18+

Подписка на журнал «Сеанс»

22 АПРЕЛЯ, 2016 // Рецензии

«Экипаж»: А теперь — крутое пике

В прокате — «Экипаж» Николая Лебедева. Этот фильм обещает стать главным коммерческим успехом российского кино в этом году. Сеансы расписаны так, что посмотреть что-то другое довольно проблематично. В переполненном зале наблюдал катастрофу Василий Степанов.

«Экипаж». Реж. Николай Лебедев, 2016«Экипаж». Реж. Николай Лебедев, 2016

Последовательно уволенный за, как намекают авторы, идеалы из погранвойск ФСБ, военно-космических сил России, а после и из военно-транспортной авиации той же страны капитан Алексей Гущин (Данила Козловский) возвращается на гражданку в постылую Москву к отцу-авиаконструктору (Сергей Шакуров). Тот, время от времени отворачиваясь от приемника «Океан» и телевизора, видавшего еще Брежнева, печатает на машинке книгу мемуаров «Последний авиаконструктор». После краткого разговора по душам, конструктор достает телефонную книжку и устраивает непутевого сына в небольшую, но летающую во все уголки мира авиакомпанию. Военного летчика с «волчьим билетом» без всяких курсов переподготовки сажают сначала в тренажер пассажирского лайнера, а еще через несколько минут, после того как Александр Наумович Митта тихонечко покачает головой, глядя, как из стороны в сторону колбасит обезумевший симулятор, возьмут на зарплату пилота-стажера. Чудеса случаются.

Тем, кто ждал чуда от нового «Экипажа», наверно, не стоило беспокоиться. Два с половиной часа режиссер Николай Лебедев собирает в кучу детские ощущения от встречи с достопамятным хитом Митты в 1980-м, моделирует детскую скуку во время просмотра первой серии (как его вообще пустили на это кино для взрослых?) и подростковый угар от огненных потоков во второй. Крушение аэропорта на несуществующем острове Kawoo (в реальности это германский производитель мягкой мебели) местами покадрово воспроизводит сцены катастрофы, снятой во времена застоя. Наблюдать за этой рефлексией — опыт скорее травматичный, нежели волшебный. Новый «Экипаж», конечно, никакой не ремейк, скорее оммаж (в чем-то даже сиквел). Поэтому критики так усердно упоминают в своих заметках Александру Яковлеву, 35 лет спустя сыгравшую ту самую стюардессу Тому из первого фильма. Действительно, в сырном продукте должен быть намек на сыр. Та же пресса напирает на то, как Лебедев развивает социальную тематику предшественника, который довольно подробно панорамировал позднесоветский быт. В новом фильме с возрастным рейтингом «6+» заявлена проблема отцов и детей, есть госчиновник с хамским рылом и сигаретой, а в кабине лайнера Ту-204, на котором патриотично летают главные герои, появляется женщина в форме пилота (Агне Грудите). Появляется, чтобы вылететь оттуда в самый ответственный момент после слов своего возлюбленного Гущина: «Выйди, Саша, нам поговорить нужно». Ага, как мужчине с мужчиной. Опуститесь с небес на землю, тест Бехдель этому фильму не пройти. Впрочем, «Экипаж» пренебрегает не только ею, но и другими второстепенными героями, их психологическими мотивациями и человеческими историями. Никто и никогда не поймет, чем занимается жена пилота Зинченко, сыгранная Еленой Яковлевой, не узнает, что за дама преподавала английский сыну Зинченко (Ирина Пегова), и не додумается, как попал в бортпроводники Андрей (Сергей Кемпо) и что он по этому поводу думает, когда не хочет демонстративно пойти на свидание с бортпроводницей Викой (Екатерина Шпица). Кажется, даже «Крутое пике» было внимательнее к второму пилоту Дринкенсу и радисту Морзе.

«Экипаж». Реж. Николай Лебедев, 2016«Экипаж». Реж. Николай Лебедев, 2016

Драматургия «Экипажа» отчетливо напоминает наши современные здания. Подобный стыд испытываешь, глядя результаты очередного архитектурного конкурса национального масштаба. «Экипаж» можно смотреть с закрытыми глазами или занимаясь домашними делами, в этом смысле фильм идеален для показа по центральному телевидению: все, что можно было бы показать, здесь проговаривают по несколько раз. Даже бесхитростные архитектурные излишества, эти балкончики глуповатых шуток, неизбежно поддержаны словесными кариатидами в духе «Юмор FM». Еще бы, ведь над сценарием работали пять опытных специалистов, породивших не один километр функционального гипсокартона и качественной кафельной плитки. Среди них, правда, не нашлось места консультанту, который мог бы предположить, как низко опускается температура на высоте 3000 метров и на скорости 350 км/ч, намекнуть, как хорошо плавятся синтетические штаны, если скакать над озером растекающейся лавы, или рассказать, что горящее авиационное топливо вряд ли можно потушить водой. Но что занудствовать, ведь кино — это чудо. Особенно, если фокуснику все удалось.

Мой коллега Антон Долин, с которым мы расходимся в оценке происходящего на экране, довольно точно описал фильм Лебедева как экзамен, который держит режиссер-стажер. Постановщику кажется, что он управляет огромным самолетом, может даже, блокбастером. Вокруг сверкают молнии и извергаются вулканы, двигатели на пределе, прокатное окно короткое, а в задних рядах беспокоятся пассажиры. Но на экране — только симулятор фильма.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»