Рецензии

Мы в «Деле Собчака»


 

Для одних «Дело Собчака» — это история политического взлета и падения народного депутата СССР, члена Верховного Совета СССР, председателя Ленсовета и первого мэра Ленинграда, а затем Санкт-Петербурга. Хождения во власть, кампания по дискредитации, проигранные губернаторские выборы, уголовное дело, бегство в Париж, устроенное Владимиром Путиным, уже работавшим в администрации президента. Обо всем этом рассказывают политические соратники и противники, ученики (такие, например, как Дмитрий Медведев). Самая обидная и понижающая характеристика фильма — в «википедии»: «Лента представляет собой серию интервью с участниками событий, в том числе с президентом России Владимиром Путиным». Да, увы, для многих комментаторов и критиков главное достижение авторов — появление в кадре нынешнего президента России. Хотя ему времени уделено, кажется, не так уж и много — не больше, чем, например, Анатолию Чубайсу. Генезис и становление Путина-политика, конечно, предмет интересный, и зрение будто само фокусируется на нем. Есть зритель, для которого он главный.

 

 

Для других «Дело Собчака» — рассказ о папе. Разговор дочери и мамы (эти сцены и сняты совершенно не так, как прочие интервью), выплывшие из прошлого фотографии, сентиментальные ремарки (как «папа жарит картошку»), поддержанные архивными дачными записями (снова Путин; играет в пинг-понг), запоздалые пророчества — «обреченный человек в светлом плаще» (это занозисто застревает в памяти). Эмоционально фильм работает сильно — в нем много любви. Есть зритель, для которого важно это. И это, например, я. У моей учительницы английского календарь с портретом Собчака висел на холодильнике. И «крепкий хозяйственник» Яковлев в телевизоре очень нервировал меня, десятиклассника. Потом, уже студентом, случайно встретил Анатолия Александровича на набережной Мойки: вернувшийся из Франции политик по-хулигански нежно опрокидывал ногой расставленные на свежем асфальте оранжевые конусы— эта «борьба» с яковлевским благоустройством окончательно завоевала мои симпатии.

 

 

Для многих «Дело Собчака» — пробежка по волнам памяти: воскресить, что было, вспомнить фамилию Сосковец — тут уже идут в ход совсем другие архивы. Сложно не восхититься тем, что авторам «Дела Собчака» удалось добыть новые кадры событий 1991 года; феноменально выглядит проход главного героя с рабочими Кировского завода (он же революционный Путиловский) — их нашли почти случайно, благодаря наводке петербургского киноархивиста, архивариуса «Лендока» Сергея Гельвера.

Еще интересней будет смотреть «Дело Собчака» завтра. Ученые-антропологи из светлого будущего будут погружаться в особенности мимической игры тех, кто попал в портретную галерею Кричевской-Собчак. Черная комната, крупные планы. Есть, чем засмотреться — помимо Путина, Медведева, Чубайса, есть, скажем, Коржаков в олимпийке Bosco, начальник Росгвардии Золотов. Кошмаров, Невзоров. Посмотрите в эти зарегулированные лица. Каждый недоговаривает, красуется и неизбежно сообщает больше, чем того хотел бы. Если не в этом суть документального кино (по крайней мере того, в котором речь идет о политике), то в чем же тогда?

 

 

Есть разные способы видеть этот фильм, и это, пожалуй, самое замечательное в нем. Мы, то есть, зрители, в «Деле Собчака» не последний художественный фактор. Важно, как мы смотрим этот фильм, и что мы в нем находим (и не находим). Незаданные вопросы? Тенденциозные обобщения? Опасные лакуны? Большие ожидания? Пустые надежды? Мы стоим на опустевших петербургских площадях и все надеемся, что кто-то сформулирует за нас то, что должно было быть сказано. Откроется окно Мариинского дворца и кто-то появится в проеме. Нет, не появится.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: