Мгновения искренности: Умер Лев Аннинский
На 86 году жизни скончался Лев Аннинский. О писателе и критике пишет Любовь Аркус.
Умер Лев Аннинский — культовый кинокритик, литературовед, киновед, полемист, автор нескольких десятков книг, среди которых есть и книги по истории кино и текущей кинокритике: «Лев Толстой и кинематограф», «Шестидесятники и мы», «Зеркало экрана».
Аннинский — прежде всего талантливейший писатель, книгами и статьями доказавший: пишет ли человек о быте, или о бытии, или о кино, или о театре — если он писатель, он пишет о человеке. Аннинский почти совершенно выразил мировоззрение своего поколения. И его книги в совокупности — это портрет его поколения. Наверное, это самый его значительный вклад в русскую словесность. Вечная память.
В «Энциклопедии отечественного кино» мы писали о нем:
По количеству аналитических и полемических статей, ему посвященных или им спровоцированных, Лев Аннинский не знает себе равных ни среди шестидесятников, ни в последующих поколениях. Спорят с ним чаще не от несогласия по конкретным поводам, а от раздражения его непоследовательностью. Однако Л. А. полагает, что истина может быть высказана только через парадокс — в противном случае она неизбежно канет в проломную (его выражение) простоту, а значит — мимо сознания. До поры до времени юродствующий проповедник уживался в нем с кабинетным историком — исследователем поэзии и прозы второй половины XIX и чуть ли не всего XX века, а также фотографии, литературы, кино и отчасти театра. Критик Л. А. всегда высказывался от первого лица, превращая рефлексию в увлекательную игру и с готовностью балансируя на грани персонажности. Потому он и стал наставником чуть ли не всей постмодернистской критики конца восьмидесятых — начала девяностых годов, получив немало признаний в нежданном отцовстве. Сегодня Л. А. регулярно выступает в качестве колумниста на страницах периодики, воюя, как и подобает подлинному либералу, на два фронта — с догматиками и радикалами. Он выпустил в первые перестроечные годы книгу «Шестидесятники и мы», и — сравнительно недавно — полемическую монографию о поэзии начала века «Серебро и чернь». Он подготовил на ТВ два мощных цикла передач «Уходящая натура» и «Пасынки истории». И он же величественно разминулся с современным ему отечественным кино. За личинами Л. А. всегда искал — и находил — лица, а потому спасовал перед непрозрачной стилистикой и тотальным оборотничеством — не приемом, но мировоззрением.
Лев Аннинский ловит мгновения хоть какой-то искренности — там, где она ему мнится или где можно ее досочинить, промахиваясь мимо замысла, в надежде на присутствие автора за текстом-обманкой (статья о «Макарове»). И выказывает удивительное безразличие к эпицентру боли — там, где она как раз есть (безутешное отчаяние в фильме «С Новым годом, Москва!» принимает за «то ли смех, то ли плач современной женщины»). Но в статьях о «Кавказском пленнике» и «Времени танцора» нащупывается ядро новой позиции критика. Лев Аннинский взывает к актуальному содержанию мифов Войны и Победы, настаивает на фантомности некогда могущественной Империи (по Аннинскому, она состояла сплошь из окраин — так что нечего было и разрушать) и предупреждает об ошибочности тотального отказа от советского наследства, в котором продолжает видеть и ценить след русской ментальности. (Андрей Шемякин)
Статьи Льва Аннинского для «Сеанса»:
Итоги фестиваля «Окно в Европу» (2013);
Cтатья о фильме «Время танцора» Вадима Абдрашитова;
Статья о фильме «Окраина» Петра Луцика;
Статья о фильме «Майор» Юрия Быкова.
Работы Льва Аннинского по истории кино читайте на портале «Чапаев».