поезда» за стартовую точку, хотя, конечно, он не был первым фильмом о фронтире и в изображении Дикого Запада Портер опирался на устоявшиеся традиции и ожидания публики, уже сформированные массовой культурой. Постер к фильму был, сознательно или нет, стилизован под гротескные обложки ширпотребных «десятицентовых» романов (dime novels) о Диком Западе. Ограбления поездов, хотя и более редкие, чем нападения на банки, постоянно наводили шум в прессе и вдохновляли журналистов на драматизированные пересказы. Сцены погонь и пальбы из револьверов были знакомы зрителям по шоу «Дикого Запада Баффало Билла» (включавшего в себя сценку «Нападение на дилижанс») и театральным постановкам. Сюжетная схема «преступление-погоня-поимка» и сцена с манекеном были позаимствованы у британского фильма «Дерзкое ограбление средь бела дня» (A Daring Daylight Burglary, 1903)».
Лицом к яйцу: «Чужому» — 40 лет
«Персонажи «Чужого» — это же, по сути, собиратели мусора в космосе. Они не властелины вселенной, нет у них суперспособностей. Они просто хотят доделать свою работу, попасть домой и получить зарплату».
Карин Кусама («Время возмездия», «Приглашение») рассказывает о том, как познакомилась с «Чужим»:
Ниже Райан Джонсон рассказывает о работе с ансамблем артистов в фильме «Достать ножи».
Тодд Хейнс рассказывает о «Темных водах», которые у нас выйдут лишь в марте, а в США стартовали на прошлой неделе. «We have some fucking serious shit to attend to right now».
Читайте также
-
Ольга Шервуд: «В Ленинграде никто не умел ничего подобного» — Хроники «Послания к человеку»
-
Ирина Калинина: «Все делалось вручную» — Хроники «Послания к человеку»
-
Друзья и годы — Хроника «Послания к человеку»
-
Женщины, которые поют и танцуют
-
«Сокровенные люди. Антон и другие» — Итоги выставки
-
«Ровесник» Федора Кудрявцева — Пресса и критика о фильме