«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
В Санкт-Петербурге начинается событие, способное вытащить всех местных ценителей кино из дома хотя бы на день — международный кинофестиваль «Послание к человеку». О том, на что обязательно стоит обратить внимание, рассказывает журнал «Сеанс».
Программа «Послания к человеку» необъятна. Каждый год отборочный комитет говорит себе, что нужно ее сокращать, давая человеку шанс посетить хотя бы половину показов, и каждый раз на следующий год рапортует об очередном рекорде по количеству фильмов, спецпоказов и мероприятий. 2024 год в этом смысле похож на предыдущие. Возьмите в руки расписание, возьмите отпуск на неделю и попробуйте побегать из «Родины» и «Дома кино» в «Аврору», из «Авроры» в «Великан», а из «Великана» в «Порядок слов», где традиционно проходят встречи с членами жюри и дискуссии (эту программу обязательно изучите самостоятельно). Наш гид при всем желании не может вместить всё. Будьте бдительны, чтобы не обделить себя — успеть и на нового Кристи Пую, и на вечер великого Артавазда Пелешяна, который приезжает, чтобы принять почетную награду. Посмотреть невиданное корейское кино, насладиться аргентинской классикой на большом экране, увидеть «Облако-рай» и Тео Ангелопулоса, а также фильмы открытия («Ученик. Восхождение Трампа» Али Аббаси) и закрытия («Все, что нам кажется светом» Паял Кападиа).
Конкурсные программы
Сколько бы ни было спецпрограмм сердцем «Послания к человеку» остаются три конкурса — международный, национальный и экспериментальный In Silico. В международном конкурсе в этом году множество фильмов заслуживших внимание крупнейших мировых фестивалей (есть и звездные авторы — тот же Бен Риверс, о котором мы уже опубликовали отдельный текст). Вот несколько конкурсных лент, пропустить которые будет обидно:
«Под синим солнцем»
Режиссер: Дэниэл Манн
2024, 80 мин.
Один из самых синефильских опусов «Послания» скрывается на самом виду: в полнометражном отсеке международного конкурса. Фильм Дэниэла Манна начинается как рассказ об одном из самых бессмысленных и в то же время самых увлекательных боевиков восьмидесятых — «Рэмбо III». История о том, как одинокий американский мститель с луком и стрелами противостоит советской военной машине на территории Афганистана, снималась в пустынях Израиля (на площадке работали и военные ЦАХАЛ). О ходе тех съемок Манну рассказывает палестинский бедуин Башир, но в результате складывается история вовсе не о кино, а о геополитике, об экологии, о большой экономике и, конечно, индустрии развлечений, которая так эффектно встраивается в индустрию пропаганды. Премьера фильма состоялась в начале этого года на международном фестивале в Роттердаме. Время показов и билеты
«Плоскоголов»
Режиссер: Джейдон Мартин
2024, 89 мин.
Еще один гость из Роттердама — австралийский «Плоскоголов» — черно-белый полнометражный дебют, поэтичный портрет «синего воротничка» на закате жизни. Семидесятилетний Касс возвращается на малую родину в Бандаберг (Квинсленд), чтобы на досуге поразмыслить о том, что было, что будет, и на чем сердце успокоится. Умудряясь парадоксально оставаться одновременно и расслабленно меланхоличным, и упруго витальным, «Плоскоголов» (это, кстати, название доисторической рыбы), радует своей операторской работой, героями и созерцательной драматургией. Это чистое кино, избегающее дешевых эффектов, эмоциональное, но внятное. И это, кстати, не единственный, рассказ о старости и одиночестве в этом конкурсе. Тут похоже выстроится особая линия (как минимум в полном метре, где с «Плоскоголовом» соседствует «Яблочный уксус» и «Боганклох» Бена Риверса). Время показов и билеты
«Театр насилия»
Режиссеры: Лукаш Конопа, Эмиль Лангбалль
2023, 106 мин.
Сверхактуальное размышление об ответственности и природе правосудия на предмете гражданской войны в Уганде. В центре сюжета — дело Доминика Онгвена, одного из мальчишек, воевавших и убивавших с «Господней армией сопротивления», в которую самопровозглашенный пророк Джозеф Кони вербовал несмышленышей всех мастей. Доминика украли, когда ему было девять лет. Он подчинялся приказам, а со временем начал их отдавать. И теперь его ждут на скамье подсудимых. Авторы — Лукаш Конопа и Эмиль Лангбаль — разворачивают национальную трагедию в форме классической судебной драмы. И серое, стерильное здание правосудия на севере Европы выступает идеальным противовесом ярким ландшафтам Уганды, где люди стараются позабыть былое, чтобы жить дальше. В прошлом году фильм удостоился нескольких важных наград (в том числе на фестивале DOK.Fest в Мюнхене). Время показов и билеты
«Вечно живой»
Режиссер: Алексей Ханютин
2024, 95 мин.
Единственный отечественный участник международного конкурса в полном метре. К столетию смерти Владимира Ленина Алексей Ханютин снял фильм о том, как время распоряжается с памятью о вожде пролетариата в России — точнее, о судьбе многочисленных памятников Ильичу. Большие и маленькие, монументальные и неказистые, полуразвалившиеся и заботливо восстановленные, эти статуи, кажется, смотрят на современную Россию с любопытством и недоумением. А вокруг ходят крестным ходом, водят хороводы, справляют свадьбы, исповедуются и жалуются. И ностальгируют, конечно, если замечают. «Вечно живой» — коллективный портрет времени, которое идет, даже если кажется, что оно стоит на месте. Время показов и билеты
«Яблочный уксус»
Режиссер: Софи Бенот
2024, 84 мин.
Камни бывают разные. Об этом задумывается стареющая актриса, когда ее избавляют от двух нефролитов — камней в почках. Когда-то Шон Филлипс комментировала фильмы о природе, что ж пора снова браться за работу, чтобы рассказать о камнях, с которыми ты так связана, — отправиться на встречу к их великим родственникам, живущим под вулканами и в пещерах. «Яблочный уксус» — великолепное эссе, которое соединяет несоединимое — беспредельно большое и совсем маленькое, личное и глобальное, человеческое тело и тело планеты.
«Лакуна»
Режиссеры: Карло Нассисе, Ширли Юмень Хэ
2023, 13 мин.
Еще одно экологическое высказывание. Но не спешите пролистывать: «Лакуна» — феерический отчет о возможностях человека. В чем-то перекликающийся с работами Джеймса Беннинга. За 13 минут вы поймете, что человек способен буквально на все — например, высосать море (в данном случае озеро Туларе), а потом достать воду из центра Земли. «Лакуна» — великолепная иллюстрация тщеты всего сущего перед лицом идеи, завораживающая и проницательная. Чтобы продолжить тему воды и человека, обратите внимание на фильм национального конкурса «Гидроэлектросчастье», сделанный Александром Марковым. Время показов и билеты
«Великие люди»
Режиссер: Артем Сенковский, Ксения Гаун
2024, 19 мин.
Российский, и что еще радостнее, петербургский участник документальной короткометражной программы международного конкурса. Артем Сенковский и Ксения Гаун отчасти повторяют маневр Руслана Федотова («Куда мы едем?») — блуждая по праздничной толпе в поисках призраков индивидуального. Но результат совсем другой. «Ищу одного человека», — шепчет голос за кадром, утыкаясь объективом то в одно, то в другое лицо. И каждый случайный встречный становится ответом на вопрос, который очень трудно сформулировать. Чистая поэзия под видом документа. Время показов и билеты
«Дикари Большого Торонто»
Режиссер: Сольмунд Макферсон
2023, 12 мин.
Что вы знали о настоящих квадроберах? Вы ничего о них не знали, если не смотрели этот зрительский хит из Канады. Антиутопия, социальная фантазия, исполненная черного юмора и безысходной тоски. Одуревшие от экономических и общественных проблем люди все чаще отказываются от своего статуса человека и уходят в леса. Но на каждого такого дикаря, конечно, найдется свой человек с ружьем. Имя режиссера стоит запомнить. Кажется, у Сольмунда Макферсона большое будущее. Ему Питер Уоткинс в дедушки годится! Время показов и билеты
«И дальше — ничего»
Режиссер: Ибрахим Омар
2024, 12 мин.
Мощнейшая короткометражная драма. Родители безуспешно ищут возможность похоронить умершего ребенка. Посмотреть стоит не из-за страшной темы и не из-за спецприза на фестивале в Оберхаузене, а хотя бы для того, чтобы увидеть фильм, снятый в Судане. Время показов и билеты
«Весна 23»
Режиссер: Ван Чжии
2024, 13 мин.
Карантины остаются позади. Дальше похороны и фейерверк. История из Китая, который в прошлом году все-таки выбрался из ковидных рестрикций. Скромная, но пронзительная драма о жизни в виде сгустков темной материи между вспышками о подавлении чувств и взрыве небесного света. Автор, весьма наблюдательный и подающий большие надежды молодой режиссер, приедет из Поднебесной, чтобы представить фильм лично. Время показов и билеты
«Страна тебя»
Режиссер: Дебора Майте
2023, 16 мин.
Еще одно кино о детях и родителях, взаимопроникновении и взаимной поддержке, усталости, измотанности и невозможности иной жизни. В центре фильма — дочь, которая в шотландской глуши ухаживает за матерью с когнитивными проблемами. Ее отдушина — смартфон. Две прекрасные актерские работы, никакой эксплуатации острой темы. И этого достаточно, чтобы фильм остался с вами навсегда. Время показов и билеты
«Дизайн биотуалета»
Режиссер: Марёля Брильлёвская
2024, 4 мин.
Четырехминутный панк-шедевр фестиваля. Вертикальный мультфильм о проблемах творческого оформления обычного клозета. Зеленые фонтаны, синие цветы, исключительной красоты освещение — чего только не бывает в мире премиальной сантехники. Время показов и билеты
«Суперкратко»
Режиссер: Кодзи Ямамура
2024, 5 мин.
Участник каннского «Двухнедельника режиссеров» этого года. Японский классик Кодзи Ямамура знает, что краткость — сестра таланта. И хотя его пятиминутный фильм, может, и не самый короткий на фестивале, он стремительно расправляется сразу с несколькими огромными темами: языком и немотой, жизнью и смертью, светом и тьмой. Рекомендуется японистам, которые смогут прочитать слова, которые появляются в кадре. Все они начинаются с «да». Время показов и билеты
«Солнечный меч»
Режиссер: Le Gentil Garçon
2023, 15 мин.
Мультипликационное философское путешествие красного шара (привет, мсье Альбер Ламорис!) по сокровищнице мировой живописи и культуры. Автор, спрятавшийся за изящным псевдонимом «Нежный мальчик», утверждает, что перед нами экранизация Итало Кальвино. Но важнее, кажется, другое: это круглый фильм! Действительно, анимация оставлена фестивалем на последний конкурсный сеанс — пора закругляться. Время показов и билеты
Национальный конкурс
Важнейший сегмент конкурсной программы. Продолжаем настаивать, что никто не расскажет нам о нас лучше, чем мы сами, а значит, нужно и важно смотреть то кино, которое делается в России здесь и сейчас. Документальное кино в этом смысле еще актуальнее. Как минимум, потому что быстрее и часто не нуждается в длительной подготовке.
«Текст заявки к фильму»
Режиссер: Даша Лихая
2024, 9 мин.
Экспериментальный фильм для тех, кого раздражает «экспериментальное кино» студенческого разлива: с назойливым вписыванием себя в фильм, использованием VHS-камеры и глитча. Если кажется, что автор тут издевается, то так оно и есть. Главная героиня монтирует свой опус, параллельно разговаривая с бывшим о бытовых делах. Экспериментальное может быть смешным. Время показов и билеты
«Привет, пап!»
Режиссер: Александра Крецан
2024, 78 минут
С одной стороны, частная история девушки Нади, которая возвращается в деревню в Казахстане и впервые за 20 лет встречается с отцом, от насилия которого она из этой деревни убежала. С другой — очень чувствительное исследование проблемы травмы (то есть темы, заложенной в каждом втором пост-советском ребенке) и ее проживания и преодоления как таковой. Полноценный режиссерский дебют одного из основателей проекта #ещенепознер Александры Крецан. Время показов и билеты
«Гидроэлектросчастье»
Режиссер: Александр Марков
2024, 61 мин.
Этот фильм обманывает несколько раз. Впервые — когда начинается с ироничной нарезки неудачных дублей телеобращения. Это очень смешно, но это не комедия. Во второй раз — когда покажется, будто дальше будет эпос о советских стройках гидроэлектростанций. Да, будут впечатляющие хроникальные кадры, для которых нужен огромный экран, но это все-таки не фильм о стройках века. Третьим, самым болезненным обманом будет то, что покажется, будто дальше история любви. И всё это, потому что Марков — прекрасный рассказчик, умеющий удивлять, сбивать фокус внимания, переводить темы, сохраняя при этом целостность всего произведения. В конце можно расплакаться, не объяснив даже себе, из-за чего. Время показов и билеты
«#подногами»
Режиссер: Алексей Федорченко
2024, 39 мин.
Прекрасный наш режиссер Алексей Федорченко берет прекрасного нашего оператора Алишера Хамидходжаева, чтобы снимать ноги обывателей, пришедших бросить монетку на московском нулевом километре. Под ногами много всего интересного, и не только здесь. Режиссер посещает Грозный, Пермь и Вроцлав, чтобы собрать по новелле для этого документального альманаха о жизни, брошенной к нашим ногам. Кино, как и всегда у Федорченко-документалиста, прикидывается анекдотом, будучи притчей. Время показов и билеты
«Розовый город»
Режиссер: Владимир Попов
2024, 26 мин.
И еще один фильм, к которому имеет отношение Алексей Федорченко. Это спродюсированный его кинокомпанией «29 февраля» портрет одного маленького города с его чудными (ударение тут вариативно) жителями. Кино необъяснимо завораживает с первых кадров, словно оказался не просто в новом для себя месте, но в ином для себя сознании. Сеанс кинематографического гипноза на простом, вроде бы, материале. Время показов и билеты
In Silico
Экспериментальный конкурс Михаила Железникова ежегодно балует подлинных ценителей кино уникальным штучным арт-кино, которое больше не увидишь ни на каком другом российском фестивале — и на торрентах, увы, тоже не дождешься. В этом году в программе по меньшей мере два «селеба» из мира арт-кино. Это ведущая израильская художница и кинематографистка Майя Зак и главный смотрящий за индийским искусством кино последних уже где-то двух десятилетий Амит Дутта. Также не пропустите лауреатку многих фестивалей Женю Казанкину с фильмом «Три тайных ключа от любовной тоски» (снят в качестве задания по итогам участия в творческой лаборатории Раду Жуде), и остро-социального концептуалиста Никиту Спиридонова, привезшего актуальный видео-док-арт «Мясорубка».
«Прерванные сны господина Хеммади»
Режиссер: Амит Дутта
2024, 15 мин.
Автор романа «Бессмертный дурак» Амит Дутта обратил на себя внимание еще в первой половине нулевых трепетной снятой документальной лентой о деревне в Западной Индии (Олаф Меллер назвал ее «прорывной с точки зрения взаимосвязи между изображением и звуком»), а уж окончательно в живую икону арт-кино он превратился после выхода «Найнсукх» (2010). Последние годы Дутта работает где-то внутри золотой середины между традиционной индийской миниатюрной живописью, деликатнейшей анимацией и каким-то долюмьеровым кинематографом в роли волшебного фонаря. «Прерванные сны…» посвящены этикеткам старинных спичечных коробков. Это настоящее психоделическое представление. Этикетки размножатся и превратятся во фракталы, фракталы превратятся в узоры; изображения на них оживут. Скромная геометрия движений пребудет в полном согласии с традиционным стилем и представлениями в эстетике ярмарочных райков. Время показов и билеты
«Дешифровка»
Режиссер: Майя Зак
2023, 13 мин.
Майя Зак — ближневосточная родственница Мэтью Барни и Марины Абрамович, притом выросшая в оранжерее очень израильской, очень еврейской культуры, с благоговейным культом буквы и талантом графика. «Дешифровка», посвященная матери художницы, точнее — отношениям художницы с памятью о матери (рано и не простившись ушедшей из жизни) содержит все необходимые компоненты кинематографа Зак. Зрителя ждет беседа с отцом, изучение фотографии-документа, а затем сложный процесс физической работы с памятью в виде создания инсталляции. Это совсем не тривиальный и довольно чувственный опыт. Всякой эмоции — своя операция. А для всякой операции у Зак всегда найдется специальный карандаш, или острый скальпель, или вырезанные буковки, чтобы добиться пластической материализации того, чему нет и не может быть никакого названия. Время показов и билеты
Панорама.doc
В «Панораме.doc» традиционно собраны международные хиты документального кино, зрительские и авторские. Тут хочется посмотреть все фильмы без исключения: «Пирополис» о пожарах, «Ноктюрны» о мотыльках, «Ненастоящий детектив» о блогерах. Никак нельзя пропустить и столкновение Вима Вендерса с Ансельмом Кифером. Те, кто был на выставке Кифера в Эрмитаже, наверняка поймут, зачем Вендерсу понадобилось 3D.
