«Кинотавр-2016»: между корректором и коллектором
Огни большой деревни. Реж. Илья Учитель. 2016
Свершилось то, чему вроде нужно радоваться, но совершенно не получается: в полнометражном конкурсе «Кинотавра» дебютанты впервые количественно доминируют. Их 9 из 14. То, что национальный кинофестиваль превращается в конкурс дебютов, можно, конечно, подавать как благое дело продвижения молодых, но, глядя на программу, подозреваешь, что это скорее от безысходности. Российских кинособытий в этом году — кот наплакал. Серебренников и пустота.
Еще одна улика, указывающая на сложности в составлении программы, — наконец не в виде исключения (как было, например, с Виталием Манским), а массово «Кинотавр» пустил в программу документальное кино (в конкурсе «Чужая работа» Дениса Шабаева и «Год литературы» Ольги Столповской). Спецпоказ тоже документальный — навороченная летопись сочинских олимпийский игр «Кольца мира», снятая Сергеем Мирошниченко. Понятно и справедливо, что эта реформа — «дань мировому кинофестивальному тренду», шаг вперед. Дирекция «Кинотавра» не раз обещала уровнять документалистов в правах с авторами художественного кино. Но не оставляет чувство, что именно сейчас им дали места в конкурсе — не от хорошей жизни.
Возможно, такое скептическое настроение обусловлено самим материалом. На пресс-конференции фестиваля сюжетная тенденция конкурса была сформулирована следующим образом: «апокалипсис сегодня, распад базовых ценностей и пессимистический социальный портрет». Ну, у нас так не в первый раз и не в последний. Персонажи поголовно одиночки и внешне описываются через профессиональную принадлежность. Получаем, используя метафору нового фильма Твердовского-мл, — городской зоопарк. Грустные врачи, несчастные училки, злой коллектор, добрый корректор, гастарбайтер, водитель скорой и даже девочка на таможне, которая видит вещие сны (почти Оливье Ассайас!).
Невеселая социальная панорама будет как минимум частично занимательной. Обидно другое — этот путь в российском кино исхожен вдоль и поперек. И классические шутки про то, что жизнь слепо-глухо-немого бомжа неожиданно изменилась к худшему, снова зазвучат в обзорах, комментариях и главное — среди обычных зрителей.
Жюри во главе с Николаем Лебедевым, недавно выпустившим пятый в истории русского проката «миллиардник», по-видимому, будет судить робкие, закрытые в своем мирке, попытки входа в профессию от юных (Степанова, Артемьев) и не очень (Куценко, Красовский) дебютантов, представителей кинематографических династий (Илья Учитель), а также фильм с Безруковым про балет (в трейлере фраза «Я — гений» произносится трижды). Но все же есть фильмы на сочинском смотре, которые мы по-настоящему ждем, а в случае остальных — просто надеемся, что чутьё подведет.
? ? ?
«Ученик», реж. Кирилл Серебренников
Экранизация популярного спектакля «Гоголь-центра», без первой буквы и Никиты Кукушкина — всё же кино гораздо менее условное искусство, так что школьного религиозного фанатика играет актер помоложе, Петр Скворцов. Остальные — Исакова, Ауг и т.д. — на месте. Серебренников уже занимался перекладыванием своих постановок на киноязык, и, честно говоря, успешнее, чем в случае реализации оригинальных киносценариев. Не удивительно, что фильм попал в Канны — и тема, и форма вполне актуальны не только для российского, но и для европейского зрителя. Канн встретил «Ученика» тепло и даже выдал поощрение, посмотрим, как теперь его примет «Кинотавр».
«Зоология», реж. Иван И. Твердовский
Второй полный метр Ивана Твердовскго должен решить, как нам все же к нему относиться. В позапрошлом году «Класс коррекции» получил большой аванс: внимание, резонанс и дюжина статуэток — во это с оговоркой, что перед нами дебют очень молодого человека, надеждой, что все шероховатости и раздражающая экзальтация — детские болезни, которые пройдут. Новую работу — «Зоологию» — будут судить уже без скидок. Это не опус о маргиналиях школьной жизни, но сюжетная заявка о позднем пробуждении чувственности работницы зоопарка, у которой вдруг вырастает хвост (!), говорит о том, что любовь к фриковатости у Твердовского никуда не делась.
«Коллектор», реж. Алексей Красовский
Опытный сериальный сценарист, которого весьма условно можно назвать дебютантом, написал и снял монотриллер, где полтора часа в кадре будет один Хабенский. Остальные из списка «в ролях» представлены в основном голосами. Хабенский играет коллектора-шантажиста, маэстро психологического троллинга. Его в свою очередь шантажирует жена клиента, которого тот предположительно довел до самоубийства. Фильм целиком состоит из телефонных звонков, что может быть как и очень хорошо (как в «Локе»), так и очень плохо. В любом случае, приятно, что жанр «Телефонной будки» дошел до нас 15 лет спустя.
«Рыба-мечта», реж. Антон Бильжо
Антон Бильжо, в прошлом автор слогана «Всё будет Кока-кола», шесть лет делал короткометражки, потом собрал на краундфандинг-платформе деньги и снял «Рыбу-мечту», кажется, никак не связанную с песней «Ленинграда» или язем. Среди дебютантов отборщики выделили его как «многообещающего». Черная комедия о кризисе среднего возраста на эстонском курорте, Владимир Мишуков играет корректора энциклопедий, который влюбляется в Северию Янушаускайте, которая поет (а поет она, кстати, очень хорошо). Из всех «неуловимо питерских» работ, которых в этом году на «Кинотавре» будет пруд пруди, эта — потенциально наиболее симпатичная.
«Врач», реж. Юрий Куценко
Судя по всему, на Куценко оказала влияние работа с Виктором Шамировым («Со мною вот что происходит», «Упражнения в прекрасном»): монологичность, камерность, честная усталость — всё на месте. А вот замечательного шамировского юмора, похоже, катастрофически не достает. Но посмотрим.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой