18+
// Рецензии

«Холмс и Ватсон»: Ищите женщину

В России выходит «Холмс и Ватсон», провалившееся на родине форсированное прочтение Конан Дойля, в котором герои — дураки оба. Сергей Синяков посмотрел фильм Этана Коэна (который привычным Коэнам не брат и даже не однофамилец), и предлагает не верить заокеанским критикам.

 

 

Цуккини — он завсегда к месту, а в «Холмсе и Ватсоне» особенно. Гигантский, что твой хряк-премиум, овощ, выращенный Холмсом (Уилл Феррелл) и раздавленный в труху Ватсоном (Джон Си Райлли) при попытке суицида, становится началом прекрасной дружбы и совместной работы.

Работы много. Охота с битой на малярийного комара провоцирует атаку пчел-убийц. В торте, преподнесенном Шерлоку на юбилей в Букингемском дворце — труп. Неизвестные угрожают смертью королеве Виктории (Пэм Феррис) и, подсуетившись, убить монарха собственноручно — парадоксальная, но не такая уж и плохая идея. Возомнившее о себе ничтожество, онанист-рецидивист (Рэйф Файнс) настолько коварно притворяется в суде профессором Мориарти, что, в сущности, вплоть до отпечатков на кончиках пальцев, им и является. Этой уловке пусть верят простецы, но не Холмс.

Верить, как известно, нельзя вообще никому, и заокеанским критикам в частности. «Холмс и Ватсон» десантировался в американский прокат аккурат 25 декабря и если кого из коллег и порадовал, то тем разве, что позволил окончательно определиться с выбором худшего фильма-2018 (а также — автоматом — худшей экранизации Конан Дойля). Пошло, телеграфируют, не смешно, утомительно и никому не нужно, несвоевременно, больно глазам. Но как дембель не смеется в цирке, так и кое-что свое знает о болевом пороге российский обозреватель, который под конец года оказывается жестко спеленут колючей празднично-патриотической сеткой всего двух релизов — «Елками последними» и «Тремя богатырями». Ну ёлки.

Жизнелюбивая комедия Этана Коэна стала бы идеальным альтернативным вариантом каникулярного кино-досуга, как по маслу войдя в прокатный промежуток малый, но не растеряла свежести и поныне. Как и многие примечательные произведения, фильм вырос из скетча в шоу «Субботним вечером в прямом эфире». С распространенной проблемой «хороша шутка на три минуты, но хватит ли запала на полтора часа» картина, пускай иной раз поднатужившись, в целом справляется.

 

 

Не все гэги одинаково хороши, но на пару-тройку проходных эпизодов неизменно обнаруживается жемчужина. Будь то богато сделанный (художественное убранство костюмов и декораций отмечают и самые пессимистичные критики) мюзикл-номер про Ватсона на виселице или амурное свидание над вскрытым трупом под томную Unchained Melody из «Привидения». Тема некрофилии получает развитие в эпизоде группового сэлфи с королевой: с британской монархией здесь обходятся фривольнее, чем во-втором «Голом пистолете». Да, если вы любите «Пистолет», то вот он, праздник на улице; это ваше кино.

В трейлере Холмс еще и до кучи подстреливает «Титаник» — но сцену, похоже, изъяли на стадии финального монтажа, а жаль.

Уилл Феррелл и Джон Си Райлли неоднократно снимались вместе и обеспечивают химическую реакцию не хуже Ширвиндта с Державиным (вот кто, кстати о кинематографе мечты, мог бы внести интересный вклад в мировую «холмсиану», но не стряслось). Феррелл при минимуме грима — натуральный (и очень смешной) Камбербэтч здорового человека, корпулентный знойный брюнет, чей взгляд то тускл, как пуговка, то озарен маниакальной мыслью, а то и сразу десятком. Си Рейли виртуозно исполняет усами, губами и руками, а также отплясывает датскую джигу. Аккомпанируют, помимо Файнса, Стив Куган и Хью Лори (Майкрофт).

На фоне обильно расплодившихся за последние годы в кино Холмсов и Ватсонов нынешние стоят особняком — в одну силу радикальные и старомодные. Выводить чудаковатых по умолчанию британских джентльменов вовсе фриками — привычный голливудский стандарт. И Этан Коэн доводит прием до абсолюта: умеренность не была его коньком со времен искрометного сценария к «Солдатам неудачи». Обычно простоват Ватсон, а тут дураки оба, но в том, что остолоп Шерлок распутывает-таки преступные козни, в предлагаемом контексте нет противоречия. Если канонический Холмс может себе позволить не знать, что Земля вертится вокруг Солнца, то отчего бы в форсированном прочтении гению не предстать идиотом в быту.

 

 

Юродствуя и подставляясь, авторы демонстрируют дозволенную шутам храбрость, редкую в наши чопорные времена. Иную картину распяли бы и за бесхитростную шутку «Женщина — врач? Куда катится мир?!». А тут еще и гуляет, урча, мурча, кушая с рук и хлебая из луж, героиня актрисы Лорен Лапкус — воспитанная, натурально, кошками красавица с интеллектом малого дитяти. Но раблезианский карнавал «Холмс и Ватсон» изящно проходит под идеологическими радарами, раздает оплеухи по обе стороны гендерных баррикад и в итоге благословляет женщину. Ни у Конан Дойля, шарахавшегося от суфражисток, ни в бесчисленных экранизациях тишайшая миссис Хадсон (Келли Макдоналд) не получала ни столько секса, ни таких развернутых сюжетных полномочий.

Дикое, грубое, нахальное, смешное, невменяемое и при этом очень вменяемое кино с зарядом благоразумия, которому всем бы нам у «Холмса и Ватсона» поучиться.

ALIEN
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»