«Ансельм. Шум времени»
Реж. Вим Вендерс
2024, 93 мин.
А помните, были такие фильмы в формате 3D? Вим Вендерс триумфально вернулся к уже подзабытой технологии, чтобы вновь (как и в одном из лучших своих доков, «Пине») показать ее возможности. На протяжении двух лет он снимал за работой художника и скульптора Ансельма Кифера, создающего масштабные произведения из камня, песка, соломы и литров краски. И работы Ансельма, и то, как здесь использовано 3D — а ведь для отображения скульптуры это правда очень подходящая технология, — все выглядит впечатляюще. Тут нужен экран как можно больше. Тот случай, когда громоздкое и довольно бессмысленное словосо «кинополотно» подходит фильму. Время показов и билеты
Новые голоса
Сильная программа новейшего кино, чурающегося общих трендов и текущего сквозь них свободно как весенний ручей. Возможно, таким кино будет завтра. Возможно, таким оно было еще вчера. Но вы можете посмотреть его сегодня. Ахмад Бахрами, Хонас Труэба, Тацунари Ота — за этими авторами уже выстроилась очередь синефилов. Приходите на них посмотреть и вы. Своеобразный пик программы — новый фильм Грэма Свона.
«Вечерняя песня (для трех голосов)»
Реж. Грэм Свон
Один из наших любимчиков, нежный гений, герой номера Safe Mode (тогдашнее интервью с ним можно прочитать здесь), Грэм Свон снова сделал вибрирующее космосом кино. На историческом материале из 1939 года. Чистая медитация, не визуальный, а скорее тактильный, пространственный опыт, после которого вам не захочется уходить из зала. Время показов и билеты
Двойные вершины
«Универсальный язык» Мэттью Рэнкина, карантинные экзерсисы Кристи Пую («ММХХ»), новейший Бакур Бакурадзе, а которого совершенно невозможно попасть (и это прискорбно) — все это программа с таинственным названием «Двойные вершины». Кураторы не скрывают связи с Дэвидом Линчем и настаивают на дезориентации, которая грозит зрителю, который одной ногой будет в Тбилиси, другой — в Москве, а голову преклонит где-нибудь в Непале.
«Шамбала»
Реж. Мин Баадур Бам
2024, 150 мин.
Непальский режиссер Мин Баадур Бам не только приехал на «Послание к человеку», чтобы поработать в жюри, но и привез с собой свою новую картину, которую он представит петербургской публике 25 октября. Она о попытке героини разобраться с двумя мужьями. Уже сейчас хочется выразить признательность гостю за удачное завершение российского года семьи. Время показов и билеты
Мультиверс
Три цикла, собранные кураторами международного конкурса от большой душевной щедрости. По сути это лонг-лист конкурсной программы, отличное кино, которое вы вряд ли где-то еще увидите.
«Остатенхам»
Реж. Анаис Ибер
2023, 28 мин.
Расслабленное наблюдение за жизнью тишайшего французского городка, снятое на 16-мм пленку и производящее впечатление концентрированного инди-кино, как будто посмотрел несколько фильмов Келли Рейхардт и Ричарда Линклейтера разом. Кино для тех, кто любит полежать на траве, поговорить о сокровенном и не боится ползающего по руке кузнечика. Идет при этом всего полчаса — задремать не успеете. Время показов и билеты
«Лимонное дерево»
Реж. Рэйчел Уолден
2023, 23 мин.
Совсем другой полюс комфортного инди-кино представляет «Лимонное дерево» — коротыш американки Рэйчел Уолден, напоминающий то братьев Сэфди, то старый добрый Новый Голливуд. Отвязный папуля с милейшим сыном-подростком выигрывают кролика на ярмарке, мчат по одноэтажной Америке и оказываются на волоске от очень серьезных неприятностей. Как и вся программа «Мультиверс» (собранная по принципу «не вошло в конкурс, но очень хочется показать»), кино не то чтобы обязательное (с другой стороны, а есть ли «обязательные» к просмотру фильмы?), но бесспорно обаятельное. Время показов и билеты
«Кончится лето»
Реж. Владимир Мункуев, Максим Арбугаев
2024, 118 мин.
Программа спецпоказов
Среди спецпоказов «Послания» будет и триумфатор «Маяка», брутальный истерн с Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым, в котором можно увидеть симптоматичный диалог с Балабановым и этапное высказывание для якутского кино. Надеемся на широкий прокат (обещают в феврале) и советуем прочитать наше интервью с одним из режиссеров и рецензию Алены Солнцевой. Время показов и билеты
«Такой именно день»
Реж. Клавдия Коршунова
2024, 24 мин.
Программа «Российское молодое»
Продолжить изучение отечественного кино можно на показах «Российского молодого». Там среди прочего спряталась премьера короткого метра Клавдии Коршуновой. По сюжету муж (Алексей Розин) во время ссоры на пустом месте высаживает свою жену (Ольга Ломоносова) на мороз. Ей придется многое обдумать за время, пока супруг не «одумается». Это простая, но сделанная уже уверенной рукой вторая режиссерская работа прекрасной актрисы, снимавшейся у Миндадзе, Хомерики и Германики. Ждем полный метр. Время показов и билеты
И еще… для самых выносливых
Сразу несколько спецпрограмм посвящены национальным кинематографиям. «Молодое кино Южной Кореи» — тут обязательно посмотрите «Миман», снимавшуюся четыре года мелодраму про перемену города, лиц и чувств. Сун Мун — куратор из Кореи — не даст соврать. Программа «Тангедия: Краткая история аргентинского кино» собрана Алексеем Артамоновым. Это полноценная ретроспектива, в которой есть кино по сценарию Борхеса («Вторжение» Уго Сантьяго), настоящие аргентинские «Клерки» («Пицца, пиво и сигареты» Адриана Каэтано и Бруно Стагнаро), антивестерн с Вигго Мортенсеном («Хауха» Лисандро Алонсо). Без программы не осталось и якутское кино: тут покажут «их Уэса Андерсона» — «Тимир» Николая Корякина, недавний хит местного проката «Там, где танцуют стерхи», черно-белое эстетскую «Кукушку» Евгения Николаева и документальный фильм Владимира Кочаряна «Якутия — между мирами», исследующий феномен кинематографа Республики Саха.
Егор Сенников и Никита Смирнов собрали фильмы, размышляющие о посттравматическом опыте, в программу «Это не должно было произойти». Тут есть документальный мегахит прошлого года «Дочери Ольфы», получивший приз в Каннах и номинацию на «Оскар». Лучше всего о программе рассказывают ее кураторы.
Важнейшей кажется и спецпрограмма «Киберглаз», курируемая Катериной Пархоменко и Михаилом Железниковым. Она посвящена взаимодействиям кинематографа с ИИ. Помимо кинопоказов, она включает в себя «лабораторию нейросетевого фильма им. Дзиги Вертова» и мощнейший лекционный цикл в Медиахолле библиотеки Маяковского.
Добрые и умные друзья «Сеанса», коллектив самиздата о кино «К!», дебютируют в качестве кураторов «Послания» ретроспективой с поэтичным названием «Разговоры на проселочной дороге». Тут есть «Облако-рай» (советуем перечитать написанный режиссером Владимиром Алениковым разбор этой замечательной картины). Удивительным образом Николай Досталь соседствует с Тео Ангелопулосом, Би Ганем и Фернандо Э. Соланасом. Спасибо за такие рифмы.
P.S. Посвящение Рустаму Хамдамову
Сеанс. Лица. Рустам Хамдамов купить
И наконец hommage! Нашему кумиру, любимому и неуловимому автору, волшебнику Рустаму Хамдамову в этом году исполнилось 80 лет. Фестиваль, для которого мэтр нарисовал плакат этого года, решил поздравить Хамдамова изысканной программой: будут показаны «Бриллианты», «В горах моей сердце» и «Мешок без дна», отреставрированная документальная лента Петра Шепотинника «Хамдамов на видео», будет много искренних слов любви и признательности. О мастере расскажут актрисы Светлана Немоляева, Анна Михалкова и Елена Морозова, а также Любовь Аркус (со-продюсер «Бриллиантов» и многолетняя кропотливая исследовательница феномена) и художник по костюмам Надежда Васильева. Одно из главных событий — выставка «Отражения» (куратор — Солмаз Гусейнова), на которой представлены работы Александра Самойлова, Георгия Пинхасова и Владимира Клавихо-Телепнева, снимавших на площадках фильмов Хамдамова.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
Надзирать и доказывать — «Мой злейший враг» Мехрана Тамадона
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Трехликий Бен Риверс — «Боганклох» на «Послании к человеку»
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»